Знать ясли Господа. Размышления в Рождественский пост
29 НОЯБРЯ 2017 (Среда) 16:36:54 Отец Лоуренс Фэрли (США) – о том, как пророчество Исайи повлияло на икону Рождества и что оно может сказать нашим современникам.В первых строках книги пророка Исайи мы находим следующие слова: "Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет" (Ис. 1:2-3). Такими словами пророк начинает долгое обличение своего народа, призывая Израиль покаяться и снова обратиться в любящей верности к Богу, с Которым его связывал завет. Они нуждались в этом призыве к возвращению. Тогда, примерно в 7 веке до н.э., они чтили как своего бога не только Яхве, но и Ваала, бога плодородия, бога шторма, дождя и жизни. Без сомнения, они считали это видом смешанного экуменизма, признаком широты взглядов и великодушной преданности. Возможно, они также считали это признаком современности: Яхве мог быть уместен во время их пребывания в пустыне, но для жизни в аграрном Ханаане был нужен более аграрный бог. Яхве мог подходить для бедуинского этапа их истории, но Ваал более соответствовал их оседлой жизни на земле. Как бы то ни было, в Израиле тогда чтили и Яхве, и Ваала, при этом считая именно Ваала основной причиной их сельскохозяйственного процветания. То, что большая часть Израиля считала широтой экуменических взглядов, Исайя считал простым вероотступничеством и неверностью. Яхве был их Богом, и Ваал, бог Ханаана, никак не был с ними связан. Поэтому преданность Ваалу была чистым прелюбодейным идолопоклонством, духовным отступничеством от их настоящего Супруга и Защитника. Супружеская измена, как все тогда знали, наказывалась смертью. Что ещё мог Израиль ожидать за своё вероотступничество? Поэтому пророк Исайя начал своё служение, призывая Израиль признать этот факт. Но он не просто пророчествовал про осуждение и наказание, но и призывал Израиль вернуться к покаянию, прощению и жизни. Яхве, их Бог, хотел не их смерти, но их покаяния. Он хотел прийти и рассудить с ними, что произошло, и пообещал, что если они покаются, то, даже если их грехи были багряными, Он убелит их как снег (Ис. 1:18). Пока, впрочем, Исайя начал с того, что указал на их неблагодарность. Любой отец в те дни мог с полным основанием ожидать благодарности, послушания и уважения от своих сыновей. Но несмотря на то, что Яхве вскормил и вырастил Израиль, давая им жизнь и защищая их как отец защищал своих сыновей, Он не получил ни благодарности, ни послушания и уважения от Своего народа. Хуже того – даже глупые животные знали, откуда они получали пищу. Вол знал своего хозяина, и осёл знал ясли господина своего, и каждый день они ждали хозяина, который приносил им пищу. И вол, и осёл – обычные домашние тягловые животные – знали звук шагов своего хозяина и были благодарны ему за то, что он наполнял ясли едой. Они знали, кого надо благодарить за их пищу, их благополучие и жизнь. Но Израиль каким-то образом не знал этого, Израиль оказался глупее домашних животных. Израильтяне считали, что их пища и хороший урожай даны им не Яхве, а Ваалом. Израиль не знал ясли господина своего. Эти вол и осёл, кстати, умудрились оказаться на иконе Рождества Христова и в каждом Рождественском вертепе. Когда мы видим икону Рождества, вне зависимости от того, православная она или католическая, мы видим, что вол и осёл стоят у яслей над новорожденным Христом. Почему? Ни апостол Матвей, ни апостол Лука не упоминают в своём повествовании ни о каких животных. Но Церковь, читая это пророчество Исайи, вспомнила о яслях Господа и подумала про Иисуса. Ведь о каких яслях Господина говорит здесь пророк? Конечно, о яслях, в которые положили младенца Христа! И впоследствии на каждом изображении Рождества Христова появилось особое место для вола и осла. Слова пророка Исайи находят отклик и в нашей душе, ведь мы не лучше, чем древние израильтяне, знаем ясли господина своего. Мы также не видим, что наша жизнь, могущество, процветание и пища даны нам Богом. Мы воображаем, что наша способность находить пищу и зарабатывать на насущный хлеб исходит от нас самих. Мы встаём каждое утро, идём на работу и тяжело трудимся сорок часов в неделю, чтобы заработать на жизнь. Правда ли мы сами зарабатываем себе на хлеб? Мы забываем, что силы и здоровье, с помощью которых мы работаем, даны нам как дар от Бога. Ведь однажды мы не встанем утром с постели, придёт врач, объявит нас умершими и покроет наше лицо простынёй. В тот день мы не будем работать. Тот день станет концом жизни как Божьего дара нам. Тем более следует сегодня знать ясли нашего Господа и признать, что всё, что у нас есть, даровано Им. Волы и ослы знают, кто их настоящие благодетели, и нам следует быть хотя бы такими же умными, как они. Склоняясь перед своими яслями и садясь за стол, чтобы вкушать свой хлеб насущный, давайте поблагодарим Бога и будем знать, что всё, что мы имеем и когда-либо будем иметь, даровано Им. По материлам oca.org/reflections/fr.-lawrence-farley/knowing-the-masters-manger Перевод Надежды Филипчик. / sobor.by/ (просмотров 2044) |
Новости разделов: