49+1: Пятидесятница и жизнь вне времени
19 ИЮНЯ 2016 (Воскресение) 16:12:57 На вечерне Пятидесятницы, службе, которая будет служиться во всех наших приходах в праздник Троицы, выпадающий в этом году на 19 июня, мы будем молить Воскресшего Господа, Который сел одесную Бога и Отца, послать нам Духа Святаго так же, как и апостолам, которые "были единодушно вместе" (Деян. 2:1). Довольно важно то, что события Пятидесятницы произошли ровно через 50 дней после Воскресения Христова. В древнем мире использованию определённых цифр придавался глубоко символический и иногда даже священный смысл, и это понимание полностью отражается в Священном Писании. Отец Александр Шмеман объясняет, как эта "священная нумерология" действует по отношению к празднику Троицы. Он пишет: "В священном библейском символическом понимании чисел число 50 символизирует и полноту времён, и то, что находится вне времени – само Царство Божие. Полноту времён оно символизирует, исходя из своего первого компонента – числа 49, которое представляет полноту числа 7 (7×7) – числа времени. И оно символизирует то, что находится вне времени, исходя из своего второго компонента – единицы (49+1), причём единица символизирует новый день, бесконечный день в Царстве Небесном. С сошествием Духа Святаго на учеников Христа наше спасение завершено, полнота раскрыта, дары получены, и теперь нашей задачей становится эти дары "усвоить", быть теми, кем мы становимся во Христе – причастниками и гражданами Его Царства". Мы называем эту реальность, которая уводит нас за полноту времени, воспринимаемого с точки зрения этого мира, эсхатологической. Это полнота Царства Божия, которое не от мира сего, но которое познаётся здесь и сейчас через наполненную благодатью жизнь Церкви, которая сама является храмом Духа Святого. "Присвоение" даров Духа Святого, о котором пишет о. Александр Шмеман, подразумевает под собой отказ от образа жизни, который называют плотским. В послании к Галатам святого апостола Павла мы находим примечательный фрагмент, где подчёркивается контраст между "вожделениями плоти" и "плодами духа". Апостол делает на этом акцент в начале фрагмента: "Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом" (Гал. 5: 16-18). Исключительно важно понимать, что, говоря о плоти, апостол не имеет в виду наши физические тела. Он не сопротивляется нашему физическому бытию, иначе мы бы столкнулись со сферой дуализма – искусственного и противоречащего Писанию конфликта между духовным и материальным. Под плотью апостол Павел понимает человека, восставшего против Бога. Это приводит к такому образу жизни, когда сам человек становится в центре всего, что далее ведет и к физическим, и к душевным проблемам. Читая далее послание к Галатам, можно ясно различить сложную природу "плоти" как понятия, включающего в себя и душу, и тело, и направляющего их к греховным делам или мыслям: "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (Гал. 5: 19-21). Не желаю никого склонять к унынию, но если кто-либо нашёл в этих словах что-то близкое для себя, возможно, что-то похожее на названные на последней исповеди грехи, то такой человек всё ещё борется с "вожделениями плоти". Согласно апостолу, долгосрочные перспективы такого образа жизни являются не слишком многообещающими, если не совсем мрачными: "Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5:21). Впрочем, есть и положительный момент. Он связан с тем, что существует другой образ жизни, тот, что является духовным, но воплощается через наше физическое существование в каждом дне нашей жизни: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал. 5:22-23). Среди перечисленных здесь плодов духа не упоминается сотворение чудес, видения, получение откровений экстатическим или мистическим путём. Апостол Павел говорит о подлинно человеческих добродетелях, но в том смысле, что Святой Дух усиливает, или углубляет, эти добродетели таким образом, что через них проявляет себя новый образ и понимание жизни, тот, к которому относятся слова апостола о "новой твари" (2 Кор. 5:17). Эта новизна жизни в Духе Святом отличала ранних христиан от их окружения, и подразумевается, что она должна отличать и нынешних христиан. Если мы не можем жить "плодами духа", то это означает не что иное, как то, что мы не смогли следовать тому призванию, которое на нас накладывает христианство. Апостол Павел подразумевает именно это, когда с уверенностью пишет: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5:24). Этот удивительный рассказ о новизне жизни, которую сделал возможной Святой Дух, завершается последним призывом: "Если мы живём духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Гал. 5:25-26). Как и первые христиане, ставшие свидетелями Пятидесятницы, современные христиане имеют все возможности, чтобы жить духом и поступать по духу. Отец Стивен Костов, протоиерей Православной Церкви в Америке, настоятель храма Христа Спасителя в Цинциннати, штат Огайо (США) / sobor.by/ Перевод Надежды Филипчик по материалам oca.org (просмотров 3373) |
Новости разделов: