Сектовед Артём Григорян: почему люди попадают в секты и как им помочь
6 ИЮЛЯ 2016 (Среда) 13:13:41 Сектовед из Санкт-Петербурга, сотрудник миссионерско-апологетического центра "Ставрос" Артём Григорян более 10 лет находился в секте Свидетели Иеговы. Пережив внутренний глубокий кризис, Артёму удалось выйти из неё. После чего он принял Православие и посвятил себя помощи людям, которые стали жертвами этой секты. В чём истинная причина ухода людей в Свидетели Иеговы? Почему в ходе полемики с сектантами не работают аргументы? Что каждый из нас может сделать, чтобы люди не уходили в секты? Артём Григорян ответил на эти вопросы, поделившись своим опытом жизни, в рамках встречи с молодёжью на ежегодном обучающем семинаре в Жировичах "Миссия и милосердие".Свидетели Иеговы – являются наиболее активной псевдо-христианской организацией, которая занимается миссией (обращением в христианство неверующих или представителей иных религий - прим.Р). Почему я рассказываю вам именно про эту секту? Потому что она наиболее активна, потому что 90% Свидетелей Иеговы (далее СИ) – это бывшие православные, и, наконец, потому что я сам был членом этой секты более 10 лет, из них 4,5 года я работал в управленческом центре Свидетелей Иеговы в России. Поэтому эта тема мне близка, и я рад поделиться опытом правильного выстраивания диалога с неопротестантами. Есть фундаментальные вещи, которые нужно знать, чтобы не допускать ошибок и не тратить очень много времени впустую на бессмысленные споры. Важно знать методологию диалога со Свидетелями Иеговы, именно диалога, а не полемики. Важен наш собственный настрой. Наверняка если у вас был опыт общения с сектантами, то в большинстве случаев он заканчивался спором, библейским пинг-понгом: на тебе стих, а на тебе стих. Необходимо менять подход к межконфессиональному диалогу с сектантами. Наши классические дореволюционные методики по миссии с сектантами построены по принципу аргументов. Но это не работает. Прежде, чем рассказать о своей модели диалога с сектантами, хочу дать ответ на один очень важный вопрос: почему в ходе полемики с сектантами не работают аргументы? Почему всё упирается в хаотичный спор? Почему мы друг друга не слышим? Первая причина – мы находимся в разных парадигмах, используем разные подходы к пониманию Священного Писания. Мы мыслим в разных системах координат. Поэтому наше общение обречено на провал. Наши аргументы работают только на нашем поле, т.к. они родом из нашей системы координат. Но, когда я засылаю аргумент в сознание сектанта, то аргумент оказывается в среде, в которой он не работает, т.к. "не из той оперы". У них другое учение о Церкви, другое её переживание. Наша логика там не работает. У нас разный мир понятий. Простой пример: православная мысль совершенно нормально воспринимает такое понятие как тайна. Можно ли говорить о Святой Троице в рамках формальной логики? Нет, т.к. она будет приводить к парадоксу. Как можно разложить по полочкам, что Бог Слово стал Человеком, оставшись при этом Богом и одновременно Человеком? Но для протестантов и Свидетелей Иеговы религия очень рационалистична. Они так говорят: если это истина от Бога, она должна быть проста, как три копейки – такая американская схема, фаст-фуд, всё просто и ясно. О чём это говорит? О том, что мы по-разному мыслим. Для них тайна – это очень сложно. Православное богословие исходит из понимания антиномии – парадокс, когда два истинных утверждения вступают в формальное противоречие друг с другом. Христос истинный Бог, и Он же истинный Человек. Одновременно. Православие понимает, что здесь мы прикасаемся к некой тайне. Но для Свидетелей Иеговы с тайной жить неуютно. Поэтому они идут путем редукции, упрощения. Вторая причина - люди оказались в сектах не благодаря аргументам, именно поэтому их невозможно оттуда вытащить, предлагая им аргументы. Людей не аргументы сделали сектантами, поэтому и не аргументы их могут оттуда вытащить: ключик не там. А мы думаем, что сектанту нужно всё разложить по полочкам, может он даже сам об этом просит, не понимая, что не это сделало его сектантом. А я вам скажу что. То, что мы недооцениваем, и они сами этого не осознают. Беда сектантского мышления в том, что они не осознают реальность так, как она есть, они живут в мире иллюзий, считая иллюзорную реальность подлинной. А знаете, что делает людей сектантами? Влюблённость. Вспомните себя в состоянии влюблённости. Что это за состояние? Когда человек не может адекватно воспринимать реальность. Люди прежде всего влюбляются в религиозный социум, в это общение, в общину. Они покорены этими людьми. Я говорю это из личного опыта и из опыта тысяч сотен людей. Когда ты видишь этот социум, не похожий на то, что ты видел раньше, у человека возникает вопрос – а почему вы такие хорошие? А в чём секрет? А ему говорят : "А потому что только мы правильно понимаем Библию". И человек говорит, я тоже так хочу, быть таким, как вы. А ему – давай изучать! И вот здесь начинается процесс внушения идей, которые идеально гладко ложатся на сознание влюблённое. Могу сказать по своей семье – мои родители остались в секте СИ. Когда мы впервые к ним попали, эти люди нас поразили. Мы в них просто влюбились. Вот в чём секрет. Всё было бы гораздо проще, если бы сектантство было обусловлено интеллектуальной стороной. Нет. К сожалению, оно обусловлено эмоциональной стороной и в сектоведении этот тип вовлечения называется аффективным. Он самый распространённый. Но парадокс: сектант считает, что его убедили аргументы, он будет говорить, что всё изучил и во всём разобрался. Сперва человек влюбляется в социум, а уже потом получает богословское наполнение. В таком состоянии ему несложно доказать, что Бог считает переливание крови страшным грехом, или что если человек перестал быть членом СИ, с ним надо перестать общаться. Нормальный человек это не воспримет, но не влюблённый. Поэтому глобальный вывод: мы не сможем помочь сектантам увидеть красоту Православия, если мы подведём их не к живым людям, живым иконам, а лишь к иконостасу. Невозможно исцелить человека от сектантского мировоззрения, если мы не введём его в контекст любви. А контекст любви невозможен, если вы никого не знаете в приходе и сами не состоите ни с кем в общении. Любви к ближнему может научить только община настоящая. Справка: Апологетика – это защита веры от нападков и вызовов, исходящих как от псевдо-религиозных организаций, так и от светского общества. Центр "Ставрос" изучает различные сектантские группы, помогая людям, попавшим в секты. Семинар "Миссия и милосердие" - уникальное явление в жизни Белорусской Православной Церкви. На протяжении 6 дней участники посещают лекции, беседы и тренинги, объединённые двумя темами – милосердия и миссионерской деятельности. Семинар проходит на базе Минской духовной семинарии в Жировичах уже шестой год подряд. На заметку: В эту пятницу, 8 июля, в Жировичах в рамках Республиканского обучающего семинара "Миссия и милосердие - VI" состоится серия семинаров "Сектоведение". Проведёт их Председатель Синодального отдела сектоведения, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии Виктор Мартинович. Читатйте также по теме: Как на практике общаться с сектантами. Лекция миссионера Виталия Питанова >>> Сектовед Виталий Питанов: "В ближайшее время количество сект в Беларуси и в мире вырастет" >>> "Кто, если не мы?". Как готовят православных миссионеров >>> / sobor.by/ (просмотров 4572) |
Новости разделов: