Святыни Беларуси: храм Рождества Божией Матери д.Мурованка празднует 500-летие 1 октября
30 СЕНТЯБРЯ 2024 (Понедельник) 16:52:42 1 октября - празднование 500-летия уникального храма-крепости в честь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка. Эта значимая дата - повод вспомнить о нашей рубрике "Святыни Беларуси", в которой мы рассказывали об этом старинном храме и его святынях.Наша рубрика поможет вам познакомиться с историей своего родного края, открыть для себя живописные исторические места, узнать о вере предков, церковных святынях, открыть для себя православную Беларусь. Sobor.by будет рассказывать вам о храмовой архитектуре Беларуси, уникальных культовых сооружениях, чудотворных иконах и местах явления Божией Матери. У каждой святыни своя история. Храм Рождества Пресвятой Богородицы д.Мурованка Гродненской области Церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованка Щучинского района – архитектурный шедевр готично-ренессансного стиля, напоминающий одновременно сказочный замок и цитадель, внесенный в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. – Считается, что храм был построен в 1524 году на средства Виленского подконюшего Шимко Мацкевича-Шкленского, усадьба которого находилась в местечке Малое Можейково, – рассказывает настоятель храма в Мурованке иерей Кирилл Кубрак. – По этой причине довольно часто храм называют Маломожейковским. Однако на одной из надгробных плит, найденной в склепе во время ремонта в XIX веке, стояла дата 1469 год и была надпись: "Христов раб иерей Авраамий". О постройке храма в XV веке свидетельствует и местное церковное предание, и позднейшие письменные акты. Часть документов, которые могли пролить свет на точную дату строительства храма, унесли с собой православные священники, изгнанные в XVII веке после введения унии. Остальные бумаги были сожжены маломожейковским помещиком Казимиром Костровицким в конце XVIII века, по воле которого храм стал католическим. В 1656 году во время русско-польской войны Мурованка была повреждена и разграблена, ее восстановили лишь через несколько лет. Во время Северной войны в 1706 году войска Карла XII, двигавшиеся от Желудка на Полтаву, по приказу короля обстреляли постройку, поразившую его своим необычным грозным видом. Следы от шведских снарядов еще полтора столетия были заметны на стенах церкви… После этого, свидетельствуют историки, храм пришел в запустение до начала XIX века. Местные помещики довели церковь до такого жалкого состояния, что император Александр I, побывав там однажды и поразившись архитектурой, приказал незамедлительно начать реставрацию. Храм обновили по одним источникам в 1817, по другим – в 1822 году. Переделали верх фронтонов и отремонтировали крышу. Внешний вид церкви заметно изменился после капитального ремонта 1871-1872 годов: на сажень подняли западные башни, в одной из них появилась колокольня. К фасаду был достроен притвор, в западных башнях исчезли деревянные лестницы, была понижена крыша, устроены карнизы и увеличены окна. Несмотря на это, в основных чертах церковь сохранила первоначальный облик. Пострадала Мурованка во время Первой мировой войны, когда здесь содержали военнопленных. Настоятель храма Лев Савицкий, вернувшись сюда в 1920-е годы, застал церковь в ужасном состоянии и тотчас же принялся за ее восстановление. Есть версия, что ценности храма – иконы, книги, которые во время Первой мировой войны были эвакуированы в Московскую епархиальную контору, назад не вернулись. В 1923 году здание храма было передано католикам. В послевоенные годы храм был и вовсе закрыт и более четырех десятилетий использовался как зерносклад. В начале девяностых годов возвращен православным верующим, отремонтирован, сегодня здесь снова звучит слово Божие. "Сестра" Сынковичского храма Внешне Мурованка выглядит больше, чем внутри. А все потому, что толщина стен достигает двух метров, а фундамент – более двух с половиной. Четырехстопное одноапсидное сооружение 15 на 13,5 метров завершается высокой двухскатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. По углам, словно великаны, стоят четыре цилиндрические башни с бойницами, внутри которых расположены ярусы боевых галерей. Стены сделаны в технике готической кладки из сильно обожженного кирпича-пальчатки. Невероятной красоты изящные готические потолки с нервюрами и кристаллическими сводами. Поверхности наружных стен, фронтона и башен украшены неглубокими нишами. Спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком близки традиционным формам декорации памятников московского каменного зодчества. Круглое окно над входом – прием, обычный для культовых памятников романской и готической архитектуры. В целом же, утверждают специалисты, конструктивное и архитектурно-художественное решение храма представляет местные традиционные черты белорусской архитектуры XVI века. – До 1817 года в стенах церкви был потайной ход вокруг всего храма, – удивляет нас отец Кирилл. – Под храмом – два склепа, а главный вход в старину защищался тяжелыми входными воротами и герсой – железной решеткой, опускавшейся на цепях из ниши, сделанной в стене. Подобных Мурованке памятников оборонительного зодчества немного: в Сынковичах на Зельвенщине и в Супрасле (Польша). Поэтому иностранные туристы здесь частые гости. – Я венчался в Сынковичской церкви, – рассказывает священник. – Всегда восхищался красотой храма, любовался уникальной архитектурой. А год назад по Божьему промыслу стал настоятелем храма в Мурованке. Эти храмы похожи, но все же очевидно, что Мурованка – младше и изящнее. В ее архитектуре видна эволюция: узорчатый фронтон, больше выступов, "красивостей". А уникальная венецианская арка над входом в храм, говорят, единственная в Беларуси. Я бы назвал нашу церковь младшей, утонченной "сестрой" Сынковичского храма. Между прочим, арка сделана из кирпича необычной формы. По всей вероятности, каждый кирпич готовили в единственном экземпляре, чтобы он соответствовал своему месту. И каждый – художественное произведение. На некоторых можно увидеть интересные отпечатки, напоминающие следы животных. Своды же храма выложены фигурным кирпичом, который называют "королевская лилия". Это дает основание предполагать, что с белорусскими зодчими храм строили французы или итальянцы. Сегодня каждый паломник и турист может увидеть образцы этого древнего кирпича, штукатурки, гвоздей, черепицы "хвост бобра", куски мраморной плиты с именем фундатора церкви, старинное храмовое Евангелие и даже… ядра шведов, которыми обстреливали храм. Все это с любовью собрано в экспозицию под стеклом. А отец Кирилл и его супруга матушка Христина – специалист по охране культурного наследия и туризму – увлекательно расскажут о том, что здесь было, есть и будет. Чудеса Волчинковской иконы От старого убранства сохранились лишь две иконы и плита в честь Казимира Костровицкого, вмурованная в стену. Остатки еще одной плиты, на которой было увековечено имя основателя церкви Шимко Мацкевича-Шкленского хранится в экспозиции внутри храма. Главная святыня храма – икона Божией Матери "Волчинковская" – прославилась чудесами исцеления больных. Каждую неделю перед ней совершается молебен. – Чудотворный образ Божией матери прежде находился в приписной к храму часовне в Волчинках, сруб которой помещик спустя время продал, а сама икона затерялась, – рассказывает иерей Кирилл Кубрак. – Немного позже одна больная прихожанка Маломожейковской церкви во сне получила обещание исцеления от Богородицы, если помолится перед ее Волчинковским образом. Женщина сообщила об этом священнику Льву Савицкому, и начались поиски чудотворной иконы. Затратив немало усилий, прихожане нашли икону в амбаре помещика, продавшего часовню. Забрали ее в храм, воздали почести. И больная исцелилась. С того времени икона стала особо почитаемой в Мурованке. Это произошло во второй половине XIX столетия. Что стало с чудотворным образом в XX веке неизвестно. Возможно, кто-то схоронил его дома, и наследники даже не предполагают, какая святыня висит у них в красном углу. Возможно, выслали в тыл во время Первой мировой войны. А список с чудотворного образа сделали по фотографии 1907 года. Список уже и сам прославился чудесами. В благодарность за исцеление люди приносят Богородице дары. Свои молитвы возносят и перед Остробрамской иконой Божией матери, которая почитается как католиками, так и православными. Никто не помнит, как она появилась в Мурованке, но молятся ей давно. Связующая ниточка веков Сегодня храм-крепость Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка – в центре внимания верующих, ученых и туристов: он внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО и считается историко-культурной ценностью мирового значения. Это большая честь и ответственность./ sobor.by/ По материалам grodnonews.by (просмотров 3030) |
Новости разделов: