Священник про инвалидов: «Каждый человек – это галактика»
7 ОКТЯБРЯ 2017 (Суббота) 13:45:20 Всегда ли мы относимся к людям с физическими ограничениями так, как должно? Почему люди болеют, в чём может быть духовный смысл физических страданий? Ответы на эти и другие нелёгкие вопросы мы попытались найти вместе с протоиереем Алексием Климовым, клириком минского прихода Всех скорбящих Радость.- Расскажите, пожалуйста, про ваш опыт работы с инвалидами. - Когда я стал священником, я начал приходить к болящим людям, посещать их в больницах. Уже тогда мне пришлось довольно много сталкиваться с людьми немощными, людьми страдающими. Потом в нашем приходе возникло целое направление – работа с неслышащими людьми. Кроме того, какое-то время я сотрудничал со школой для детей-инвалидов по зрению, и среди этих ребят у меня появилось много знакомых. Сейчас это уже взрослые люди, и мы не со всеми из них поддерживаем отношения, но тем не менее я смог прикоснуться и к этому миру. Когда ты общаешься с инвалидами, ты видишь, что человек в чём-то немощен, и, как можешь, пытаешься ему помочь. С другой стороны, я заметил, что люди, которых мы считаем инвалидами, не хотят занимать какую-то низшую ступень. Они всеми силами стараются жить полноценной жизнью, и у них это во многом получается. Поэтому сам термин инвалид, который переводится как "несоответствующий", "неподходящий", довольно условен. Каждый из нас к чему-то подходит, а к чему-то – нет. Даже если у меня нет какого-то особого диагноза, по здоровью я не подхожу для работы лётчиком, космонавтом. Людей нельзя сравнивать с деталями, которые делаются на конвейере и должны подходить под определённые нормы. Каждый человек – это галактика, а галактики бывают разные, и все вместе они составляют великий Божий космос. Понятно, что ко всем людям нельзя относиться совершенно одинаково. Но я хотел бы относиться к каждому как к ценности, которая создана Богом. Так называемые "инвалиды" – это те люди, над которым совершается особый Божий промысел, через них, возможно, проявляется особый замысел Бога об окружающих. Никто и не скрывает, что спасаться тяжело, все знают про тесный путь и узкие врата. И эти люди идут тесным путём, потому что они что-то недополучили в этом мире, но несут это как крест. - Очень часто задают такой вопрос – если Бог добрый, почему болеют дети, те, кто никак не мог заслужить болезнь своим образом жизни? - В поиске ответа на этот вопрос есть два варианта. Можно унывать и злиться, а можно посмотреть на всё с другой стороны, как и предлагает нам Церковь. Болезнь может быть расплатой за грех: например, человек много пил и загубил свою печень. Но болезнь может быть и неким Божиим планом для того, чтобы над этим болящим человеком совершилось какое-то чудо. В Евангелии описана история одного взрослого мужчины, который родился слепым. Апостолы спросили у Христа – за чей грех этому мужчине такая болезнь? Это он сам согрешил или его родители? Возникает вопрос – а как он мог согрешить сам, если он родился таким? И Господь говорит – ни он, ни его родители не согрешили. Это не означает, что они безгрешные, просто не их какие-то конкретные грехи привели к этому. Он потому родился слепым, чтобы над ним совершилось чудо Божье и Господь его исцелил. То есть человек родился слепым, прожил более 30 лет – и всё это для того, чтобы через 30 лет такой тяжёлой жизни встретить Христа и получить исцеление. Есть ещё один вариант, когда болезнь рассматривается как форма несения креста в этом мире. Господь говорит: кто хочет идти за Мной, возьми свой крест. Господь нёс Свой крест не понарошку, а по-настоящему, страдал, мучился. Так же страдали и апостолы – не столько от болезней, сколько от истязаний, гонений. И они сохранили веру, несмотря на это. Они тоже могли бы сказать – Господи, если Ты нас любишь, сделай так, чтобы мы сразу здоровыми и богатыми перешли к Тебе! А Он говорит – вам придется в этом мире иметь скорби. Сколько ни спорь, это так и есть. Одно дело, если ты будешь нести скорбь и при этом ещё ругаться на всех и вся. От этого скорби не облегчатся, а сам человек будет идти тупиковым путём. Можно принять скорби как Божий крест, и тогда Сам Господь поможет их нести. Есть примеры, и их немало, когда человек в болезни славит Бога. Для человека совершенно неверующего это будет звучать неразумно, нелогично, а для нас такой немощный уже недалёк от святости. Не веря в будущую жизнь, конечно, трудно и наверняка даже невозможно ничего объяснить. Человек неверующий, наверное, не может чем-то довольствоваться, даже чем-то хорошим. Даже если человек богатый и у него всё хорошо, когда-нибудь он всё равно умрёт. Так зачем же тогда тебе богатство, если ты всё равно умрёшь и неизвестно кому оно достанется? Если рассматривать болезнь в рамках земной жизни, то многие вопросы остаются без ответа и во многих вещах мы не видим перспективы. А можно принять, что за этой жизнью нас ждёт жизнь вечная. Здесь мы что-то получаем, что-то с нами происходит, а основные результаты мы получим в будущем веке. Тогда появляется смысл жизни и смысл смерти, то есть человек умирает не в отчаянии, а с надеждой. Но доказать всё это человеку неверующему мы не можем, ведь никто оттуда пока не вернулся. Может быть, косвенным доказательством являются современные мученики, которые не побоялись ни смерти, ни страданий, и перед смертью всё равно славили Бога. Такие люди являются для нас примером. Так же, как и их, Церковь воспринимает человека, который годами лежит, прикованный к постели, и говорит – Господи, я всё равно верю в Тебя, прими меня, когда придёт время, в Твоё Царствие. Думаю, что его подвиг ничуть не менее славный, чем подвиг того мученика, который перед лицом врагов исповедовал себя христианином. Ещё один, может быть, аспект того, для чего люди страдают – то, что так окружающие люди могут очень деятельно проявить свою любовь к ним. Когда ты понимаешь, что без твоей помощи человеку будет плохо, ты приходишь к нему, помогаешь, и понимаешь, что в этом есть свой глубинный смысл. Тебе открываются какие-то новые грани бытия, ты учишься человеку сострадать, сочувствовать, понимать его. Это, наверное, тоже немало значит. Господь ведь говорит – блаженны милостивые, так как они будут помилованы. Кого же миловать, если все кругом здоровые и счастливые? Того, кому плохо. - И всё-таки, чему учит работа и общение с инвалидами? - Как мне показалось, она учит главной заповеди – любить друг друга. Любовь – это не обладание чем-то, это всегда какая-то жертва. Христос умер за всех людей, Он пришёл, чтобы послужить нам. Поэтому если мы заботимся о людях немощных, то мы этим деятельно проявляем любовь, заповеданную Христом. Опять же, в апостольских посланиях сказано: "Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов". То есть человеку тяжело, и ты подставляешь ему руку. Есть такое народное выражение: ты подаёшь нищему в дверь, а Бог тебе подаёт в окно. Если ты чем-то жертвуешь, то Господь всегда тебе это восполнит. Также люди приучаются к бережному отношению друг к другу. Например, если здоровые люди играют в футбол, то от подножки или падения ничего страшного не произойдёт. А если ты прикасаешься к человеку, у которого атрофированы мышцы или ломкие кости, ты понимаешь, что тебе к нему надо относиться аккуратно. Это приучает тебя к тактичному отношению к людям. Это очень важный навык, нужно понимать, что иногда, общаясь друг с другом, мы можем невольно сделать другому больно. - Каково, по-вашему, отношение к инвалидам в светском обществе? - Наверное, в разных обществах по-разному. Думаю, общество развитое свою прогрессивность показывает по отношению к людям немощным. А общество варварское живёт по законам джунглей – кто сильнее, тот и прав. Инвалиды сами о себе позаботиться не могут, поэтому если в обществе налажена система их защиты, такое общество можно назвать полноценным. А если этого нет, если инвалидов убирают с глаз подальше в интернаты, то такое общество назвать нормальным нельзя. Это похоже на древнюю Спарту, где больных детей сбрасывали со скалы в пропасть, или того хуже – на фашистскую идеологию. Я не думаю, что у нас в этом плане сейчас всё благополучно. Общаясь с людьми из разных обществ инвалидов, заключаешь, что у них есть проблемы и не всегда эти проблемы решаются. Иногда государству просто нельзя потратить на их решение средства, нет резервов. Но с другой стороны – может быть, эти резервы как-то перераспределить? Ведь люди жалуются, и иной раз не знаешь, как им помочь, потому что для этого нужна не какая-то личная инициатива, а серьёзная государственная программа. - Созданы ли сейчас для инвалидов должные условия в храмах? - Думаю, что всё бывает по-разному. Есть приходы, где все эти вопросы очень хорошо отрегулированы. Например, в нашем приходе Всех скорбящих Радость мы стараемся создавать такие условия. У нас есть специальный большой пандус, на котором можно заехать в храм. Традиционно все храмы находятся на возвышении, и в них надо подниматься по ступенькам. В этом есть свой духовный смысл – ты как бы поднимешься к духовным высотам, но как к ним подняться человеку на коляске? Поэтому должна быть специальная дорожка. В других храмах, как правило, тоже это отслеживается. Когда проводятся ремонты или реконструкции, могут делать для инвалидов отдельный вход, может быть, даже зарезервировать место для колясок. Но мне довелось увидеть один очень красивый храм, к которому вели несколько пролётов ступенек. И я абсолютно убеждён, что туда ни один инвалид не заберётся. Это очень красивый храм, но кто мешал вместо одной из лестниц сделать пандус? И наверняка таких храмов много. Внутри храма всё зависит от отношения самих людей. Но я думаю, что в основном у нас люди нормальные и человеку с палочкой, н костылях место уступят. Другое дело, что в некоторых храмах на праздниках очень много людей и там даже на двоих ногах выстоять сложно. Возможно, надо в храмах делать больше мест для сидения. Иногда человек из-за своих особенностей здоровья не может во время службы за всем уследить и теряет нить богослужения. Для таких людей, может быть, надо проводить специальные занятия, чтобы они были более подготовлены. Церковь не должна сама быть инвалидом по отношению к людям. Если человек, допустим, глухой, с ним нужно говорить соответствующе – на жестовом языке. Если Церковь будет идти навстречу людям болящим, всё будет хорошо. Такая работа в основном должна быть внебогослужебной, потому что само богослужение нельзя сделать совсем понятным и прозрачным. Человек должен знать, что если у него есть затруднение, ему помогут его преодолеть, но он тоже должен каким-то образом потрудиться. Тут важно, чтобы люди не стремились всё для себя упростить. Читайте также: Храм добра. Чем живёт церковь для детей-инвалидов "Нет людей второсортных". Священник - про инвалидов и их место в обществе "Мы должны любить каждого человека". Глава братства святителя Спиридона Тримифунтского - о служении в интернатах / sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик. Фото - krasnoturinsk.info (просмотров 4252) |
Новости разделов: