О вере и служении Богу. Большой разговор с личным фотографом Патриаршего Экзарха
24 ЯНВАРЯ 2018 (Среда) 19:25:43 Эту девушку знают во многих храмах нашей епархии, ведь она создаёт её фотолетопись. Татьяна Амелина – личный фотограф митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и её работа – фотографировать все службы с владыкой и большинство мероприятий.Мы встретились с Татьяной накануне её дня ангела, чтобы поговорить о премудростях церковной фотографии и о личном пути нашей героини к вере, а также о том, что на самом деле представляет собой труд в Церкви. Читайте также: Приход на 40 м²: как минская община святой Татианы 11 лет живёт в ожидании своего храма - Прежде всего, хочу поздравить Вас с наступающим Татьяниным днём. - Спасибо. - Кто для вас святая Татьяна Римская? - То, что я про неё читала, кажется фантастическим. Современному человеку сложно поверить в то, что можно выдерживать жестокие пытки и исцеляться после этого, сложно поверить и в другие подробности её мученического подвига. Понятное дело, что она жила в III веке, и за прошедшее с её смерти время история о ней могла обрасти легендами и преувеличениями. Но, в любом случае, я верю, что она была святым человеком и чудес в её жизни было предостаточно. Если верить её биографии, она была диаконисой, родилась в знатной семье, но пожертвовала всем ради Господа. Это достойный пример, которому хочется следовать. Мне не приходилось делать в жизни такой выбор, но если такое произойдёт, я буду учиться у неё и у других святых подвижников. Они всегда делали выбор в пользу Господа Иисуса Христа, даже если это грозило каким-то земным неблагополучием. Я каждый день обращаюсь к святой мученице Татиане в молитвах, в том числе, прошу у неё помогать мне. Дорога ко Христу - Как вы оказались в Церкви? - В детстве я была крещена в Православии, но в то время всё это делалось родителями скорее для галочки. Мои родители выросли в советское время, и моя мама мне признаётся, что это я привела её в церковь, когда сама воцерковилась. Она же изначально смотрела на это скорее как на традицию предков. Я интересовалась темой Бога и высших сил с детства, и мама этому не препятствовала, хоть и посмеивалась иногда над какими-то моими детскими идеями или планами. В православную церковь мы ходили по большим праздникам, как и все. Но я с детства была в поисках, сталкивалась с различными течениями – как в сфере религии, так и в сфере самопознания. Я много чем интересовалась, но само Православие почему-то обходила стороной. Для меня это казалось чем-то примитивным и недостойным внимания. - Почему? - Не знаю. Мне казалось, что это всё мне не близко, есть какие-то более совершенные учения и способы богопознания. Перед тем, как я воцерковилась, жизнь сталкивала меня с людьми разных религий, и у меня появилась возможность многое сравнить. Постепенно я остановилась на Православии, причём это был не просто выбор разума, а скорее… Просто моего сердца коснулся Христос. Я искала Бога, просила Его показать Истину. Пришёл именно Христос и повёл за Собой. Обстоятельства начали складываться соответствующим образом. Мне было сложно отказаться от многого, что раньше казалось разумным, но мне хватило для этого здравомыслия. Был случай, когда у меня пропали все мои наработки – литература, видеофильмы, всё, что было у меня собрано из прошлой жизни. Но я подумала, что это дополнительный стимул начать жизнь с чистого листа. - Работа в Церкви – это ваш осознанный выбор? - Скорее, так сложилось. Был ряд каких-то случайностей, которым я просто последовала. И то, что я оказалась здесь – по светским меркам это случайность. Но мне импонирует фраза, что случайность – это аватар Бога. - Как вы это понимаете? - Пути Господни неисповедимы. Иногда случайности – то, чем Бог управляет нашей жизнью. Если Бог считает что-то полезным для тебя и ты этому не сопротивляешься, то Он покажет тебе этот путь. Ты сердцем почувствуешь, что это тот самый путь, и я стараюсь этому следовать. Быть фотографом в храме - В чём отличие светской и церковной фотографии? - Сильное отличие в том, что на светских мероприятиях ожидаемо наличие фотографа и люди заинтересованы в том, чтобы их фотографировали. Они могут даже позировать и им важно получиться на фотографиях хорошо, на фотографа они реагируют спокойно. Когда ты снимаешь в храме… Меня до сих пор постоянно спрашивают, какое я имею право в храме фотографировать. Большинство людей не представляют, что там можно вести съёмку. Они приходят молиться, а общение с Богом – это что-то очень сокровенное, поэтому люди не готовы фотографироваться. Вот почему при съёмке я делаю акцент на съёмке духовенства, потому что они в целом понимают, кто я и зачем я это делаю. Но и для них фотограф во многом помеха, я это понимаю. Представьте: идёт служба, все молятся, а рядом носится фотограф или видеооператор. Как мне кажется, это похоже на надоедливую муху, которая жужжит рядом и которую хочется прихлопнуть (смеётся – прим.). - Что делать, если не получается избежать конфликтных ситуаций? - Они бывают, и иногда даже на ровном месте. Я стараюсь меньше отвлекать прихожан фотографированием, но бывают и прихожане, которые пытаются защитить митрополита от меня. Спрашивают – сколько можно его фотографировать каждую службу? Вы ему уже надоели (смеётся – прим.)! Кроме того, обычно все фотографы в храмах – это мужчины, и людям сложно представить, что девушка может фотографировать, да ещё и с благословения. Так что мне приходится всё объяснять, в том числе иногда и священникам. - А бывает ли положительная реакция со стороны прихожан? - Да, это тоже бывает. Есть люди, которые специально позируют. Бывают и хвалебные отзывы от тех, кто видел фотографии. Прихожане, в том числе постоянные, могут мне помогать или что-то подсказывать. - Труд в Церкви – это работа или служение? - В первую очередь, служение. Конечно, это и зарабатывание средств на жизнь, но если бы на этом всё заканчивалось, я бы работала в другом месте, где было бы легче и удобнее. Когда я начинала фотографировать богослужения, у меня была своеобразная ломка. До этого я приходила в храм только молиться, забывала про всё и обращалась в первую очередь к Богу. А здесь мне нужно было сделать противоположное – всецело обращать внимание на окружающих меня людей, убранство храма и другие детали, постоянно следить за происходящим на службе. Когда у меня это стало получаться, мне стало сложно перестраиваться обратно на молитву в храме. Сейчас, спустя время, я иногда успеваю на одной и той же службе не только фотографировать, но и молиться. Работа в Церкви и духовная жизнь - Насколько важна стабильность духовной жизни, когда ты трудишься в Церкви? - Если ты пришёл в церковь просто заработать деньги, ты просто ничего не поймёшь и не сможешь фотографировать. Чтобы фотографировать то, что происходит в церкви, ты должен это глубоко понимать и сам быть на месте того, кто молится. Я сама воцерковлённый человек, и я думаю, что благодаря этому у меня получается выбирать для снимков наиболее важные моменты. Когда в храме фотографирует светский фотограф, он не понимает смысла того, что там происходит. Он фотографирует всё подряд и не может расставить акценты, потому что всё для него имеет одинаковое значение. Человеку, который невоцерковлён, эта работа, на мой взгляд, даже не будет интересна. - Почему? - Не знаю, что там может быть интересного. Люди, которые обращаются неизвестно к кому, молятся на какие-то изображения, и всё это два часа… Это просто скучно. К тому же в храме нельзя много фотографировать, чтобы не отвлекать людей, нужно фотографировать только важные моменты. Даже если человек выучит богослужение, ему нужно дожидаться от одного момента до другого, и для неверующего фотографа всё это будет не иметь смысла. Такому фотографу надо будет платить слишком много денег (улыбается – прим.). А для меня каждая служба – это в чём-то праздник. Даже когда я прихожу на службу с плохим настроением, оно у меня постепенно сменяется на хорошее, служба для меня как исцеление. - Есть ли в вашей работе какие-то искушения? - Есть определённые сложности, которые, если их не преодолевать, будут выводить из равновесия. А всё, что способно выводить из равновесия – это искушение. Сейчас я более-менее знаю службу, заранее перемещаюсь в нужную для съёмки точку. Но когда я только начинала, мне было сложно предугадать, где я должна быть, чтобы получить нужные кадры. Когда чувствуешь, что надо переместиться в ту или иную точку храма, особенно если праздник и много людей, ты выглядишь в глазах прихожан, как варвар, который продирается сквозь толпу людей. Понятное дело, что это искушение для людей, да и мне самой неприятно. Но я учусь делать это беспрепятственно, стараюсь вести себя вежливо, и люди тогда меня пропускают. - Вы чувствуете моральную отдачу от своей работы? - Конечно. Я чувствую удовлетворённость от того, что для меня нашлась возможность совместить приятное с полезным – я служу Богу и от этого получаю удовольствие. Фотографировать я очень люблю, и я делала это до того, как у меня появилась эта работа. Я раньше просто не ожидала, что смогу так много фотографировать каждый день и при этом у меня ещё будет оставаться желание это делать снова и снова. Видимо, в этом мне помогает мой опыт и Бог, конечно. В том числе, немалую роль играет и специфика моей работы: фотографирование такого важного лица, как Экзарх всея Беларуси. Для меня это большая честь. И внутреннее напряжение, которое возникает в связи с такой ответственностью, с лихвой восполняется впечатлениями от съемок. Я ведь становлюсь прямым свидетелем исторических событий. Я благодарна Богу за свою работу и удовольствие, которое я получаю от нее. Страница Татьяны Амелиной в Instagram *** Читайте также: Отец Адриан Латушко: "Не бывает духовной радости без труда" Из светской журналистики - в церковный журнал: "Я была мухой, а хочу быть пчелой" / sobor.by/ Надежда Филипчик (просмотров 3550) |
Новости разделов: