BEL ENG DEU FRA



Я хочу, чтобы взрослые читатели воспитывали своих детей на лучших стихах дореволюционных авторов и авторов, которых я сейчас назову… - поэт-песенник Юрий Энтин

 
  
25 ИЮНЯ 2013 (Вторник) 16:19:47
- Уважаемый Юрий Сергеевич! Как же так получилось – ваш папа физик, мама – экономист, и они – это не секрет! – хотели, чтобы вы пошли по их стопам, но вы выбрали исторический факультет педагогического института? Хотя в школе увлекались и литературой…

- Я учился в 8 классе, когда однажды в отцовской библиотеке случайно наткнулся на одну книжку. Она называлась «Москва 1937», и написал ее великий писатель Лион Фейхтвангер. Фейхтвангер описывал свои впечатления о процессе над Бухариным, Радеком и прочими, знакомил с биографией Троцкого. Я несколько раз перечитывал эту книгу, и у меня она вызвала много вопросов. Даже закрались серьезные подозрения по поводу ее честности. Ведь Троцкий был таким же коммунистом, как и Ленин, и, несмотря на какие-то противоречия, взгляды их в основном совпадали. Как же Троцкий мог стать немецким шпионом?! Мне захотелось выяснить все до конца. Так впервые появилось желание всерьез заняться историей и поступить на исторический факультет. В институте я изучал эту тему. И надо же было такому случиться: даже женился на внучке Верховного главнокомандующего Российской Армии, позже Председателя Революционного трибунала, а еще позже прокурора Российской Федерации, народного комиссара юстиции СССР Николая Васильевича Крыленко, расстрелянного в 1938 году. Моя теща познакомила меня со многими старыми большевиками.

- Вы ведь некоторое время преподавали в школе?

- Да, преподавал в пятых классах. Но оказалось, что я совершенно не переношу, когда меня не слушают, отвлекаются, разговаривают, пусть даже шепотом. Все должны сидеть смирно! Кто не подчинялся моим требованиям, того я тут же удалял с урока. А поскольку дети не могут все время сидеть тихо и спокойно, то в коридоре оказывалось полкласса. Наконец, я понял, что преподавать – это не мое, и ушел из школы. Закончив при полиграфическом институте высшие курсы и получив второе образование, я устроился работать литературным редактором.

- А когда начали писать стихи?

- Редактируя тексты, я не мог отделаться от мысли, что могу написать лучше. Ну и начал писать. Я и раньше писал стихи, но это были, скорее, не стихи, а стишки по случаю, часто любовной тематики. В институте был женский коллектив, я со многими девушками заигрывал, в том числе с помощью этих самых стишков. Но окончательный выбор в пользу поэзии я сделал, когда мне исполнилось 33 года – возраст Христа. Я подумал, что если сейчас не решусь и не сделаю литературу своей профессией, то потом поэтом уже точно не стану. Поэзия – дело молодое. Не случайно многие поэты к 50-60 годам перестают писать, или пишут плохие стихи. И я решил уволиться.

- Однако вашему увольнению предшествовала одна очень интересная история, в какой-то степени определившая ваш дальнейший путь. Эта история с песней…

- «Ничего на свете лучше нету». Стихи к песне я написал раньше, чем появился сценарий «Бременских музыкантов», и передал их молодому композитору Геннадию Гладкову. Через некоторое время он позвонил мне на работу и по телефону пропел всю песню: «…нам любые дороги дороги!» И после этого я немедленно написал заявление об увольнении.

- Потом никогда не жалели об этом?

- Никогда. Напротив, я ушел очень вовремя. В том же году написал «Антошку», «Чунга-чангу»…

- Помните свое первое стихотворение?

- Помню. Оно у меня даже сохранилось, написанное маминой рукой. Мне было шесть лет, я хорошо играл в шашки (Юрий Сергеевич – кандидат в мастера спорта по шашкам – прим. Авт.), обыгрывал даже взрослых. Однажды один десятиклассник, который тоже неплохо играл, вызвал меня на поединок. Мы играли во дворе при большом стечении болельщиков. Я трижды обыграл его, он попросил дать ему возможность отыграться, и я еще дважды у него выиграл. Юноша покраснел, потом побледнел, и, не справившись с эмоциями, открыл люк во дворе, и бросил туда мои шашки! Я оторопел, не знал, что делать, заплакать или нет, и вдруг неожиданно для себя выдал очень неплохой для моих лет каламбур: «Безобразник и злюка, достань шашки из люка!» Такое нарочно не придумаешь. Все засмеялись, а мама записала стихи и потом с гордостью показывала их родственникам и просто знакомым, говоря, что со временем из меня получится большой поэт.

- Это первое стихотворение. А когда вы написали первую песню?

