Расcказ об исторических судьбах Православия на Беларуси нужен не только по причине
недостаточности учебного материала по этой важной теме. Значение
Православной Церкви в развитии белорусской культуры невозможно
переоценить. Духовная жизнь народа определяет его материальное
состояние. Кто понимает глубину своих духовных корней, тот пребывает
непоколебимым под напором различных модных учений нашего смутного
века.
|
|
Христианская миссия у славян
|
Свв. Мефодий и Кирилл |
Пути распространения христианской веры. Проповедь христианства
в Европе. Славянская миссия святых братьев Мефодия и Кирилла.
Почему греческий обряд распространялся быстрее и был плодотворнее
латинского. Роль варяг в закомстве русских с христианской
верой. Была ли Русь крещена насильственно.
|
| Что нужно знать о 992 годе |
|
Образование государственного и духовно-нравственного строя.
С какого момента можно отсчитывать преобладающее влияние
христианской веры в землях Западной Руси, на территории
современной Беларуси. Полоцк и Туров как наиболее развитые
государственные центры.
|
Святой Равноапостольный князь Владимир |
| Церковь и гражданский быт |
|
Влияние Церкви на формирование государственного строя: правовое
наследие Византии. Рабы языческой Руси, крестьяне
- в христианской. Роль Церкви в урегулировании конфликтов
семейных, общественных, государственных.
|
| Книжность и просвещение |
|
Христианскую
веру можно считать религией слова по преимуществу. Не только
потому, что Христос, Сын Божий, именуется в Евангелии от
Иоанна Словом (Ин. 1,1). Само распространение
христианской Церкви связано со словом проповеди, книжностью,
просвещением.
|
| Отражение Неба на земле |
|
Христианское понимание храма. Выбор места строительства.
Каменные церкви - показатель княжеского усердия, деревянные
- искусства русских мастеров. Соборные храмы в честь святой
Софии. Коложская церковь как самый уникальный храм Беларуси.
Значение храма в общественной жизни.
|
Софийский собор, г. Полоцк,
1044—66, 1738—50 гг. |
| Первые православные святыни |
|
Каждому православному человеку дороги воспоминания о начале
его веры.Точно также и в памяти народной запечатляются события,
давность которых превышает жизнь отдельного человека. Это
воспоминания еще юного народа, его первое знакомство со
знаками христианского благочестия.
|
Полоцкая икона Богородицы (именуемая еще Корсунской, память 22 октября по церк. календ.)
|
| Роль Православия в образовании Великого княжества Литовского |
|
Условия, необходимые для образования государства. Что представляла
собой Западная Русь в XIII-XV вв. Великое княжество Литовское
как государство с преобладанием русской культуры и Православия.
|
Великий князь литовский (с 1316) Гедимин |
| Мученики Антоний, Иоанн
и Евстафий |
|
Страдания святых Антония, Иоанна и Евстафия свидетельствуют
о том, как непросто совершается православная миссия. Преодолевая
переменчивый нрав правителей, косность и предрассудки толпы,
жизнь Церкви всегда обновляется в христианском подвиге святых
мучеников. Так земная кончина одних приводит к духовному
возрождению других.
|
| Городельский привилей 1413 г. |
|
Религиозно-политическая обстановка, сложившаяся к XIV веку.
Перемены в государственной жизни Великого княжества Литовского
на рубеже XIV-XV веков: династический союз Польши и Литвы,
католическое крещение Ягайло и других литовских князей,
открытие католической епископии. Издание указа о привилегиях
католикам. Городельское постановление 1413 года.
|
Святитель
Киприан Московский, митрополит (1406) |
| Начало Западно-русской митрополии |
|
Киевская Митрополия. Возникновение двух политических центров.
Попытки образования двух независимых митрополий. Окончательное
разделение русской митрополии на Московскую и Киевскую как
следствие Ферраро-Флорентийской унии 1439 г.
|
Святитель
Киприан Московский, митрополит (1406) |
| Почему избрали Свидригайло |
|
Религиозная
политика Ягайло и Витовта: как католичество приобрело свое
преимущественное положение на литовских землях. Положение
русских при Свидригайло. Борьба Свидригайло и Сигизмунда
как национально-религиозная. Приобретение имущественных
и других прав западно-русскими князьями и боярами с сохранением
религиозно-политических ограничениий.
|
Свидригайло,
великий князь Литвы в 1430-32, младший брат Ягайло (1406) |
|
Храмы-замки |
|
Исторические
предпосылки появления храмов т.н. оборонного типа. Михайловская церковь в Сынковичах, церковь Рождества Богородицы в Мурованке (Маломожейковская),
Благовещанский собор Супрасльского монастыря. Обусловленность расположения храмов-замков конфессиональной границей .
|
Свято-Михайловская
церковь оборонного типа, д. Сынковичи, 1407 г. |
|
Как жило духовенство |
|
Внешний
и внутрицерковный взгляды на роль духовенства в жизни Церкви.
Структура древнерусской епархии. Особенности жизни сельской
общины. Как формировался церковный клир. Источники доходов
епископа и соборного духовенства. Проблемы соблюдения порядка
в обширных епархиях .
|
|
|
Собор 1509 года |
|
Результат работы собора духовенства, созванного митрополитом Солтаном в столице ВКЛ г. Вильно с целью наведения порядка в Киевской митрополии - 15 правил, касающихся поведения духовных лиц, а также вмешательства лиц светских в дела церковные. Нарастание беспорядков в церковной жизни в связи с невыполнением постановлений собора.
|
Иосиф Солтан - с 1499 митрополит киевский |
|
Начало западно-русских православных братств |
|
Жизнь Церкви - жизнь общинная. Братство любите (1 Петр. 2,17).
Пропаганда унии, реформация, контрреформация, объединение с Польшей в Речь Посполитую, усиление католического влияния - время появления первых братств.
Принятие ими на себя части миссионерских, благотворительных и административных обязанностей духовенства.
|
Герб
города Львов, в котором было организовано одно из первых
братств, устав которому дал патриарх Антиохийский Иоаким |
|
Брестская уния 1596 года |
|
Идея
церковной унии как восстановления утраченного единства Церкви.
Исторический анализ попыток объединения. Миссионерская деятельность
иезуитов. Состояние Православной Церкви перед началом унии.
Тайные переговоры сторонников унии, их посольство в Рим,
результат этого посольства. Открытие собора, разделение
его на униатский и православный, утверждение королём решений
униатов.
|
Иезуитский
проповедник Пётр Скарга (1536 - 1612). |
|
Первые богословские споры вокруг Брестской унии |
|
Православная полемика в ответ католикам и униатам.
Важнейшие сочинения противоборствующих сторон. Вопросы, вызвавшие противостояние - главенство папы римского или его равенство восточным
патриархам, могли ли православные иерархи подписывать унию без согласия своей паствы.
Спор вокруг догматов веры.
|
Униатский митрополит Ипатий Потий (1541 — 1613) |
|
«Витебское дело» или убийство Иосафата Кунцевича |
|
Поддержка унии королем Сигизмундом III, объявление Православия вне закона. Свидетельства современников о жестокости мер, применявшихся к "мятежникам". Средства борьбы с Православием, избранные униатскими иерархами. Народное возмущение, справоцированное униатским архиепископом Иосафатом Кунцевичем и его гибель. Реакция папы римского, королевское возмездие.
|
Сигизмунд
III Ваза (1566 - 1632), король Польши (пр. 1587 - 1632) |
|
Святой Афанасий, игумен Брестский |
|
Жизненный путь преподобномученика Афанасия Брестского, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Утверждение Православия и полная отмена унии – вот в чем видел святой Афанасий цель своей проповеди.
|
преподобномученик
Афанасий
игумен Брестский (1597- 1648), память 5/18 сентября |
|
«Казацкая угроза» в защиту Православия |
Богдан Хмельницкий, казацкий гетман (конец XVI в.? -1657) |
Перерастание
религиозного конфликта в межнациональную вооруженную борьбу.
Возникновение казацкой организации из свободолюбивых южно-русских
разбойников. Восстания казаков на Украине и их продолжение
на Беларуси. Восстановление православной иерархии в Киевской
митрополии. Польский проект "статей для успокоения
греческой религии" ввиду "казацкой угрозы".
Новые указы в пользу унии. Восстание Богдана Хмельницкого.
Подписание Белоцерковского договора. Вхождение Малороссии
в состав Московского государства.
|
|
|
Православие в Могилеве |
|
Административно-гражданский аспект развития города. Несогласие горожан с унией. Учреждение независимой епархии - последнего оплота Православия в Речи Посполитой. История становления Богоявленского (Братского) монастыря.
Война за Малороссию между Московским государством и Речью Посполитой, деление горожан на сторонников Польши и Москвы, колебания высшего православного духовенства.
Свт. Георгий Конисский - выдающийся православный архипастырь.
|
|
Подчинение западно-русской митрополии Московскому патриарху |
| Царь Алексей Михайлович (1629-1676, царь с 1645 г.) |
|
Флорентийская уния - разделение Русской Церкви, Брестская - раскол западно-русской митрополии. Белоруссия под властью царя Алексея Михайловича.
Постановка вопроса о церковной юрисдикции: останется ли
Киевская митрополия в подчинении патриарху Константинопольскому
или же войдет в состав Московской патриархии. Андрусовское
перемирие: потеря Белоруссии, разделение украины по Днепру
с сохранением Киева Россией. Константинополь выдает грамоту
на подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху,
вопрос о правильности этого подчинения.
|
|
Вера отцов или сословные привилегии? |
|
Переход русских панов и шляхты через унию в католичество с сопутствующим ополячиванием - возникновение религиозной и культурной преграды между сословием господ и их слугами, потеря Православной Церковью социально-политической опоры в Речи Посполитой. Как и почему произошло отречение от Православия потомков знатных родов и превращение его в веру соиальных низов.
|
Мелетий Смотрицкий, автор сочинения "Плач" о Православной Церкви в Западной Руси. |
|
Братские школы |
|
Первые ревнители школьного православного образования. Просветительская деятельность братств. Проблемы
высших учебных заведений, педагогический состав православных школ. Католическая система образования, характер образования православного. Труды учёных-славистов.
|
Польский канцлер Ян Замойский (1542-1605) - основатель Замостоцкой
академии, чуждой духа иезуитского фанатизма |
|
Как трудно быть благочестию без благочиния |
|
Причины
возникновения обрядовых отступлений в Западнорусской Церкви.
Духовный собор 1640 г., созванный в Киеве митрополитом Петром
Могилой с целью наведения порядка в православном богослужении
и церковном благочинии. Распространение партесного пения.
|
Митрополит Киевский Петр Могила (на кафедре 1633-1646) |
|
Проект уничтожения Православия в Речи Посполитой |
| Польский король Август III (1696-1763) |
|
Бедственное
положение единственнной православной кафедры. Новые ограничения
прав христиан-некатоликов. Постановление "о паповичах".
Деятельность русских дипломатов. Сепаратный акт и сеймовое
постановление, гарантировавшее православным религиозную
свободу. Образование Барской конфедерации, справоцировавшей
восстание народа. Первый раздел Речи Посполитой между Россией,
Пруссией и Австрией.
|
| Православная обрядность в униатской церкви |
| Лев Кишка, униатский митрополит (1713-1728 гг.) |
|
Католическая
идеология унии. Причина внутренней слабости Униатской церкви.
Образование Базилианского ордена. Латинизация унии, умножение
беспорядков. Замойский собор 1720 г., окончательное превращение
западнорусской униатской церкви в церковь польскую католическую.
|
| Когда крюки заменяли ноты |
|
Что такое церковное пение. Корни христианского пения. Греческие тетрахорды, возникновение гласов. Появление крюков, знаменный распев. Расцвет церковной музыки.
|
| Разделы Речи Посполитой и облегчение участи Православия |
|
А.П. Антропов. портрет Екатерины II |
|
Восточная Белоруссия в составе Российской империи. Государственная политика в отношении православных и католиков. Массовое присоединение униатов к Православию. Восстановление православной иерархии на территории Речи Посполитой. Польские проекты церковных и государственных реформ. Второй раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией, восстание Т. Костюшко, окончательное разделение Речи Посполитой.
|
| Уния: между Католичеством и Православием |
|
Император Павел (1796-1801) |
|
Влияние социального фактора на выбор религии крепостными на территории бывшей Речи Посполитой. Усиление католической церкви при императоре Павле. Положение церкви Униатской. Массовый переход униатов в латинский обряд при Александре I. Проблема образованности униатского клира, попытки создания семинарий. Интерес к восточному обряду в стенах Главной католической семинарии, открытие семинарии в Жировицах. Предрасположенность униатских пастырей к Православию как результат образованности.
|
| Полоцкий собор 1839 года |
|
Император Николай I (1825—1855) |
|
Неустойчивый, несамостоятельный характер унии рождает вопрос: что она есть сама по себе. Курс на восстановление «русских начал» в западных губерниях при Николае I. Утверждение плана по оживлению униатского вероисповедания. Польское восстание, закрытие Виленского университета, образование Белорусского учебного округа. Восстановление в унии православного богослужения по греко-восточному чину. Осуществление проекта мирного воссоединения.
|
|
Переход к новому периоду церковной истории |
|
Растеряность униатов в вопросах веры и самой их конфессиональной принадлежности. Инструкции Екатерины II в отношении вер: способствовали ли они господству Православия. Состояние православных епархий в первые годы после воссоединения.
|
Святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский |
|
Нужно было много терпения и такта |
|
Меры направленные на преодоление церковного раскола и восстановление православной традиции. Обычаи сохранившиеся от униатства. Организация семинарий и духовных училищ. Ухудшение материального положения духовенства. Возрождение полоцкой обители.
|
Святитель Филарет Дроздов, митр. Московский и Коломенский |