20 мая Церковь отмечает праздник Явления Жировичской иконы Божией Матери
20 МАЯ 2019 (Понедельник) 14:05:37 Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.Рассказ паломника. На автобусе - в Жировичи: "Я будто оказалась на другой планете" >>> Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки. Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретённую икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он её не нашёл. На другой день пастухи опять заметили сияние на той же груше. Как и накануне, они отнесли её боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место её явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы. Вскоре деревянный храм был построен, а весть о явлении образа Божией Матери быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения. Многие так и оставались здесь. Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой, другие же посвящали себя служению Богу. Около 1520 года в селении случился сильный пожар, истребивший почти все строения и деревянный храм. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара исчезла чудотворная икона; все поиски её на пепелище не имели успеха. Прошло время, и в один из дней после занятий в школе дети забрались на ближайшую горку. Внезапно на огромном камне они увидели Божию Матерь в небесном сиянии. В руках Пресвятой Девы была икона, которую напрасно искали на месте пожарища. С радостью побежали дети в селение, где поведали священнику и родителям о видении. Священник с народом поспешил к указанному месту; не сподобившись лицезреть Деву Марию, они к великому своему утешению обрели на камне чудотворную икону. Это событие считается вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери. Камень, на котором дети видели Богородицу, и где была обретена икона, тогда же огородили. На месте сгоревшего вскоре построили новый храм, куда и поместили святыню. Одновременно внук Солтана Иван Александрович начал строительство новой большой каменной церкви. В то время строителями и фундаторами церквей и монастырей обычно бывали знатные и богатые люди Литовского государства, которые считали построенные ими храмы своей собственностью и часто распоряжались их судьбой по собственному усмотрению. К концу жизни Иван Солтан перешёл в протестантство, и возведение храма было приостановлено. Завершилось строительство в начале XVII века, престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне этот храм носит название Явленского. В 1587 году правнук боярина Солтана Ярослав Иванович продал часть Жировичского имения своему брату Ивану Ивановичу. В купчей крепости говорится, кроме всего прочего: "…и с половицею монастыря церкви Жировицкия, накладом церковным, также и с подданными монастырскими…". Многие несчастья обрушились на монастырь в начале XVII века. Разорившийся Иван Солтан заложил Жировичское имение кобринскому шляхтичу Ицхаку Михелевичу; затем владение перешло его вдове Эстери и сыну Михелю. В этот период насельники монастыря временно покинули обитель, не желая быть под их началом. Православная иерархия и духовенство были в Польско-Литовском государстве в столь тяжком положении с середины XVI столетия, не имея возможности защитить обитель. После объединения Литвы с Польшей в 1386 году, вследствие женитьбы князя Литовского Ягайлы на польской королеве Ядвиге, в Западном крае началось насильственное насаждение католицизма, а затем униатства. Ягайло, приняв католичество, дал обязательство привести под власть папы всех своих подданных как в Литве, так и в принадлежавших ему частях Белой и Малой Руси. В 1605 году мстиславский каштелян Иван Мелешко выкупил Жировичское имение и монастырь у Эстери Михелевич, руководствуясь, судя по некоторым источникам, прежде всего материальной заинтересованностью. Подпав под влияние настоятеля соседнего базилианского монастыря в Бытене Иосафата Кунцевича, Мелешко принял униатство и пожертвовал Жировичи вместе с церковью и чудотворной иконой Иосафату — одному из активнейших деятелей униатства, прозванному за свою жестокость "душехватом" и убитому жителями Витебска, доведёнными им до отчаяния. Мелешко вчерне закончил строительство большой каменной церкви, а также построил дом для братии. Уния, как известно, была подписана 6 октября 1596 года на Брестском Соборе, несмотря на полное нежелание и несочувствие ей со стороны православного населения. Жировичский монастырь оставался православным до 1609 года, когда после решения трибунального суда настоятель монастыря был отправлен в Вильно, где и подписал признание власти римского ставленника – митрополита Ипатия (Потея). Вскоре в Жировичах появились униатские монахи, а в 1613 году Иосафат Кунцевич был назначен настоятелем Жировичского монастыря. Чудотворную икону Божией Матери они обратили в свою главную святыню, почитание которой достигло апогея к XVIII веку, когда в 1726 году постановлением папского капитула было решено "возложить на главу Богомладенца Иисуса и Богородицы Девы в г. Жировицах в церкви отцов ордена св. Василия Киевского диоцеза золотые короны", то есть совершить католический обряд коронования иконы Божией Матери. Коронация была совершена 8 сентября 1730 года и преследовала цель более тесного сближения унии с Римско-Католической Церковью. При постоянной упорной борьбе между Православием и Католичеством судьба унии изменилась после соединения Белоруссии и Литвы с Россией. Базилиане по царскому указанию были подчинены Полоцкому униатскому епископу, а орден лишился своей самостоятельности. В 1810 году в ограду Жировичского монастыря было перенесено епархиальное управление, ранее находившееся в Новогрудке, и с этого времени Брестские епископы жили при монастыре, а Успенский собор стал кафедральным. Вскоре при монастыре были открыты Пастырско-богословские курсы, стараниями митрополита Иосифа (Семашко) в 1827 году в Жировичах возникла Духовная семинария, которая имела огромное значение в деле воссоединения с Православием. 14 июля 1839 года Преосвященный Иосиф прибыл из Санкт-Петербурга через Полоцк в Жировичи, чтобы возблагодарить Божию Матерь за Её помощь в святом деле воссоединения. Именно в Жировичский монастырь митрополит Иосиф пригласил духовенство для подписания акта о воссоединении. После этого кафедральный собор был капитально отремонтирован и освобождён от всех принадлежностей костёла. Обитель сия стала первым духовным центром Белорусского края по восстановлению православного богослужения. Во время первой мировой войны церковное имущество монастыря было перевезено в Москву и помещено в подвалах собора Василия Блаженного. Монастырский архив был отправлен в Новороссийск. Оккупировав Жировичи, немцы заняли помещения обители под казармы, изрубили на дрова иконостас Никольского храма, многое разрушили. В бытность настоятеля монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) в начале 20-х годов святыня — образ, чудесно обретённый несколько столетий назад — была возвращена из Москвы в Жировичи. Архимандрит Тихон привёз её из Москвы… в баночке с вареньем. Несмотря на все невзгоды лихолетья двух мировых и гражданских войн, православные отстояли свою святую обитель и чудотворную икону Божией Матери. Ныне она находится в Успенском соборе Жировичского монастыря слева от Царских врат. Изображённая чудесным образом на граните, величиной всего несколько сантиметров, опалённая пожаром, чуть треснувшая от огня и времени, святая икона — истинный образ Пречистой Девы Марии, Матери Божией. zhirovichi-monastery.by/ sobor.by/ (просмотров 1955) |
Новости разделов: