Соборование здоровых: нужно или невозможно?
15 АПРЕЛЯ 2024 (Понедельник) 16:51:27 В Великий пост и по доброй традиции в приходах и в монастырях проходят соборования. одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Соборование здоровых: нужно или невозможно? Отвечает клирик прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" иерей Антоний Бондарев.Согласно Требнику, чин Елеосвящения совершается над одним человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над мн. молящимися, в т. ч. здоровыми. В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается после утрени Великого четверга (а также в навечерие Рождества Христова) и отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что помазывают людей не семь раз, а один раз после прочтения всего чина. Такая практика была и на Руси до 17го века, однако в кон. XX в. в России, на Украине и в Белоруссии широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но во все многодневные посты, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с 7 помазаниями. Богословская интерпретация общего Елеосвящения не вполне ясна - так, если рус. дореволюционные авторы (напр., прот. Михаил Архангельский) отличали общее Елеосвящение от собственно Елеосвящения над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова, то в современном восприятии общее Елеосвящение обычно понимается как таинство.[1] То есть общее Елеосвящение не является таинством, тем более над здоровыми людьми. Конечно, можно сказать, что все мы больны грехами и тд., но это будет заигрыванием с богословием. Сложнее обстоит вопрос с совершением Таинства над явно здоровыми людьми. Запрет на такое совершение был столь строг, что елеосвящение не совершалось даже над лицами, осуждёнными на смерть, отправляющимися на войну или в опасное путешествие[2]. С другой стороны, и в синодальное время существовал обычай совершения елеосвящения приходским священником над своими прихожанами в Великий четверг или Великую субботу. Впрочем, некоторые литургисты считали такое помазание елеем (даже совершенное по чинопоследованию елеосвящения!) простым обрядом, но не Таинством[3] Что касается связи Соборования и Евхаристии, то следует, видимо, сослаться на (отражающую первохристианскую) практику армянских христиан и сиро-яковитов, предваряющих причащение елеопомазанием. Более того, в Армянской Церкви чинопоследование елеопомазания в какой-то момент заменяет чинопоследование Таинства Покаяния[4] собственно перед причастием. Исповедь и Таинство Соборования Часто говорят, что на Соборовании отпускается грехи, так ли это? Стоит напомнить пастырям и прихожанам, что Соборование возможно только после Таинства исповеди: В предисловии к Елеосвящению Требника святителя Петра Могилы говорится: "В-первых, убо к совершению Тайны сея (то есть Елеосвящения. – о. А.К.) приступити хотя, древний обычай церковный, о иерею, сохрани: яко да больный, перед приятием ея, Тайною покаяния очистит себе, сие есть исповеданием грехов своих, и посем соверши ему тайну Елеосвящения". В книге "О должностях пресвитеров" заповедуется: "…понеже отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния, потому больной прежде Елеосвящения да приуготовит себя истинным покаянием и, исповедав грехи, разрешение да примет". В исследовании протоиерея Михаила Архангельского указывается: "…согласно с практикой апостольскою и вселенской Церкви в настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения". Что касается "забытых грехов", которые якобы прощаются при Соборовании, то если в Таинстве возможно отпущение греков без каких либо усилий, а лишь посредством особой молитвы и масла, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжелый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится? Священный Синод постановил (определение от 25-26 декабря 2012 г. , журнал 130) "напомнить архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании". 1. Елеосвящение // Православная энциклопедия. Т. 18. 2. См. статью "О тайне елеосвящения" в Требнике Петра Могилы (киевское издание 1996 года, воспроизводящее издание 1646 года там же. С. 445). 3. Руководство для сельских пастырей // 1881, т. II №35, сс. 410-411; Архангельский М. Ф., прот. О тайне св. Елея. СПб., 1895. 4. Катанский А. Л. Очерк истории… С. 109./ sobor.by/ (просмотров 898) |
Новости разделов: