О. Павел Кивович: "Кладбище - это Церковь. И об этом нужно говорить"
6 МАЯ 2017 (Суббота) 12:45:59 Впереди 9 мая и длинные выходные. Многие стараются спланировать их так, чтобы посетить могилы своих близких – наверняка, у каждого в роду есть ветераны, прошедшие Великую Отечественную войну, отдавшие свою жизнь за нас. В храмах 9 мая будет служиться панихида. Не упустите возможность соборно помолиться о своих близких и о всех погибших и трагически умерших в период ВОВ.Ранее мы писали, что главное для усопших – это наша молитва, а ещё - милостыня в память о них. Традиция устраивать на кладбище трапезы с угощением усопшего – абсолютна неуместна для христианина. Что же взять с собой на кладбище? Каким суевериям, связанным с ним, не нужно верить? Нужно ли брать на похороны и кладбище детей? На эти и другие вопросы мы попросили ответить протоиерея Павла Кивовича, клирика минского Радосте-Скорбященского прихода, настоятеля прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района. - Отец Павел, на протяжение года люди посещают кладбища, навещая своих усопших близких. Возникает вопрос: стоит ли брать на кладбище детей? - Обязательно, кладбище - это Церковь. И об этом нужно говорить. Это место святое. Это Церковь наших усопших. Мы Церковь воинствующая, а они Церковь торжествующая - те, кто достиг этого торжества, а кто-то и не достиг. С самого детства отношение к кладбищу должно вырабатываться как к Церкви, как к святому месту. - А нужно ли, на Ваш взгляд, брать ребёнка на похороны? - Важно дать ребёнку возможность попрощаться с близким человеком. В моей жизни были уже 2 случая, когда детям не разрешили попрощаться даже с мамой. На мой взгляд, это крайне неправильно. Крайне. Во-первых, сами взрослые не знают, что такое смерть в правильном христианском понимании, поэтому и боятся о ней говорить. Во-вторых, сколько я вижу по реакциям детей трёх, четырёх, семи лет – с ними, конечно, нужно очень аккуратно говорить на тему смерти – но я вижу, что дети такого возраста совершенно нормально реагируют на смерть и не боятся умершего человека. Есть возраст, с которого дети начинают бояться смерти, с лет 10 – это начало переходного возраста, и за это время им уже услышано и увидено о смерти много неправдивого и ненастоящего. Христианская обязанность говорить о смерти правдиво с момента, когда есть повод об этом говорить. Тогда эта реальность бытия будет совершенно правильно приниматься ребёнком впоследствии. Иначе будем сталкиваться с тем, что ребёнок 12-13 лет будет страховаться и не подойдёт ни к бабушке, ни к дедушке, а потом будет сожалеть. Знаю по себе: мне в детстве не дали попрощаться с бабушкой, переживали, что я, может быть, испугаюсь, возможно, так и было бы, но впоследствии я ощущал, что мне не хватило того дня, когда я мог бы с ней попрощаться, увидеть её в последний раз. - Раз уж мы подняли эту тему - вызывать специальные службы для подготовки умершего родственника к погребению, по-христиански ли это? - В этом нет ничего плохого. Бывает, что человек не готов побороть чувство отчуждения и подготовить своего ближнего к погребению. Знаю, что в Польше и Литве при костёлах есть церковные службы, которые занимаются погребением умерших. Я очень рад, что сейчас появились службы, которые ответственно занимаются организацией похорон, когда приезжают на кладбище нормальные ребята, которые эстетично подготовят место для человека. - Отправляясь на кладбище к близким, что стоит взять с собой? Возможно, лампадку? - Можно. И Литию – будет хорошо её спеть или прочитать. - Чего не стоит нести? - Ничего съестного. - А окропить могилу святой водой, можно? - Конечно. На покойного это никак не повлияет, а на нас повлияет. Мы же свои дома окропляем, освящая и одухотворяя таким образом свою жизнь. - Можно ли с кладбища что-то уносить? Есть страх, что-то случайно забрать с кладбища. - Этот страх совершенно не обоснован. Кладбище – это не мусорник, это Церковь. - Если мы видим на соседней могиле беспорядок, по-христиански ли её прибрать? - Однозначно, это только плюс и благо, сейчас много заброшенных могил. - По традиции многие несут на могилы цветы. Чётное количество цветов – умершим, а нечётное – живым. Это забобоны? - Это традиция. Если посмотреть на украшение храмов сегодня, то там уже никто не считает, сколько цветов - несть числа цветам. Я думаю, вполне можно говорить, что это забобоны. Но о том, что это забобоны важно не столько говорить, сколько к этому так относиться. А говорить… не всегда это может быть сказано корректно, это может нанести обиду ближнему. Лучше самому к этому правильно относиться и правильно учить своих детей: не осуждать того, кто делает так, но и говорить, что так делать совершенно необязательно – есть и ДРУГОЕ мнение. - Что Вы думаете про искусственные букеты? Сегодня редко увидишь на кладбище живой цветочек… - Это отдельная тема, как сейчас кладбища "украшаются" химией пластмассовой – венками и прочим. Был свидетелем неоднократно, как огромные 12-метровые грузовики вывозят миллионами эту сгнившую пластмассу, венки и цветы, всё это невесть где сжигается, страшно засоряя экологию. Говоря о заботе о Божьем творении, привычку приносить пластмассу на кладбище можно назвать греховной привычкой. А ведь это и большие вложения в приобретении всей этой пластмассы. Альтернатива – живые цветы, а если могила позволяет, можно сделать колумбарий. С точки зрения заботы о Божьем творении, куда правильней принести два живых цветочка. Сегодня зарождается очень хорошая традиция переходить ко всему более натуральному. Есть же и ритуальная экологическая флористика, когда используются природные материалы для тех же венков – ветки, мох, хлопчатобумажная нитка. Когда человек понимает, что вещь, которую он использует должна раствориться впоследствии и стать биогумусом. Да, это может быть дороже, но, с другой стороны, что может быть дороже нашей экологии и здоровья наших детей? Увы, как показывает опыт, даже если у людей нет денег, они все равно приносят венки поналяпистей и подороже. А вот в Польше, например, православные кладбища находятся на содержании православного прихода. Каждый священник знает, сколько стоит вызвать машину и переработать этот мусор, поэтому на проповедях он об этом говорит. Благодаря этому уменьшилось количество ритуальной пластмассы. К сожалению, у нас об этом так активно говорить не будут, т.к. кладбища у нас не находятся под ответственностью церквей. Однако, на мой взгляд, эту тему нужно освещать и поднимать, в том числе и в храме. Мы можем говорить о ней в рамках бесед об экологии и Божьем творении. На фото: Отец Павел Кивович. Автор снимка Татьяна Шимко, deiverbo.com Смотрите и читайте также: О. Иоанн Задорожин: "Сегодня в храмах не встретишь столько людей, сколько на кладбищах" >>> Записки "О упокоении": что важно знать >>> Родительская суббота: зачем идти на богослужение и как помочь усопшим? Отвечает священник >>> Детские вопросы о Боге и Церкви - что ответить родителям? Советует священник >>> / sobor.by/ (просмотров 9634) |
Новости разделов: