Какие ошибки допускают проектировщики православных храмов
21 ИЮЛЯ 2016 (Четверг) 11:07:57 По мнению РПЦ и архитекторов, облик православного храма требует обновления. По какому пути двигаться? Каким должен быть храм XXI века? Какие черты в его облике обязательно нужно сохранить, а какие, наоборот, пришла пора менять?Недавно Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата совместно с Гильдией храмоздателей и Союзом архитекторов России объявили открытый архитектурный конкурс на создание проекта православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом. Итоги конкурса станут известны 18 января. А в их преддверии в Союзе архитекторов России разгорелась оживлённая дискуссия, посвящённая актуальным вопросам проектирования храмовых комплексов. В частности, обсуждали то, каких ошибок нужно избегать, приступая к проекту здания "негражданского" назначения. Работа по созданию библиотеки проектов современных храмов была поручена отделу по строительству православных храмов Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Куратором проекта стал заместитель начальника отдела протоиерей Андрей Юревич — сам в прошлом архитектор, имеющий диплом МАРХИ. В рамках архитектурной дискуссии, вооружившись мелом, он попробовал, что называется, в режиме on-line спроектировать православный храм нового типа. Причём делал это отец Андрей, попутно обсуждая те проблемные вопросы, с которыми может столкнуться архитектор, только начинающий свой путь в качестве "храмоздателя". — Чтобы спроектировать храм, нужно знать множество тонкостей, — объяснил священник-архитектор аудитории. — Иногда под строительство храма выделяется участок с очень сложной конфигурацией, и сделать на нём "привязку" бывает достаточно непросто. Ведь по канонам храм должен быть ориентирован по направлению запад — восток. К тому же рядом с храмом нужно обязательно предусмотреть свободное место для совершения крестного хода. В современных условиях по-другому проектируется и входная группа: здесь должны быть гардеробная, туалеты, комната охраны, помещение, где продают свечи и иконы. Правильно должно быть сформировано и внутреннее пространство. К сожалению, сейчас, в погоне за "эксклюзивом", храм порой так распланируют, что в нём неудобно и прихожанам, и священнику. А между тем, между алтарём и царскими вратами, например, должно быть достаточно места, чтобы совершать земные поклоны. Нужно предусмотреть для прихожан и возможность снять в храме верхнюю одежду. Предостерёг отец Андрей и от "буквального" проектирования. — Знаете, иногда приходит настоятель со своим архитектором и говорит: "Раз мы будем строить Храм Живоначальной Троицы, значит, крыша и купола у нас будут зелёные". У меня такой подход вызывает большие сомнения. Думаю, прямые аналогии здесь вряд ли нужны. Архитектор должен работать в первую очередь с конструктивом, с формой. Кроме того, протоиерей-архитектор посоветовал начинающим специалистам сначала окунуться в церковную жизнь, подольше побыть в том пространстве, где совершается богослужение, побеседовать со священниками и только потом уже приступать к проектированию. — А то, бывает, приходит человек строить храм, а сам не может отличить клирос от амвона, притвор от придела, — сетует отец Андрей. Всё позволительно, но не всё полезно По словам отца Андрея Юревича, сейчас строится много безликих храмов. Священники между собой называют их "храмами-хрущёвками". Но как из "хрущёвок" нужно переселять людей в более благоустроенное жильё, так и из безликих храмов нужно "переселять" приход в красивые, величественные храмовые сооружения. — Современная архитектура состоит не в том, чтобы самовыразиться или, тем паче, эпатировать кого-то, — считает председатель правления Гильдии храмоздателей, архитектор с большим опытом храмостроения, Андрей Анисимов. — Она в том, чтобы максимально соответствовать изменившимся запросам Церкви. А храму сейчас нужны не только ритуальные, но и общественные пространства. Определяясь с храмом XXI века, опытные храмоздатели предостерегают от излишней экстравагантности. Впрочем, предыдущие конкурсы показали, что архитекторы никогда не отказывали себе в креативе. Так, автор одной из работ предложил проект храма из стекла. Другой вариант — когда на традиционные купола как бы накинута ткань с прорезями. Третий предложил и вовсе авангардный проект, когда храм лишь угадывается в авангардных формах и больше похож на конструктивистскую инсталляцию из квадратов и треугольников. Что ж, с нетрадиционными формами можно и поэкспериментировать, считает протоирей Андрей Юревич. Почему бы нет? Другое дело, что вряд ли нужно уходить в экстравагантность. Ибо всё позволительно, но не всё полезно… А ещё красивый храм нужно вымолить: "Господи, открой мне!". Как вымаливали свои гениальные иконы великие молитвенники-исихасты Андрей Рублёв и Дионисий. Ведь самый первый храм, Скиния Завета, был промыслен Богом. При храме может быть и спортплощадка, и театр, и литературное кафе Как показывает практика, каждый настоятель делает храм "под себя". Так что выражение "каков поп, таков и приход" в полной мере относится и к самому храму. Например, если священник склонен к педагогике, он обязательно построит рядом воскресную школу. Если увлекается спортом, пробьёт волейбольную площадку. Если раньше занимался военно-патриотической работой, откроет зал с силовыми тренажерами. Есть храмы, рядом с которыми располагаются театры, литературные кафе, приюты для неблагополучных подростков. — Помню, при работе над проектом приюта для малолетних мам перед архитектором была поставлена задача спроектировать комнаты, где будут проживать мамочки со своими детьми, — рассказывает отец Андрей. — Так что, проектируя храм, архитектор может столкнуться с элементами сугубо гражданского назначения. И в этом — одна из современных черт православного храма. Крестный ход вокруг батюшкиной койки Участники встречи в Гранатном переулке попробовали определить признаки современной храмовой архитектуры. Во-первых, это храмовый комплекс, состоящий из зданий разного назначения. Изначально храм всегда строился отдельно от служебных помещений. Сейчас же их всё чаще объединяют: и церковь, и дом настоятеля, и трапезную, и воскресную школу. — Так удобнее, — поясняет архитектор Андрей Анисимов. — Правда, порой возникают казусы вроде того, который случился с одним из моих проектов, когда дом причта церковного был не очень удачно объединён со зданием храма. "Это что же, — поинтересовались люди, — мы крестным ходом вокруг батюшкиной койки станем ходить?". В итоге пришлось "обрубить" дом и вынести его за пределы комплекса. — Но в целом, "комплексная" тенденция сейчас очень устойчивая, продолжает наш собеседник. — Храмы ведь строятся на деньги жертвователей. И удобнее на этот разовый взнос построить всё, что необходимо приходу, вплоть до пекарни и разных мастерских. Это всяко лучше, чем дробить проект и растягивать строительство на неопределённый срок. Излишний декор отвлекает от молитвы Любопытно, что другим важным признаком современности стало… отсутствие росписи в храме. — Считаю, что не стоит забивать храмовые интерьеры декором, — поделился своим мнением Андрей Анисимов. — Во-первых, это дорого. Во-вторых, когда вы приходите в храм, который расписан полностью, это отвлекает от молитвы. — Да ладно бы ещё роспись была на достойном уровне, — сетует отец Андрей Юревич. — А то ведь порой самого низкого качества. Так что лучше любоваться идеально белыми стенами и думать о вечном. Согласен, необычно для православного храма. Но когда-то надо меняться... Прихожане теперь ближе к алтарю Много споров сейчас по поводу того, как нужно располагать алтарь. Одни по-прежнему считают, что алтарная часть — это сокровенное место, где приготовляются Святые дары и куда категорически запрещено входить посторонним. Другие полагают, что правила должны стать более демократичными, и если уж алтарь по-прежнему закрыт для всех, кроме служителей церкви, то его можно хотя бы "приблизить" к верующим. — Сейчас алтарь часто делают практически без алтарной преграды, — говорит председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов. — Считается, что прихожанина не надо отделять от того, что происходит в алтаре. Словом, нововведений в современном храме предостаточно. Плохо только, что нормы и правила храмостроения не зафиксированы ни в каких официальных СНиПах. Есть лишь свод разрозненных правил. — Пока зачастую строим вприглядку. Передавая сведения о пропорциях и размерах из уст в уста, — поделился с собравшимися протоиерей Андрей Юревич. — Безусловно, было бы неплохо, если бы такие СНиПы для храмовых зданий были разработаны. Но на это нужны немалые средства. А с этим, как водится, проблема... Сегодня назрела необходимость в создании добротных, крепких проектов повторного применения для храмов. Такие проекты спасут от той безликости и безвкусицы, которая царит порой на просторах приходской архитектуры. Елена Мацейко. Иллюстрации предоставлены Гильдией храмоздателей. Проектирование и строительство — Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Фото внутреннего убранства храма с сайта trojza.blogspot.ru Источник:Строительство.ru. monasterium.by / sobor.by/ (просмотров 2616) |
Новости разделов: