BEL ENG DEU FRA



Особенности иконографии святых Виленских мучеников

 
  
16 ИЮНЯ 2016 (Четверг) 11:01:32
Особое почитание мучеников Антония, Иоанна и Евстафия сохранилось с XIV века вплоть до нашего времени.

Это религиозное чувство в том числе выражается и написанием их святых изображений. Однако при внимательном сопоставлении разных изображений Виленских мучеников мы сталкиваемся с тем, что изображения одних и тех же святых значительно отличаются, особенно это касается образов Иоанна и Евстафия, когда на разных иконах их изображают либо в виде юноши без бороды, либо в виде человека в возрасте с бородой.

До XVII века ещё сохранялось соответствие между именами и типами ликов мучеников, а затем появились разночтения между ними. Поэтому давно назрела необходимость провести грамотный и объективный иконографический анализ их сохранившихся изображений с иконописными подлинниками, в которых содержится руководство по изображению Виленских мучеников.

Наиболее раннее изображение мучеников сохранилось на т.н. "Большом саккосе" 1414-1417 гг. (ГММК), принадлежавшем митрополиту Киевскому Фотию. Изображение выполнено в технике лицевого шитья, где Антоний, Иоанн и Евстафий представлены в нижней части передней стороны, по пояс, с крестом в правой руке и раскрытой к молящемуся ладонью левой рукой, с непокрытой головой. Иконографический тип каждого глубоко индивидуален и содержит определённые портретные черты. Важным представляется наличие надписей имён на греческом языке около изображений, что помогает с абсолютной точностью соотнести каждое изображение с его наименованием. Святые изображены следующим образом: Иоанн – юным без бороды, Евстафий - с небольшой бородой, Антоний – русый с короткой узкой бородой.

Аналогичное соответствие надписей и изображённых святых находится в Строгановском лицевом иконописном подлиннике XVI века. Некоторое отличие представляет только тип лика Евстафия - здесь он изображён с несколько удлинённой, раздвоенной бородой. Такой же вариант изображения Виленских святых и на иконе XIX в., исполненной на основе строгановского образца конца XVI в., хранящейся в ЦАКе при МДА.

Все вышеперечисленные изображения сохраняют единый принцип в надписании определённых типов ликов каждого святого: Иоанн - молодой без бороды; Антоний - с короткой бородой; Евстафий - с чуть более удлинённой.

В иконописном подлиннике Новгородской редакции XVI века происходит существенное изменение иконографии Виленских мучеников. Для описания внешности каждого мученика используется известная иконописцам форма, встречающаяся в большинстве текстовых подлинников, - это сопоставление внешнего вида святого с широко известными на Руси святыми, имеющими схожий тип лика.

Так предписывается писать мученика Антония - "аки Бориса", Иоанна - "аки Глеба", Евстафия - "аки князя Владимира". В текстовом подлиннике XVIII века, изданном под редакцией Филимонова , иконография Виленских мучеников претерпевает ещё более сильное изменение: мученика Антония предписывается писать как страстотерпца князя Бориса; Иоанна - как князя Бориса, но с бородой "подолее" ; Евстафия - молодым, без бороды. Такое новое представление об их облике складывается в связи с личной трактовкой автором житийных подробностей. Это подтверждает интересное замечание свидетельствующее об изменении иконографии: "В минеи пишут: Евстафий юн бе леты и лицем красен, а во многих подлинниках пишут, что Евстафий стар и сед, аки князь Владимир, но сие несправедливо".

Таким образом, автор корректирует изображение, ссылаясь на текст минеи и заменяет между собой, в силу своего представления о красоте, типы ликов Иоанна и Евстафия. Важно отметить, что этим неточности автора подлинника не ограничиваются, в конце описания Виленских мучеников неверно соотнесены их языческие и христианские имена: "… сих святых мучеников Антония Иоанна и Евстафия имена в нечестии (т.е. в язычестве) бяху сия: Круглец, Кумец, Нежило …"

В дальнейшем на создание многих икон Виленских мучеников, всё более оказывает влияние иконография великого князя Владимира с князьями Борисом и Глебом, такие иконы на которых одновременно изображены равноапостольный князь Владимир и страстотерпцы Борис и Глеб появляются на Руси в XVI веке. Нужно отметить, что влияние этой иконы сказалось не только в типологии ликов мучеников, но и в общем строе композиции иконы, облачении святых (изображение княжеских шуб и шапок вряд ли соответствует одеждам придворных литовского князя), изображению таких деталей как мечи, все вышеперечисленные элементы иконографии присутствуют в иконе равноапостольного князя Владимира и страстотерпцев князей Бориса и Глеба.

В Фартусовском подлиннике начала XX века автор придерживался иконографии, изложенной в иконописном подлиннике XVIII века.

Таким образом, позднейшие текстовые иконописные подлинники способствовали унификации в изображении святых, усреднив индивидуальную трактовку образов. Поэтому при написании современных икон святых Виленских мучеников имеет смысл принимать во внимание особенности в развитии их иконографии и выбирать тот вариант, который всё-таки наиболее точно соответствует более раннему историческому протографу.

Иконописец Андрей Жаров.

/sobor.by/

(просмотров 2736)





Новости разделов:

Искусства

12 НОЯБРЯ 2024
В Минске открылась выставка сербской монахини Марии (Антич) «Святые Новомученики Ясеновацкие в свете Воскресения»
23 ИЮЛЯ 2024
Состоялся III Международный фестиваль христианского искусства «Несвиж Христов приглашает»
18 МАЯ 2024
Когда о семье говорят по-семейному
28 МАРТА 2024
ТВ "Союз". В галерее им. М. Савицкого во дни Великого поста работает выставка древнебелорусского сакрального искусства «33 ступени»
8 ЯНВАРЯ 2024
«Рождественская колыбельная» Олега Молчана возвращается к слушателям
5 ЯНВАРЯ 2024
Центр «Покрова» приглашает на Рождественский спектакль «Сказ о Петре и Февронии». Вход свободный
7 ДЕКАБРЯ 2023
ТВ "Союз". Коллективы из России и Беларуси приняли участие в хоровом концерте под сводами минского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
10 ОКТЯБРЯ 2023
Да 140-годдзя Парфірыя Заслаўскага”
4 ОКТЯБРЯ 2023
Праздничный хор прихода храма «Всех скорбящих Радость» записал новый альбом «Песнопения Русского зарубежья»
17 АПРЕЛЯ 2023
18 апреля в Минске покажут документальный фильм «Святой» о священномученике Владимире Хираско
29 МАРТА 2023
Конкурс «Пасхальная писанка – 2023» стартовал в Гомельской епархии
26 МАРТА 2023
30 марта в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска состоится Великопостный концерт «Душе моя…»
  Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.