- Шестьдесят лет назад… На первом курсе института я начал ходить в хор, организованный дирижером Георгием Струве (Народный артист РСФСР, Президент Федерации детских и молодёжных хоров России, умер в 2004 году – прим. Авт.). У нас с Георгием были хорошие отношения, и я как-то признался ему, что мечтаю сочинять песни. Он предложил мне сочинять вместе. Наша совместная песня появилась в 1954 году, всех слов я уже не помню, но припев запомнил: «От горя лишился я сна, покоя от горя лишился, уже наступила весна, а я до сих пор не влюбился». Но официально своей первой песней я все-таки считаю «Ничего на свете лучше нету».

- Нужно ли вам сначала услышать музыку, чтобы сочинить слова? Или же бывает наоборот: сначала сочиняете стихи, а уже потом только композитор накладывает на них свою музыку?

- Чаще всего я сначала пишу стихотворение, а потом передаю его композитору. Но бывают и исключения. Помню, мне никак не давалась песня о любви. И тогда я попросил Гладкова сочинить любовную мелодию, и уже на готовую музыку написал стихи. Эта песня «Луч солнца золотого». Муслим Магомаев очень любил эту песню и считал ее одним из лучших шлягеров.

- А сами пробовали писать музыку?

Я не сказал бы, что у меня идеальный слух, и играть я не умею ни на одном музыкальном инструменте. Я полагаю, что если человек занимается делом, то он это должен делать профессионально. Люблю профессионалов! Поэтому и работаю с «могучей кучкой» – это композиторы Геннадий Гладков, Владимир Шаинский, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов, Марк Минков, Максим Дунаевский… Большинство из них закончили Московскую консерваторию, многие преподавали в ней, двое из них – ученики самого Арама Хачатуряна. В ряду этих композиторов «композитор Юрий Энтин» как-то не звучит. Поэтому у меня никогда даже и мысли такой не было.

- С кем из композиторов вам проще всего работалось? С кем вы хотели бы поработать, да не сложилось?

- Меня полностью устраивают мои соавторы, моя «могучая кучка», и ни с кем другим мне работать не хочется. Впрочем, было время, когда я мечтал написать песню с Давидом Тухмановым. Однажды мы сделали с ним несколько песен, но редакторы, пропустив мои стихи, забраковали его музыку! Позже музыку к моим стихам написал Геннадий Гладков – песня звучит в мультфильме «Голубой щенок». А к забракованной музыке Тухманова стихи написал Владимир Харитонов – так появилась известная всем песня «Как прекрасен этот мир».

Но я не оставлял мысли поработать с Давидом Тухманов. Он великолепно чувствует слово, он пишет музыку так, что слова сливаются с мелодией. Вспомните хотя бы великую песню «День Победы», написанную им на стихи фронтовика Владимира Харитонова. Тухманов написал так, как будто сам участвовал в войне.

В конце концов мечта моя сбылась. Мы написали с Тухмановым 150 песен и два мюзикла. Один из мюзиклов – «Багдадский вор» - много лет шел в театре «Сатирикон». Как видите, я работал со всеми композиторами, с которыми мечтал работать. Ну а веселее и проще работалось, наверное, с Геннадием Гладковым.

- Юрий Сергеевич, не поделитесь с читателями своими творческими планами?

- Осуществляется наша с Евгением Крылатовым мечта. Наверное, это даже больше его мечта. Он десять лет ждет от меня либретто, чтобы написать оперу «Русалочка» Я придумал сюжет, но не было театра, который бы заинтересовался этой работой. А сейчас такой театр нашелся, я уже встречался с режиссером.

С композитором Александром Зацепиным нам предстоит придумать номера к мюзиклу «31 июня», который состоится в театре «Карамболь». Шесть из них уже есть, они вошли в известный одноименный музыкальный телефильм. И еще двенадцать номеров предложила написать режиссер Ирина Брондз. Я с радостью согласился.

Еще мечтаю издать трехтомник с нотами, в котором было бы ровно 303 песни – в каждом томе по 101 песне! Первый том будет состоять из песен, созданных в соавторстве с «могучей кучкой». Второй том – сборник песен, написанных с теми же композиторами, однако в нем будут представлены песни, которых многие не слышали. В третий том войдут оставшиеся песни, которые я написал с композитором Давидом Тухмановым. Это мое наследство - 303 избранных песни для детей от Юрия Энтина.

- А сколько вы вообще написали песен, не считали?

- Наверное, около шестисот.

- У меня создается впечатление, что ваши стихи как будто и не написаны, а вот так просто и легко выпорхнули из вашего сердца... У вас бывают муки творчества? Легко ли вы пишете?

- По-разному. Иногда легко. Но бывает, что и не сплю, просыпаюсь по ночам, карандашом записываю в блокнот какие-то отрывки. Днями хожу сам не свой. И так - месяцами! Мучаю себя и супругу, часто отвечаю на ее вопросы невпопад. А потом вдруг сажусь за стол и быстро пишу стихотворение. И атмосфера в семье налаживается!

- По-моему, сейчас так мало пишут песен для детей. Или я не прав?

- Вы правы!

- Есть у нас молодые и талантливые поэты-песенники?

- Может быть, и есть. У меня написано свыше 200 песен, о которых почти никто не знает. Поэтому, возможно, и я не видел и не слышал чего-то такого, что действительно сделано талантливо. Но то, что я вижу, к примеру, на телевидении!.. Недавно очень внимательно смотрел и слушал детскую передачу «Рождественские песенки», в которой взрослые артисты пели с детьми. Девяносто девять процентов спетых песен так или иначе касались секса, и не было ни одной Рождественской песенки! На детей было жалко смотреть: на их лицах отражались те переживания, которые, по-хорошему, должны у них возникнуть лет через 15-20. Видимо, предполагалось, что будут петь песни о Любви с большой буквы, но слово «любовь» на нашей эстраде давно понимается исключительно как любовные отношения между взрослыми. И «Рождественские песенки» невольно убеждают юных зрителей в том, что любовь - это то, что происходит между тетенькой и дяденькой ночью.

- Дети сейчас воспитываются преимущественно на американских мультфильмах. Как поэт-песенник, как сценарист мультипликационных фильмов, скажите, есть ли среди современных американских мультфильмов по-настоящему хорошие фильмы, или все они – ширпотреб на нашу голову?

- Конечно, есть великие диснеевские мультипликационные фильмы, созданные в 30-40-х годах, такие, к примеру, как «Бемби», «Белоснежка и семь гномов» и многие другие. Это гениальные фильмы, с них начиналась и российская мультипликация.

Современный «Шрек», наверное, стал бы для меня милым, озорным, неплохим фильмом, изобилующим забавными диалогами, если бы не отдельные кадры! Например, в нем есть момент, когда принцесса видит птицу, высиживающую птенцов, что-то делает и птица вдруг надувается-надувается и лопается. А принцесса берет яйца и жарит Шреку яичницу… Убивать вот так просто, с легкостью, между прочим, по ходу дела и показывать это детям – совершенно безнравственно. В другой серии про Шрека лягушку надувают через соломинку. А ведь достаточно всего несколько кадров, чтобы научить детей плохому. Я не могу себе даже представить, чтобы нашим российским режиссерам пришло такое в голову! И в этом смысле «Шрек» становится ширпотребом, опасным ширпотребом.

- Юрий Сергеевич, вы как-то признались, что полюбили Израиль, после того как впервые побывали в этой стране. Вы даже как-то сказали: «Мне показалось, что это действительно центр мироздания и что-то экзистенциально непостижимое в этой земле есть». Православные христиане называют Израиль Святой землей. Кстати, это правда, что Вы придерживаетесь христианских ценностей?

- Я помню, в Израиле женщина экскурсовод так вдохновенно рассказывала о последних часах земной жизни Иисуса Христа, как Он страдал, как нес свой Крест, что я почти увидел это, и слезы брызнули из моих глаз. Мне пришлось отойти в сторону, чтобы вытереть глаза. С этого момента меня интересовало все, что связано с христианством.

- Спаси, Господи! Ну и, наконец, Юрий Сергеевич, скажите напутственное слово нашим читателям.

- Я хочу, чтобы взрослые читатели воспитывали своих детей на лучших стихах дореволюционных авторов и авторов, которых я сейчас назову. Это Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Борис Заходер, Эдуард Успенский, Григорий Остер и … Юрий Энтин!
/ sobor.by/ Протоиерей Александр Новопашин. Фото donbass.ua
(просмотров 3765)





Новости разделов:

Интервью

13 ИЮЛЯ 2024
В эфир вышла программа "Існасць" о минском приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
4 МАЯ 2024
"Все по молитвам дается, только стараться надо". Простыми словами о главном: интервью с мастером-резчиком Алексеем Хацкевичем
27 АПРЕЛЯ 2024
В программе «Прикосновение к свету» о Лазаревой субботе рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
30 МАРТА 2024
Интервью священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова (2-я часть)
24 МАРТА 2024
Программа Белорусского телевидения «СИЛА ВЕРЫ» взяла интервью у священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова
19 МАРТА 2024
Программа "Сила веры" рассказала о премии "За духовное возрождение". В числе первых награжденных - протоиерей Игорь Коростелев
14 МАРТА 2024
26 января в эфир на телеканале "Беларусь 3" вышла программа "СИЛА ВЕРЫ", посвященная знакомству с Минским приходом храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
27 ДЕКАБРЯ 2023
ВРЕМЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
22 ДЕКАБРЯ 2023
Интервью светлой памяти протоиерея Сергия Гордуна - в программе "Сила веры" рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
16 СЕНТЯБРЯ 2023
Очередной выпуск программы «Сила веры» посвящён приходу иконы «Всех скорбящих Радость»
23 АВГУСТА 2023
Продолжение интервью протоиерея Игоря Коростелева смотрите в программе «Сiла веры», посвященной 30-летию прихода иконы «Всех скорбящих Радость» (видео)
10 АПРЕЛЯ 2023
В программе «Прикосновение к свету» на телеканале СТВ вышло интервью с регентом Ольгой Янум
  Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.