Богословие воскресения. Интервью с профессором Страсбургского университета
9 МАЯ 2017 (Вторник) 23:17:17 Как нам приблизиться к спасению и зачем нужно покаяние? Как Святые Отцы рассматривали роль физической природы человека в деле обожения? Об этом – в интервью с известным французским православным богословом и философом, профессором Страсбургского университета Жаном-Клодом Ларше.Читайте первую часть интервью: "Победа над смертью – это прежде всего победа духовная". Беседа о воскресении с французским богословом - Со времени победы Христа над смертью воскресение стало вселенским законом, действующим во всём сотворённом Богом мире, и, в особенности, действующим в отношении человека. Можно было бы сказать, что нам полностью гарантировано наше спасение. И всё же, это не так, поскольку мы часто впадаем в грех. Какова роль покаяния, этого второго крещения для нашей души? Могут ли слёзы покаяния приблизить нас к воскресению? - Осторожнее, не следует смешивать воскресение и спасение. Все люди, каковы бы ни были их духовные качества, воскреснут (см. Деян. 24:15), то есть вновь обретут своё тело, хотя и не таким, как прежде. После Суда часть людей будут проводить райскую жизнь в своих телах, а часть будут испытывать адские страдания, также находясь в своих телах. Конечно, вечная жизнь – это милость, но она будет дана всем людям, однако многое будет зависеть от тех поступков, которые они совершали во время своей земной жизни, от того, поступали ли они так, как этого требует Господь. И тогда, как говорит святой Максим Исповедник, для части людей это "вечное бытие" станет "вечным благобытием", а для остальных превратится в "вечное горебытие". На самом деле, чтобы спастись, нам необходимо очиститься от наших грехов (и прежде всего от страстей, которые являются их источниками), а также творить соответствующие добрые дела. Эти принципы содержатся в божественных заповедях, которые не являются ни моральными установками, ни законами, но предписаниями, выполнение которых позволит нам уподобиться Христу нашей жизнью (нашими поступками и всем бытием). Покаяние играет основную роль в этих двух фазах духовной жизни, поскольку оно не означает только оплакивание совершённых и совершаемых сейчас ошибок, но и твёрдое желание исправиться. В своей сущности покаяние – это процесс трансформации. Это хорошо видно по греческому названию покаяния, которое звучит как метанойя – в буквальном переводе изменение ума. Это процесс, который должен никогда не останавливаться, и который позволяет нам отойти от жизни, полной страстей и грехов, порождаемых ими, и начать жизнь по заповедям Христовым. - И в древности, и даже сейчас воскресение прежде всего олицетворяет для христиан надежду и веру (в будущую жизнь – прим.перев.). Что мы можем сделать, чтобы превратить эту надежду в реальность? - Воскресение действительно олицетворяет для человека возможность вечной жизни с Богом во всём его бытии – душой и телом. Черты этой жизни, которой после Страшного Суда удостоятся праведники, мы можем и должны видеть уже сейчас, и в Церкви мы можем их ощущать по мере нашего духовного развития во Христе. Мы видим, как тела святых уже сейчас свидетельствуют о новой жизни благодаря присутствию в них божественных энергий, которые также проявляются через иконы и мощи. Благодаря будущему воскресению смерть больше не является бесповоротным концом нашей духовной жизни и всего нашего бытия, это также и не начало жизни без тела. Смерть оставляет возможность продолжить ту духовную жизнь, которую мы начинаем здесь, в Церкви. Жизнь в Царстве Небесном не будет чем-то кардинально новым, она будет представлять из себя обновление жизни как души, так и тела, и наша духовная жизнь там раскроется во всей полноте. - В вашей книге "Жизнь после смерти согласно православному Преданию" вы пишете про тайну смерти – единственного неизбежного события в нашей жизни, суть и смысл которого остаются для нас неизвестными. Такой же закрытой от нас, как тайна смерти, является и тайна воскресения. Почему Христос не рассказывает подробно о Своём воскресении, а просто говорит апостолам, что Он будет убит иудеями и на третий день воскреснет? Почему Он не открывает живущим тайны жизни после смерти? - Бог сотворяет "всё новое" (Откр. 21:5), творит "новое небо и новую землю" (Ис. 65:17, Откр. 21:1). Вот почему мы, находясь в нашем нынешнем падшем состоянии, не можем по-настоящему понять, какой будет наша будущая жизнь, и лишь высказываем догадки. В воскресении мы вернёмся в наши собственные тела, но эти тела изменятся, станут менее материальными и более тонкими (по слову св. Иоанна Дамаскина – прим.перев.). Наши тела больше не будут жить по тем физическим законам, которым подвержены материальные предметы в нынешнем мире. Они будут напоминать тело Адама до грехопадения и тело воскресшего Христа, Который мог находиться одновременно в разных местах, за мгновение преодолевать большие расстояния, проходить через закрытые двери и стены (Ин.20:19,26). Такое тело, какими будут и наши тела, апостол Павел называл телом духовным и отличал его от тела душевного или тел животных (см. 1 Кор. 15:35-50). - Христос сказал: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт" (Ин.11:25), а церковный писатель Афинагор Афинский в своём труде "О воскресении мёртвых" утверждает, что если бы не было воскресения, человек больше не мог бы продолжать существовать. Какова роль тела и материи в деле воскресения? Христос воскрес в Своём теле, и мы, приобщаясь к Евхаристии, через Его воскресшее Тело приобщаемся к бессмертию. Расскажите о важности физической природы человека в христианстве. - Это обширная тема для обсуждения, поскольку христианству с самого начала приходилось бороться с весьма значительными направлениями мысли, в рамках которых понятие тела обесценивалось. По мнению сторонников платонизма и разных гностических учений античности, человек – это только душа, или даже лишь самая благородная часть души – ум (греч. νοῦς).Согласно этим учениям, в начале человек представлял из себя только чистый дух, был в состоянии совершенства, позже потерянном. Но позже человек пал, попал в материальный мир, а его душа оказалась в теле, которое стало для неё тюрьмой. Таким образом, философия этих учений состоит в отделении души от тела через поднятие духа над материальным миром. Для гностицизма, который существовал в древности в самых разных формах и сохранился до наших дней в многочисленных сектах, материя, а значит, и тело, – это зло. Святые Отцы первыми попытались показать, что человек – это не только тело и не только душа, но что эти два элемента неразрывно в нём связаны. Когда Афинагор говорит, что если бы не было воскресения, человек больше не мог бы продолжать существовать, нужно понимать, что человек не может долго существовать без тела. Тело – это часть человеческого бытия, и святой Ириней говорит, что человек без тела не является подлинно человеком. Отцы подчёркивают, что в христианстве весь человек – тело и душа – призван к спасению и обожению, что тело и материя сами по себе не являются злом, а зло – это страстная привязанность к материальному и к чувственной стороне вещей. Отцы, как и апостол Павел, противопоставляют не душу телу, а духовное – плотскому, ведь и тело, и душа могут стремиться и к тому, и к другому в зависимости от того, стремится ли человек к Богу или к материальному миру. Святой Григорий Палама даже придавал телу ещё большую значимость из-за его роли в духовной жизни. Наставник исихазма подчёркивал степень вовлечённости тела в молитвенное делание и в аскезу, в достижение боговидения и приобщение к блаженной жизни в Боге. Разумеется, он был не первым, кто говорил об этом. Святой Максим Исповедник, например, пишет: "… и весь человек обожился бы, боготворимый благодатью вочеловечившегося Бога, весь оставаясь по природе человеком по душе и телу, и весь становясь по душе и телу богом по благодати и подобающей ему всячески божественной светлости блаженной славы, после которой ничего нельзя помыслить более светлого и высокого" (Амбигвы к Иоанну). Фото Жана-Клода Ларше: aquaviva.ru / sobor.by/ orthodoxie.com. Перевод Надежды Филипчик (просмотров 3213) |
Новости разделов: