1 | 2 |
следующая >>
ИСТОРИЯ ПРИХОДА
2003 год
Андрей Первозванный - один из 12 апостолов Иисуса,
стал первым учеником Христа, откуда и его традиционное прозвание Первозванный. Он
занимал особое место в общине апостолов, при чудесном насыщении пяти тысяч человек именно он
сообщает Иисусу об имеющихся пяти хлебах и двух рыбах. После распятия Христа совершил четыре путешествия,
посетил различные земли, в частности, побывал на Руси. Проповедовал христианство в причерноморских странах и
прошел по пути из варяг в греки, не минув пределов современной Беларуси, побывав в городах, расположенных -по
течению Днепра. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину - распятие на кресте особой формы. Кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона. При императоре Петре Первом, считавшим Андрея
Первозванного своим покровителем, имя крестителя земли русской получил главный орден российской империи - орден Андрея Первозванного, а Андреевс
кий крест стал изображаться на флагах российского флота. При строи
тельстве Санкт-Петербурга Петр Первый поместил частицу мощей апос
тола в основание Петропавловского собора.
Нетленные мощи апостола постоянно пребывают на святой горе
Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Представьте себе очередь в несколько тысяч человек, в которой никто
не толкается, не ругается, не лезет в обход других. Очередь, где стариков,
инвалидов и женщин с детьми не оттирают в сторону, а просят пройти вперед.
Становлюсь в ее конец, и за мною тут же выстраивается несколько десятков
человек. На часах - 20.00. Вокруг очень много милиции, которая вежлива, как
никогда. Впрочем, пожалуй, ей тоже не приходилось иметь дело с такой
дисциплинированной толпой. Много молодежи, детей и подростков.Опытные
старушки, половину жизни проведшие в очередях, прикидывают, сколько нам
стоять, и приходят к выводу, что не менее четырех часов. Чтобы скоротать
время, народ знакомится, разговаривает по сотовым телефонам, листает
газеты. Стоящая за мной девушка уткнулась в книгу. Читаю название главы:
"Есть ли у женщины душа?".
Над расположенным возле церкви недостроенным храмом замер с
задранным аистиным клювом строительный кран. Время от времени очередь
обходят женщины, которые собирают деньги на строительство храма. "Спаси вас
Господи, кто сколько может", - говорят они. В начале его возведения
строительство спонсировала фирма "Пуше". После того, как случился переезд фирмы из Минска, вернее будет сказать - фирма приказала
долго жить, работы затормозились. Мощи святого Андрея Первозванного
определили именно в эту церковь в надежде собрать деньги на продолжение
строительства. Возле церкви на всякий случай дежурит "скорая". Нищие
сопровождают очередь, как рыбы-прилипалы большой корабль. Старик с
чудовищно искалеченной артритом рукой просит милостыню. Слышу разговор у
себя за спиной. Девушка, которой надоело разбираться, есть ли у нее душа,
беседует со своей соседкой: "Моя приятельница - жена священника. Когда в
прошлом году в Минск привезли мирото-чащие иконы, и собралась такая же
толпа, он мог провести ее к ним без очереди. Но не сделал этого. Сказал -
"пусть это будет твоим паломничеством".
Заходит солнце, начинает свежеть. Мужчина лет тридцати отдает
пиджак незнакомой пожилой женщине. Народ делится принесенными из дома
бутербродами, предлагает воду в пластиковых стаканчиках, улыбается,
уговаривает пройти вперед женщину с маленьким ребенком. Это мы, Господи!
Все те же мрачные, озлобленные, замотанные, на эти несколько часов мы стали
другими людьми. И это - самое большое чудо, которое сотворил в Минске
апостол Андрей.
Очередь движется рывками - сначала застывает на месте, потом вдруг
резко продвигается вперед. Впереди меня стоит пара. Через полтора часа муж
что-то шепчет жене на ухо, виновато улыбается, и быстро уходит. Женщина
остается стоять. Вот и разберись, у кого она - душа...
Вокруг огромного скопления народа нет мусора, пустых бутылок, окурков. Нет и
курящих.
Время приближается к 12 ночи. Редкие удары колокола тяжелыми каплями пад;ают в толпу. Во мраке неярким светом теплятся окна церкви. Вокруг нас - тьма. Свет - там. Ноги от неподвижного стояния затекли и нестерпимо болят. Что заставляет
людей идти сюда, часами стоять в почти неподвижной очереди?
Вера да любовь - вот два последних чуда, которые оставило
людям наше прагматичное время. Десяткам тысяч человек в эти
дни помощь и заступничество человека, умершего двадцать
столетий назад, казались реальнее и надежней, чем поддержка
тех, кто рядом. Помоги нам, Господи! Выходит, больше некому.
Женщины начинают волноваться, пустят ли их в храм без
косынок. Но оказывается, в храме косынки дают напрокат:
повязал на входе - отдал на выходе.
Перед входом на территорию церкви стоит плотный милицейский
кордон.
- Давно стоите? - участливоспрашивает майор.
- Четыре часа, - отвечаем мы.
- Ну, это еще ничего, - снисходительно говорит он.- В Санкт-
Петербурге люди по восемь часов стояли. И вообще, радуйтесь, -
проповедовал продвинутый милиционер своей случайной пастве,
- чем дольше вы здесь стоите, тем лучше для вас.
Седенькие старушки благодарно закивали головами.
Седенькие старушки благодарно закивали головами.
Опытные женщины ошиблись. Наше паломничество длилось не четыре,
а пять часов. В храме горел неяркий свет, напротив алтаря на
возвышении стояла сделанная из серебра стопа, внутри которой
была заключена частица мощей. Быстрый проход, легкое прикосновение
к ней и выход на улицу заняли не более полутора минут. Когда
в час ночи я вышла из церкви, очередь была гораздо длиннее,
чем тогда, когда в нее становилась. Милиционер в мегафон предупреждал
толпу, что транспорт этой ночью будет ходить в обычном режиме.
Люди продолжали стоять.
Вероника ЧЕРКАСОВА.
1 | 2 |
следующая >>
|