В продажу поступил апрельский номер журнала «Фома»
31 МАРТА 2010 (Среда) 17:53:38 Читайте в апрельском номере журнала «Фома»: почему слово «воцерковленный» в его нынешнем понимании звучит как разделяющее? Рассказывает Владимир Легойда в статье «Пасха для всех». Вопрос номера. Светлые дни Пасхи – что нужно обязательно сделать в это время? Отвечают певица Елена Ваенга, сотрудник Православного Палестинского общества Анна Бычкова, участник волонетрского движения Максим Костенко, актер Борис Корчевников, кандидат психологических наук Марина Кравцова, обозреватель ВГТРК Иван Семенов. В интервью номера трехкратный олимпийский чемпион Владислав Третьяк в статье «Молебен был нам нужен» размышляет о результатах Олимпиады в Ванкувере. О пасхальных днях размышляют катехизатор собора Федоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге Сергей Земсков, настоятоятель храма св. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, игумен Петр (Мещеринов), клирик Казанского собора на Красной площади священник Игорь Фомин, публицист Сергей Худиев. В разделе «Вера»: говорят, люди придумали Бога себе в утешение... Справедливо ли это? Размышляет Сергей Худиев в статье «О христианской надежде». Самопознание есть необходимый компонент труда христианина, направленного на его спасение, и без него невозможно покаяние». Такую проблему поднимает публицист Марина Журинская в статье «Дефект критики». Чего дипломаты из Южной Америки никак не ожидали видеть в России? Об этом в статье «Латиноамериканское «паломничество «». В разделе «Люди»:Может ли «нечистое» животное быть лекарством? Почему талантливая художница изменила иконописи, предпочтя ей работу с собаками? Что имел виду Честертон, когда сказал: «С тех пор, как у меня есть собака, я сильнее ощущаю, что я человек»? Об этом рассказывает Татьяна Любимова, руководитель группы «Солнечный пес», в статье «Мордочка, хвост и четыре ноги». Как защитить свое чадо от вредных интернет-сайтов? Об этом говорит один из инициаторов создания программы «Интернет Цензор» Юрий Рязанов в статье «Миллион сайтов». «К семи вечера я был на месте и сразу же очутился в центре пекарни». Фоторепортаж Александра Кононыхина из города Губкин «Хлеб Победы» о том, как выпекаются пасхальные куличи. «— Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, — с первых шагов по корпусу № 3 Матросской Тишины Наталия Леонидовна запела тропарь Кресту...» Корреспондент «Фомы» побывал в СИЗО вместе с сотрудниками Общества милосердия в тюрьмах. Об этом – в репортаже «Вместо заключения». «Отделение Церкви от государства – закон, и его нужно соблюдать. Но это не означает запрет на сводобу совести». В статье «Светское не является синонимом атеистического» председатель Совета Федерации Сергей Миронов размышляет, каким в нынешних условиях может быть механизм сотрудничества государства и Церкви. В разделе «Смысловая география»: «...Эта страна может подарить верующему человеку особенные и подчас парадоксальные переживания, которых в силу объективных причин не найти на противоположном берегу реки Иордан...» В статье «Путь от ветхого к новому» Людмила Борзяк рассказывает о своем путешествии по Иордании. В разделе «Культура»: Пять поколений рабов, Южная Каролина. Архивная фотография времен Гражданской войны 1861-1865 гг. «...И вот тут мягко, но убедительно вмешивается Том: «Вечность – страшное слово, дети мои. О ней и думать нельзя без ужаса. Вечные мучения! Этого никому нельзя пожелать». Священник Филипп Парфенов предлагает посмотреть на роман «Хижина дяди Тома» как на образец нравственного богословия. «...Когда мне было 25 лет, мама пошла на решительный шаг. Она привела Вольфа Мессинга, чтобы меня отучить от Церкви... И вот Мессинг к нам пришел, я сижу молюсь, дрожу. И Мессинг сказал маме: «Во-первых, это невозможно, а во-вторых, будь это возможным, я никогда бы не стал этого делать». Статья «Роман с пионерией» состоит из ответов Натальи Трауберг на вопросы читателей «Фомы». К годовщине кончины выдающегося переводчика (5 июля 1928 г. – 1 апреля 2009 г.). Насколько достоверно изображены в фильме «Агора» исторические события и как к ним относиться с христианских позиций? Комментирует церковный историк, преподаватель исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Георгий Захаров в статье «Правда и ложь «Агоры «». «...Свято место пусто не бывает. Мы с вами — счастливые свидетели: на пустырях, образовавшихся на месте разрушенных храмов, возводятся новые; пустые облупленные стены заполняются возвращенными иконами; пустующие монастыри — насельниками; а пустые души — надеждами. Пустота в правовом пространстве — вот что сейчас предстоит заполнить новым законодательством, регламентирующим возвращение религиозных святынь...» Подробнее об этом – в статье «Не вместо, а вместе» вице-президента «МедиаСоюза» Елены Зелинской. «У вас будет ребенок!» — рубрика, уже успевшая стать традиционной в «Фоме». Это совместный проект с программой «Пока все дома», призванный помочь детям, оставшимся без попечения родителей, найти маму с папой. В рубрике «Эпилог» свое мнение о номере и поднятных в нем темах высказала заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская: - Пасхальный номер «Фомы» — как всё, что связано с Пасхой — надо заслужить. Я поняла это не сегодня, а год назад. Тот, прошлый Великий пост стал в моей жизни первым. То есть первым, проведенным именно как пост. Сказать, что было трудно — ничего не сказать. Страдала от ограничений, падала духом, спрашивала: «Да к чему всё это?!». А потом стояла на пасхальной службе, и когда ликующе ударили колокола — вдруг заплакала. Наутро рассказываю об этом другу — человеку опытному, с детства воцерковленному. «Знаешь, — говорю, — удивительное дело: слезы текут, и чувство такое, будто война закончилась». «А она и закончилась», — ответил друг. Надо пройти войну, чтобы ощутить свою причастность к Победе. Апрельский номер «Фомы» — для тех, кто победу Воскресения добывает хоть в небольшом сражении с собственной кривизной. Вот протоиерей Максим Козлов, один из самых тонких и глубоких священников, которых мне довелось встретить в жизни, говорит в подборке «Ключевая неделя»: «Воскресение — это опыт, до которого каждому из нас нужно дорасти». Там же, рассказывая про Великий Четверг, игумен Петр (Мещеринов), нелицеприятно спрашивает: «Был ли Иуда последним, кто разочаровался во Христе?.. И сегодня есть люди, которые ожидают от Христа и Его Церкви вполне земных вещей. Они думают, что, воцерковившись, они автоматически станут здоровыми, успешными, богатыми, и все пойдет как по маслу. Они полагают, что Церковь нужна для созидания державности и мощи государства…» Какая неловкость, какое смущение рождаются в тебе от этих слов! Конечно, хочется думать, что за «правильную» жизнь и награда будет скорой, явной, зримой. А обаяние державности — что в нем дурного? Не лучше ли российскому обществу вернуться к Православию как к национальной традиции, нежели вовсе не возвращаться?.. Я догадывалась, что такого рода рассуждения слишком бытовые, но мне никогда не приходило в голову, что это — путь к Иуде. Затянувшееся непонимание чревато предательством… В то же время протоиерей Олег Николаев, комментируя «Монолог преподавателя ОПК из Бердянска» Елены Сердюк, сетует: «Многие сегодня видят во внедрении ОПК признаки сращивания государства с Церковью, пытаются обвинить нас в том, что Церковь постепенно теряет цель своего служения…». Итак, с одной стороны, благородный порыв — защитить Православие от функционального использования. А с другой — ханжество либо светско-либеральная хитрость: Церковь не имеет права вмешиваться в практические дела — иначе будет заклеймена. Как журналист, много занимавшийся проблемой ОПК, — точнее, проблемой отсутствия ОПК в средних школах, я уверена: надо призвать весь здравый смысл и противостоять «антиклерикальной» демагогии. Как отличить благородство от хитрости? Видимо, по плодам. Конечно же, ОПК — не единственный способ пробуждения человеческого в человеке. Об этом говорит священник Филипп Парфенов в статье «Хижина дяди Тома как образец нравственного богословия». Вообще книги, которые являются или просто считаются детскими, зачастую несут в себе великий заряд христианского миропонимания. Хотя само слово «христианство» в них может и вовсе не встречаться. Возьмите классиков советской литературы — Носова, Пантелеева, Осееву… А Владислав Крапивин, чьи герои учатся жить не по лжи, противоборствуя порой целому миру? Думаю, тема благодарная, и «Фоме» стоит ее продолжить. О воспитании, точнее,— о самовоспитании, размышляет и Марина Журинская в материале «Дефект критики». С отдельными пассажами я бы тут поспорила. Мне, например, симпатичен «человек, который в 14 лет писал свою Нобелевскую речь». По-моему, самое естественное и полезное для такого возраста занятие. Побольше бы нам амбициозных тинэйджеров — глядишь, прибавилось бы у России Нобелевских премий. Как театроведу по образованию, мне показалась чрезвычайно интересной статья Бориса Любимова «Вверх по ледяной горке». Мы действительно знаем, что «актерской профессии свойственны специфические соблазны. Общие для всех людей духовные болезни могут у актера протекать более остро». Кстати, это относится не только к актерам, но к любому человеку, имевшему несчастье оказаться в центре ажиотажного внимания. В этом смысле, может быть, и хорошо, что на общем депрессивном постолимпийском фоне мы не начали таскать по экранам и взахлеб прославлять наших считанных медалистов. У них (а также у их менее удачливых партнеров по команде) есть шанс спокойно и вдумчиво проникнуться словами Владислава Третьяка: «Вот, на тренировках ты сделал все, что зависело от тебя, от твоего труда, упорства, пролитого пота. А дальше — пусть будет Божия воля. Без которой невозможно ни победить, ни проиграть». Журнал «Фома» - культурно-просветительское и информационно-аналитическое издание. Его основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. Авторы проекта - позитивно относящиеся к Православию общественные деятели и журналисты, которых волнует и интересует смысл и значение церковности в жизни современного человека, решение острых мировых и национальных проблем, развитие культуры и искусства. Журнал не является официальным органом Русской Православной Церкви. Вместе с тем деятельность «Фомы» одобрена Московским Патриархатом. Тел. представительства журнала «Фома» в Беларуси: 8029 109 74 37, 8044 755 97 57, электронный адрес: belarus@foma.ru /sobor.by/ Марфа Шило (просмотров 5288) |
Новости разделов: