BEL ENG DEU FRA



Духовные упражнения Cаввы (Мажуко). Зёрна коррупции

 
 
  
12 МАРТА 2018 (Понедельник) 13:21:35
"Стремлюсь к доброму, хвалю его, люблю всем сердцем чистоту, непорочность, святость, а тянусь к грязи, пороку, как зачарованный". Архимандрит Савва (Мажуко) продолжает великопостный цикл "Духовные упражнения"

Духовные упражнения Cаввы (Мажуко). Вопроси тестя своего! >>

В системе богословского знания есть наука с умилительно-конфетным названием "амартология". Звучит, будто это учение о разведении фиалок или способах приготовления джема. Можно попробовать это слово "на язык": "кафедра амартологии", "исследования в области амартологии", "научный прорыв в амартологии", а есть ещё, наверное, "амартологический", "амартологично".

Чем занимается профессиональный амартолог? Амартология – это богословская наука о грехе, поэтому учёный-амартолог – это греховед, специалист в области греховедения.

– Весёлая, должно быть, наука!

– Скорее трагичная, потому что это учение не о проступках человека, а о первородном грехе и его последствиях.

Ленивый молитвенник

Было время, когда вечерние молитвы я читал по английскому молитвослову. Дело не в любви к Британии, а в лени, в обычной лени: в этой книжечке молитв было значительно меньше, чем в нашем обычном Правильнике.

В вечернем правиле у меня есть любимая молитва – вторая молитва святого Антиоха "Вседержителю, Слово Отчее". В этом древнем тексте есть такие слова:

Иисусе, Добрый Пастырю Твоих овец!

Не предаждь мене крамоле змиине

И желанию сатанину не остави мене,

Яко семя тли во мне есть.

Последняя строчка меня особенно волнует – "яко семя тли во мне есть" – то есть внутри меня живёт зерно растления. "Тлеть" значит "гнить", "разлагаться".

Каким бы ни был человек хорошим, в нём все равно обитает нечто опасное и разрушительное, живёт как возможность, зерно, закваска. Проснётся или нет – как повезёт, как сложатся обстоятельства жизни, но оно всё время там, внутри, его нельзя окончательно истребить, и каждый носит его в себе с рождения до последнего вздоха.

В английском варианте эта фраза звучит так: For the seeds of corruption are in me.

"Во мне – зёрна коррупции". Английское corruption имеет не только значение продажности или, буквально, коррупции, но обозначает порчу, гниение, разложение, например, разложение трупа – corruption of the body.

Святой Антиох назвал "семенем тли" то, что в богословии известно как последствия первородного греха. Это загадочная тема, как и сама история грехопадения, описанная в книге Бытия. В богословской традиции существует множество толкований того, что же произошло с Адамом в Эдемском саду. Для нас ясно одно: это трагедия, последствия которой переходят по наследству ко всем детям Первого человека. Как взывает автор таинственной Третьей книги Ездры:

О, что сделал ты, Адам?

Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного,

Но и нас, которые от тебя происходим (3 Ездр. 7:48).


Что это за падение? Не думаю, что кто-то до конца исчерпывающе может ответить на этот вопрос. Есть попытки описать первородный грех языком юриспруденции, как правовое преступление человека перед Творцом, есть версии, выписанные языком этики и даже психологии.

Святой Антиох был иноком монастыря преподобного Саввы Освящённого, в своей молитве он открыл, как восточные монахи мыслили этот феномен. Для них грех был органическим повреждением природы человека, хроническим наследственным заболеванием, с которым рождается человек. Угроза этой болезни такова, что потребовалось Воплощение Создателя, чтобы спасти человеческий род от истребительного насилия этой заразы.

Естественно было бы предположить, что амартология – это раздел этики. Ведь именно этика – это философская рефлексия по поводу нравственности и морали. Этик мыслит мир, поскольку в нём есть Добро и Зло. Однако тут всё сложнее. У богословов всё "не как у людей".

Теология первородного греха – это не раздел этики, это ответвление богословской антропологии, учения о человеке. Для обычного гражданина антропология – это о черепах, костях, надбровных дугах, то есть вещах осязаемых, "трогательных". Богослов-антрополог занимается не нравами людей, а самой природой человека, и в этом учении для христианского мыслителя есть две отправные точки:

1) человек есть образ Божий;

2) человек есть повреждённое творение Божие.

Из второго пункта и растёт амартология.

Как я могла?

Наш монастырь находится рядом с железной дорогой. Не самое удачное место для обители. Но есть и свои плюсы. Мимо церкви приходится идти не только пассажирам, но и самоубийцам. Представьте, в наше время есть ещё люди, которые бросаются под поезд.

Как-то весенним деньком, когда наш сад белел от яблоневого цвета, я услышал возле церкви женский плач, такой надрывный и отчаянный, что просто вынимало сердце. Рыдала интеллигентная дама, которую я робко стал расспрашивать и утешать. Она тоже пришла ложиться под поезд, но струсила и пошла набраться храбрости в церковь. Она работает в школе, уважаемый учитель, потомственный педагог, её ставят в пример, но теперь вся жизнь пошла прахом – попалась на взятке за какое-то сочинение.

– И зачем брала? И деньги-то глупые? Стыдно людям в глаза смотреть! Что скажет мама? Что будет с сыном? Я не хочу в тюрьму! И главное – как я могла?

И, действительно, – когда она успела стать коррупционером?

Как становятся коррупционерами?

У меня перед глазами множество портретов хороших людей, которые совершали жуткие поступки, неожиданные для самих себя. Человек полон сюрпризов.

По наблюдениям Мити Карамазова, в каждом из нас невероятным образом уживается идеал содомский и идеал Мадонны. Но мудрость состоит в том, чтобы отдавать себе отчёт: каким бы приличным человеком ты ни был, "семя тли" живёт внутри тебя и до самой смерти не оставит в покое.

Проявляет себя "семя тли" внутренним конфликтом между двумя идеалами, которые описал Достоевский. Вот Медея мучается по Язону:

Желаю я одного, но другое твердит мне мой разум.

Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь (Овидий, "Метаморфозы", 7, 20).

Как это знакомо, не так ли? Стремлюсь к доброму, хвалю его, люблю всем сердцем чистоту, непорочность, святость, а тянусь к грязи, пороку, как зачарованный. Мне кажется, у апостола Павла эта "разодранность" выписана ещё драматичнее:

Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю, но живущий во мне грех (Рим. 7:18-20).


И далее с отчаянным воплем:

Бедный я человек!

Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7:24).


Почему апостол, рассуждая о грехе, поминает смерть? Потому что это "семя тли" есть воля к самоубийству, к небытию. Грех – это болезнь к смерти, как говорил другой апостол. В грехе человек самоубивается, и дело не просто в поступке, в самую сущность человека внедрена какая-то таинственная сила, что сладострастно влечёт его к смерти. И трудность в том, что эта болезнь не операбельна. Можно бы вырезать, но – что?

Грех – это болезнь свободы. Мы ведь не можем обвести мелом свободу и сказать: вот это она и есть, красавица, я её по синим глазкам узнал. Свобода – это не "что", а "как", это способ существования, и однажды свобода в человеке "заболела", и "зараза" стала передаваться по наследству.

Ночной сеятель

Читаем Евангелие от Матфея. Некий человек посеял доброе семя, а ночью пришёл враг, рассыпал между пшеницей плевелы и удрал. Когда взошла зелень и уже показался плод, пробились и сорняки. Люди стали удивляться и довольно резко спрашивать хозяина:

– Разве ты не пшеницу сеял? Откуда тут плевелы?

– Это сделал враг человека.

– Если хочешь, мы всё повыдёргиваем.

– Нет. Станете дёргать сорняки – повредите пшеницу. Когда придёт время жатвы, пусть соберут жнецы плевелы, свяжут в снопы и сожгут, а пшеницу уберут в житницу (Мф. 13:24-30).

Эта притча предупреждает наши недоумения:

– откуда во мне "семя тли", если Бог сотворил всё так хорошо?

– почему от этой болезни страдаю я, получивший это в наследство?

– неужели нельзя эту заразу как-то нейтрализовать, выдернуть из меня?

"Семя тли" – загадочная болезнь, о которой мы не всё знаем. Именно по этой причине всё, что нам говорится, сообщается языком образов. Первородная порча не предопределяет мои поступки, это некий раскол внутри меня, склонность, диссонанс, но с этим можно жить, если научишься постоянно противостоять болезни.

Зрение греха своего

Откройте первые главы Бытия и почитайте историю падения Адама. Целые полки книг написаны, чтобы уяснить, что же тогда произошло, но исчерпать этот вопрос мы не сможем, поэтому даже прозорливые люди, размышляя о "семени тли", говорили языком образов. А святым людям открывалось многое.

Одно из духовных упражнений, за которое брались опытные подвижники, называлось "зрение греха своего". Это подвиг далеко не для всех, и понять его суть могут не многие, потому что это упражнение выполнялось под надзором опытного руководителя, который сам был научен своим учителем и прошёл все подготовительные ступени. Видимо, преемственность прервалась, и теперь мы можем только догадываться, что же созерцали старцы.

Мне кажется, что эти святые люди по мере очищения от власти страстей постепенно проникали в своём созерцании в самые глубины человеческой природы, где все наши "корни" сплетаются в единый организм Всечеловека. Мы даже не подозреваем масштабов этой порчи. Нам эта трагедия открывается лишь частично, потому что мы беспечно парим в своей ежедневной эмпирии и не знаем, что есть ещё неоткрытые "этажи" человеческой природы, которые настолько больше меня эмпирического, как подводная часть айсберга больше открытой верхушки. Старцы видели всё. Поэтому плакали в своих пустыньках, проливали свои священные слёзы над истерзанным болезнью человечеством.

"Семя тли" для нас тайна. Нам дано лишь знать необходимое, но самое важное.

Предупреждён – значит, вооружён!

Первое: не надейся на свою праведность. Каждый, даже самый приличный человек носит в себе "семена тли", поэтому я постоянно перечитываю "богословский трактат", написанный Борисом Заходером, как напоминание обо мне самом:

Слонёнок сказал,

Увидав человека:

– Да это же просто какой-то калека!

У бедной

Бескрылой,

Бесхоботной мошки

Оторваны обе

Передние ножки!

А мама

Сынишку

Похлопала хоботом

И проговорила

Внушительным шепотом:

– Обманчива, милый,

Наружность убогая.

Способно на многое

Это двуногое!

Второе: греху нужно противостоять постоянно. Быть хорошим очень тяжело. Это ежедневный труд. Все наши духовные упражнения направлены на то, чтобы быть готовым к неожиданным сюрпризам скрытой и опасной болезни.

Одна моя приятельница каждый год отправляла сына в санаторий.

– Особых изменений я не чувствовала, и как-то сын на оздоровление не поехал. Вот тогда я и почувствовала, как ему нужно было это лечение: всю зиму провалялся.

Духовные упражнения, которыми мы себя "поддерживаем в форме" ради противодействия нашей "наследственной хвори", очень просты, но они требуют постоянства и навыка. Это реальная борьба "даже до крови", жёсткая и опасная.

Третье: мудрость милосердия, "милость к падшим". Наши великие старцы, погружаясь в "зрение греха своего", выносили из этого подвига глубокое милосердие к людям и грешащим, и кающимся.

И это, может быть, самый важный урок из всех рассуждений о зёрнах коррупции: мера мудрости есть мера снисходительности.

Читайте и смотрите также: 

Две духовности. Что архимандрит Савва (Мажуко) рассказал участникам слёта православной молодёжи >>

Архимандрит Савва Мажуко: Нет никакого "мира молодёжи" >>

www.pravmir.ru / sobor.by/

(просмотров 2505)





Новости разделов:

В помощь учителю

24 ОКТЯБРЯ 2024
«Однажды ты станешь настолько взрослым, что снова начнешь читать сказки»: детские книги «Sobor.by» рекомендует»
29 СЕНТЯБРЯ 2022
Читаем вместе с детьми: журнал «Малышок»
12 ФЕВРАЛЯ 2020
Музей Библии Института теологии БГУ проводит экскурсии для всех желающих
15 ЯНВАРЯ 2020
Учитель из Дятлова создала интерактивный сайт, чтобы школьники узнали о жизни местночтимых святых
10 ЯНВАРЯ 2020
14 добрых историй, которые стоит прочесть детям в Рождество
3 ЯНВАРЯ 2020
В белоозёрской школе детей и учителей поздравляют с именинами и вместе посещают христианские святыни Европы
30 ДЕКАБРЯ 2019
В России школьники собирают макулатуру и... продюсируют фильмы
23 НОЯБРЯ 2019
В Бобруйске прошёл Литературно-духовный вечер "Семью сплотить сумеет мудрость книги!"
11 АПРЕЛЯ 2019
Стартовал конкурс литературно-исследовательских работ «Православные святые и святыни Борисовской епархии»
22 МАРТА 2019
"Победить в себе агрессора и жертву". В Жировичах прошёл семинар на тему домашнего насилия
7 МАРТА 2019
Как создать счастливую семью? Разбираем послание ап. Павла к Ефесянам
9 ФЕВРАЛЯ 2019
Православный автор Вячеслав Бобков написал песню, ставшую "гимном учителей"
  Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
Новости
Архив новостей :