Поминальную службу совершил Председатель Синодального отдела БПЦ по взаимодействию с казачеством протоиерей Игорь Коростелёв.
По окончании панихиды протоиерей Игорь Коростелёв рассказал о том, что 24 января 1919 года на Оргбюро ЦК РКП(б) было принято циркулярное письмо, подписанное Яковом Свердловым, которое определило политику новой власти по уничтожению казачества как класса, верой и правдой служившим Отечеству на протяжении не одного столетия. Оно вошло в историю как "директива о расказачивании". Этот документ выделяется особой жестокостью, категоричностью и расплывчатостью формулировки: "Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам , принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью" (циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) по отношению к казакам, 21.01.1919). Также отец Игорь обратил внимание присутствующих на публикацию в ноябрьском номере "Журнала Московской Патриархии" статьи - "Пока не вырежем казачество, советской власти не бывать" к 100-летию трагедии казачьего исхода.
С тех пор в память о жертвах политической репрессии и геноцида ежегодно проходят панихиды, чтобы потомки помнили и чтили память всех жертв, и не забывали ужасы братоубийственных войн.
Справка:
Разочаровались в большевиках
На момент начала революции казаки старались сохранять нейтралитет. Несмотря на то, что они традиционно были опорой царской власти, крушение самодержавия на Дону пережили, в общем, спокойно. Во-первых, многие устали от идущей уже четвёртый год мировой войны, а одним из первых декретов большевиков, принесший им симпатии населения, был как раз декрет "О мире". Во-вторых, большевики выступали против эксплуататоров и знати, а казаки себя к ним не относили, и потому не видели в новой власти угрозу. Тем более что и советская власть поначалу тоже не хотела конфликта с казачеством, представлявшим на тот момент реальную силу. В 1917 году в составе Российской империи находилось 11 казачьих войск, дававших русской армии до 10% ее кавалерии, причем сам образ жизни казаков был таков, что их боеспособность почти не зависела от центрального командования.
Первые конфликты между новой властью и казаками возникли в феврале 1918 года. Тогда на Дон начали прибывать первые отряды Красной армии. В их состав входили и "красные казаки" из состава полков № 2, 10, 27 и 44 войскового старшины Н. М. Голубова. Именно они вошли 12 февраля в столицу казачества – Новочеркасск. Уже 18 февраля 1918 года были расстреляны Донской атаман, генерал Назаров и председатель Круга Волошинов, а вместе с ними еще пять генералов. В город вошли также и регулярные войска большевиков. Начались традиционные реквизиции и репрессии, которые вызывали отторжение даже у казаков, находившихся в "красных".
В марте 1918 года была создана Донская советская республика (ДСР). Однако симпатии донского казачества уже были утрачены. Начиная с конца марта на Дону вспыхивают казачьи восстания в разных станицах. Восстания были спровоцированы попытками земельного передела, устроенного большевиками. Еще одним фактором стало то, что если в Ростове правило руководство ДСР, то в Новочеркасске власть находилась в руках "красных казаков" во главе с бывшим войсковым старшиной Н. Голубовым. В апреле 1918 года Новочеркасск несколько раз переходил из рук в руки.
Помощь оказали и немцы, пришедшие на Дон. В итоге руководство ДСР бежало на север области, где надеялось получить поддержку от казаков "верховых станиц". Но казаки не пошли им на встречу. Председатель Совнаркома, сам казак, Федор Подтёлков с частью своих сторонников были взяты в плен, обвинены в расправах над "братьями-казаками" и казнены.
А уже в мае 1918 года было объявлено об образовании Всевеликого войска Донского во главе с атаманом Петром Красновым.
Его политическая ориентация и по сей день остается предметом исторических споров – кто-то утверждает, что Краснов хотел добиться независимости области Войска Донского, кто-то считает его верным сторонником немцев, но неизменно одно: Краснов изначально был непримиримым врагом Советской власти. Как и поддерживающие его казаки.
А логика гражданской войны неумолима: враг не сдаётся - его уничтожают.
Черный день
Черным днем календаря для казаков стало 24 января 1919 года. Именно тогда появилась знаменитая директива ЦК РКП о "расказачивании".
Она была обращена "Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах", и в преамбуле содержала страшные слова о "поголовном истреблении" и "недопустимости компромиссов". И хотя речь шла именно о верхах казачества, но на практике касалась всех, кто не был лоялен Советской власти – то есть фактически большей части донских казаков.
Среди мер, применяемых к казакам, значились следующие: "провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью", "провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи".
Кроме того, в казачьих станицах был организован искусственный голод, так как одним из пунктов значилось указание "конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам".
Советская власть, как известно, славилась своим плановым подходом к политическим репрессиям, и потому в феврале 1919, в качестве развития директивы ЦК, появился приказ председателя РВС Советской Республики Льва Троцкого "О расказачивании" и другие документы, в которых прямо назывались конкретные цифры – в частности, было предписано уничтожить порядка 100 тысяч казаков, способных носить оружие, устранить станицы, выселить семьи казаков за пределы Донской области и заменить их крестьянами из малоземельных северных губерний.
Ответ казаков
Естественно, что люди, которые из поколения в поколение учились военному делу, не стали покорно, как овцы, отправляться на заклание. В марте 1919 года по всей Донской области прошла череда восстаний. Самым крупным из них стало восстание в станице Вешенская. Оно было достаточно успешным и открыло путь армии Деникина на Москву.
Если бы не дипломатическое искусство большевиков, сумевших договориться с повстанцами Нестора Махно, устроившими разгром тылов Белой Гвардии, то история страны могла бы пойти совсем по-другому.
Совершила советская власть и дипломатический маневр в отношении казаков. 16 марта 1919 года на пленуме ЦК РКП(б) было принято решение о приостановке намеченных мер беспощадного террора "по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью".
Однако этот шаг назад вскоре компенсировался двумя шагами вперёд – казаки навсегда попали под подозрение, как нелояльное население, и репрессивные мероприятия продолжали осуществляться на протяжении 1920-х и первой половины 1930-х годов. Земли Войска донского были разделены между Луганской, Воронежской, Сталинградской и Ростовской областями. Казаки не призывались на службу в Красную Армию и не могли поступать в военные училища. Многие из казаков были лишены избирательных прав. А следом пришла пора раскулачивания и коллективизации. Изменилось отношение к казакам только в конце 1930-х годов, но к тому моменту понесенные потери было уже не восстановить.
Итоги
Касательно итогов геноцида окончательных цифр нет.
Так, в 1926 году появилась информация, что только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 %. Но, к примеру, историк Леонид Футорянский, специализирующийся на теме казачества, считает, что доказательств таким огромным цифрам нет. Вместе с тем, по данным Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, работавшей при Деникине, красные только в период с 1918 по 1919 год на Дону расстреляли 3442, а на Кубани и в Ставрополье 2142 человека.
Как отмечает историк Павел Голуб, нужно учитывать, что расказачивание проходило и с другой стороны. Так при Петре Краснове массовым репрессиям подверглись казаки, перешедшие на сторону "красных".
Однако эти цифры, по умолчанию, неполные – победители в гражданской войне совершенно не были заинтересованы в том, чтобы официально подводить итоги собственной братоубийственной политики. К тому же, кроме непосредственно казненных, огромное число казаков погибло в боях, скончалось от голода и болезней, эмигрировало за рубеж (часть из них потом вернулась, в составе армий вермахта, добавив новую трагическую страницу в историю казачества). |