На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

Содержание:

Последний номер>>

Предыдущие номера>>

Лучшие публикации>>

О газете>>

Лучшие публикации:

    Проповедь с гитарой>>

    К церковно-
    славянскому языку
    даже
    профессионалы-
    филологи относятся
    по-разному. >>

    Из земной жизни она
    ушла монахиней…


    Как человек приходит
    к вере в Бога.>>

    Классика
    христианской
    педагогики.>>


    Куда идешь ты Дед
    Мороз.>>

    Рождение матери.>>

    Морозное окошко.>>

    Народная Пасха.>>

    О доброй сказочнице>>

    ПРОГРАММА
    СОТРУДНИЧЕСТВА
    между
    Министерством
    образования
    Республики Беларусь
    и Белорусской
    Православной
    Церковью на 2004-
    2006 гг.>>

    Свадьба "по-
    христиански".>>

    Слово- великий дар
    Божий.>>

    Школа - вчера и
    сегодня.>>

ГАЗЕТА "ВОСКРЕСЕНИЕ"

Классика христианской педагогики

Обращаясь к трудам великих педагогов, черпая из них крупицы мудрости, актуальные во все времена, мы пришли к необходимости создания в газете новой рубрики: «Классика христианской педагогики». Надеемся, что материалы этой рубрики будут интересны и полезны как учителям, так и родителям, решающим нелегкую задачу нравственного и духовного воспитания своих чад.

Не случайно в этом, сентябрьском номере мы решили обратиться к трудам Яна Амоса Коменского — величайшего педагога и проповедника 17 века. Уроженец Моравии, он трудился во многих странах Европы. Большую часть жизни Коменский посвятил преобразованию школы. «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...» — трудно представить, но эти слова написаны почти четыреста лет назад. Именно Коменский первым предложил деление учебного года на четверти, разделенные каникулами, переводные экзамены, классно-урочную систему занятий. Он убеждал отказаться от привычных в то время методов обучения: зубрежки и наказаний, настаивая на том, что учебный материал будет воспринят лишь тогда, когда он будет преподноситься наглядно и интересно. В преподавании естественных дисциплин Я.А. Коменский первым указал на то, что не следует противопоставлять науку и религию. Огромное внимание уделял он не только обучению, но и воспитанию: "Нравственное воспитание детей заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям".

Высоки были требования, предъявляемые Коменским к людям, воспитывающим детей: "... Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". Одной из обязанностей учителя, по его словам, была необходимость «нести Откровение Божие детям».

Первой же ступенью обучения, по Коменскому, являлась «Материнская школа», то есть воспитание в семье детей до шестилетнего возраста. Именно здесь закладываются основы представлений об окружающем мире и нравственные начала. Во все времена переход малышей от материнских рук в руки учителя, из привычного семейного мирка в огромный школьный мир был нелегким. И в эти дни множество ребятишек впервые переступило порог школы. Волнуются они, беспокоятся родители: как помочь ребенку, как сделать привыкание к школьной жизни легким и безболезненным? Хочется привести некоторые советы Яна Амоса Коменского родителям нынешних и будущих первоклассников:

— Когда приближается время отдать ребенка в школу, следует рассказывать ему о ней, как о ярмарке, говорить, что скоро он пойдет в школу с другими детьми, чтобы вместе хорошенько учиться, а затем играть.

— Нужно говорить, что ученье — не труд, а забава с книгами и перьями, а чтобы дети могли получить представление о такой забаве, не вредно дать им в руки мел, чтобы они на доске рисовали и царапали, что хотят. Это не будет бесполезно, потому что они развивают этим руку и потом легче учатся писать буквы. Все, что можно придумать, чтобы пробудить в детях желание учиться, все это следует сделать.

— Кроме того, нужно расположить сердца их к тем, кто будет их наставниками, похвалив искусство и мудрость учителя, его ласковость и доброту. Следует уничтожить у них всякий страх перед школой. Дети легко полюбят школу, ученье, учителя, и даже, если у них добрая натура, отнесутся ко всему этому с рвением, — а этим будет уже сделана половина дела, потому что школа будет для них игрою, и они будут преуспевать всем на радость.

— Но так как всякая премудрость от Господа и с ним есть во век (Сир. 1,1), и Он премудрости Предводитель и есть премудрых Исправитель, в руку бо Его и мы и словеса наша и всякий разум и дел художество (Премудр. 7,15), то справедливо и необходимо, чтобы родители в это время в горячей молитве снова посвящали детей своих Богу и поручали ему, умоляя Его благословить их школьный путь и сделать их сосудами Своего милосердия и — если воля Его будет — орудиями Своей славы. Как же отринет от себя Господь то, что ему посвящалось со слезами сначала еще во чреве матери, затем в Святом крещении и далее снова?! Неужели он не примет такой жертвы?! Это невозможно!


 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым