Начинается Великий пост: советы и рекомендации духовенства
13 МАРТА 2016 (Воскресение) 23:07:57 В преддверии Великого поста мы попросили клириков храмов Минской епархии поделиться своими пожеланиями и советами на тему того, как лучше провести благодатное время "весны духовной".Протодиакон Максим Логвинов, клирик Свято-Петро-Павловского собора Минска: В связи с приближающимся Великим постом хочется пожелать верующим, прежде всего, найти себя, потому что это не для Бога делается, а для человека. Мы все такие, к сожалению, увлекающиеся, сами себя теряем. Столько всего вокруг нас происходит, что и в себя-то заглянуть некогда, а тут как раз хорошая возможность немножечко отрешиться от всего земного, суетного, и уделить внимание себе в хорошем смысле этого слова. Очень важно здесь подчеркнуть, что не своим желаниям, а именно себе: тому, что я на самом деле хочу, к чему я на самом деле стремлюсь. Так, как правило, и получается у нас, что я – это то, что сей момент меня волнует, что сей момент меня заботит, а то, что я на самом деле хочу, какие у меня на самом деле, может быть, мечты – я об этом как-то забываю во время своей поглощённости сиюминутными делами. Вот для этого, наверное, пост прежде всего. Есть очень интересное наблюдение. Когда пост начинается, отказываемся от всего, и какие-то вещи, которые вроде бы грозили перерасти в страсти, серьёзные привязанности, оказываются не такими сильными, а какие-то моменты, вроде бы невинные, на самом деле очень напрягают. Совсем не есть несложно, а вот пройти и не схватить что-нибудь со стола, например, сухарик… Это, оказывается, очень сложно. Очень сложно отказаться, например, от чашки кофе по утрам. Может быть, кому-то будет очень сложно отказаться от каких-то других вещей, возможно, сами по себе эти вещи являются невинными. На самом деле, большинство тех вещей, которые нас окружают, сами по себе невинны. Но когда они завладевают нашим разумом, нашим сердцем, получается, что очень сильно мы к ним привязываемся. Они становятся словно ниточки, за которые можно дергать, манипулировать нами. Мы напоминаем себе слова апостола Павла "Кто кому себя отдаёт в послушание, тот тому и раб". И вот вроде как мы и называем себя рабами Божьими, то есть добровольно отдали себя в служение Богу, а на практике получается, что больше мы отдаём себя в послушание совсем другим вещам. И когда нужно мне себя добровольно Богу отдать, оказывается, что я там уже привязан, здесь привязан, то есть я оказываюсь несвободен. Сейчас вроде бы так понимается, что свобода – это возможность делать то, что я хочу. Но потом выходит, что вот я делаю что хочу, а потом без этого и прожить не могу, и на самом деле оказываюсь несвободен. Хотел бы быть служителем Божьим, всецело отдать себя на это добровольное служение, а не получается. Поэтому найти себя, обрести настоящую свободу, чтобы человек мог собой распоряжаться – это, наверное, самая главная цель, вот этого хочется пожелать. Ну и, конечно, сейчас мы стараемся акцентировать внимание на духовной составляющей поста, но забываем о том, что мы все очень на еде зациклены. Самый первый вопрос, который возникает у людей в связи с постом – что можно и что нельзя есть, то есть эта зацикленность присутствует и в церковной среде. Это, наверное, очень правильно, потому что мы очень сильно зависим от этого, от этой пищи. Поэтому поста телесного тоже очень хочется пожелать, не только духовного. Апостол Павел нам говорит: сначала житейское, душевное, а потом уже духовное. Может быть, следует начать с чего-то малого и действительно себя ограничить, действительно проявить какие-то подвиги воздержания. Маленькие, незаметные, несравнимые, например, с Макарием Великим, но такие, чтобы они действительно что-то перевернули во мне, заставили меня как-то изменить свою жизнь. На самом деле, два или три дня полного воздержания – а это очень серьёзное испытание – заставляют человека о многом задуматься, многое переосмыслить. Иерей Иоанн Ковалёв, настоятель прихода храма Архангела Михаила в д. Новый Двор Минского района: Традиционно Церковь в преддверии Светлого Христова Воскресения предлагает каждому христианину провести эти дни в посте, молитве, духовной созерцательности. Мы много знаем и говорим о посте, и каждый раз, когда мы вновь вступаем в это святое время, хочется услышать какое-то наставление. На сегодняшний день мы обращаем больше внимания на внешний пост, воздержание от скоромной пищи. Внешне это может показаться какой-то диетой. Но так ли это на самом деле? На этот вопрос должен ответить, наверное, каждый сам для себя. Пост не может быть обособленным от других подвигов веры, пост всегда сопряжён с усердной молитвой и добродетельной жизнью. Вообще этот сорокадневный пост в чем-то является подражанием посту Христа, который Господь держал после Своего Крещения. В Евангелии описан очень важный момент – сказано, что Господь 40 дней не вкушал пищи, ничего не пил и напоследок взалкал, то есть почувствовал голод и жажду. И тут к Нему приступил дьявол, чтобы искусить Его. Мы видим в Евангелии, как Господь раскрывает хитрые намерения дьявола и посрамляет его. Дьявол предлагает Господу сделать хлеб из камней, поклониться ему или сброситься со скалы. Мы исповедуем в Господе две природы, и едва ли можно представить, в каком состоянии тогда, во время тех искушений, была Его человеческая природа. Очень важно понимать, что Христос был не просто Богом, Которому всё легко, в Нём была также и человеческая природа, которой свойственны и голод, и усталость, и жажда. На примере того, как Господь даёт отпор дьявольским наваждениям, мы видим подчинение человеческой природы Божественной. Мы видим, что дьявол давит на человеческие инстинкты, но Христос в Своих ответах указывает на превосходство духовного над материальным и над человеческими инстинктами. Это очень важно понимать в свете того изобилия благ и яств, которое характерно для современного общества. То, что у нас это есть, не значит, что мы должны всё это потреблять, что всё обязательно нужно попробовать и приобрести. Говоря о посте, мы всегда ссылаемся на церковный, святоотеческий опыт, на опыт земной жизни Христа, потому что, надо признать, традиция истинного поста не у каждого человека перед глазами. В связи с событиями нашей истории, в связи с тем, что прошлое столетие было в основном атеистическим, не каждый мог увидеть, что такое настоящий пост. Поэтому у нас очень мало в этом вопросе духовного преемства, у нас нет опыта веры. Этого нам не хватает, поэтому мы и говорим о посте так много. Вот почему нам остаётся только обращаться к истинному, святоотеческому опыту в вопросе поста. Здесь мы не всегда можем видеть перед глазами наглядный пример, и это проблема касается не только верующего человека, христианина, но также и священнослужителя. Надо признать, что академическое образование, каким бы оно ни было, всё-таки такого опыта не дает, хотя оно и помогает посеять задатки в молодых душах будущих пастырей и нынешнего поколения священства. Когда я говорю о посте с людьми невоцерковлёнными, мне нравится приводить высказывание одного опытного духовника, который, когда у него спрашивали, для чего поститься и как соблюсти меру поста, что очень важно, говорил, что пост – это наш подарок для Господа. Это очень хороший подход. Действительно, когда мы собираемся преподнести подарок любимому человеку или кому-то уважаемому, мы будет тщательно подходить к этому вопросу, тщательно его выбирать. Подарок – это мера нашей любви. Поскольку, как мы знаем, главная заповеданная нам Господом заповедь – это заповедь о любви, то именно этой мерой следует мерить и наш пост. Тогда все эти ограничения и лишения не будут нам казаться чем-то унылым и неудобным. Мы знаем, с одной стороны, что узкий и тернистый путь ведёт в жизнь вечную. С другой стороны, этот путь – это путь любви и нашей в чем-то жертвенности. Настоящая любовь имеет в себе эту жертвенность, например, жертвенность ради наших ближних. А здесь мы, можно сказать, идём к Самому Господу и вместе с ним проходим этот путь. Если мы так посмотрим на пост, то у нас сразу могут отпасть вопросы "можно ли вкушать молоко?", "как поститься при болезни?" и так далее. Понятно, что мы тогда сразу для себя определим эту меру поста. С одной стороны, будем стараться не навредить физическому здоровью, а с другой стороны, это будет мера, которая будет регулироваться нашей любовью к Богу. Эти вопросы сегодня и должны стать тем мерилом нашего подхода к такому духовному деланию, как пост в святую Четыредесятницу, чтобы результатом этого делания действительно было торжество такой любви. Иерей Александр Кухта, клирик храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района: Знаете, какой самый страшный грех совершают прихожане, по их мнению? Они нарушают пост. Помню женщину, которая в конце Великого поста пришла, обливаясь слезами, потому что она съела что-то скоромное, и весь её пост пошёл насмарку. Помню бабушку, которая совершенно серьёзно говорила, что она абсолютно ничего плохого в жизни никогда не сделала и только в одном грешна: нарушала пост. Вообще, у меня складывается впечатление, что пост, в сознании большинства прихожан, превратился в некоторый объект фетишизма. Ничему среди большинства верующих не предаётся большее значение, чем посту. Мерилом церковности человека часто является строгость и количество дней, проведённых в посте. В проповеди священник может совершить грубую догматическую ошибку – большинство прихожан этого не заметит, но стоит хотя бы немного коснуться запретной темы строгости поста – в настроениях людей часто возникают истерически-панические нотки. Безусловно, пост занимает одну из центральных ниш в духовной жизни христианина. Уменьшать его значение было бы неправильно и губительно для души, однако не стоит сводить всё спасение исключительно к вопросам исполнения поста. Пост – это инструмент, которым нужно научиться правильно пользоваться и применять строго к месту, а не пытаться забивать гвозди микроскопом. Иоанн Златоуст писал о том, что он будет исполнять пост тогда, когда поймёт зачем и для чего это нужно. Сначала нужно научиться пользоваться этим инструментом и только потом брать его в руки. К сожалению, мы ограничиваем пост исключительно гастрономическими предпочтениями, совершенно не заботясь о его сути. Я более чем уверен, что если бы мы были первыми христианами и вводили бы в обиход такую вещь, как пост, то гастрономическая сторона его звучала бы примерно так: "Братья и сестры, давайте на время поста откажемся от излишеств. Икра, красная рыба, овощи (особенно зимой), время, которое хозяйки проводят на кухне – всё это дорого и без этого вполне можно выжить. Давайте, хотя бы на время поста, откажемся от деликатесов, но сэкономим деньги для чего-нибудь нужного и полезного". Как писали Святые отцы, пост – это время, в которое мы экономим силы и средства для добрых и полезных дел. Всё это верно касательно материально-гастрономической стороны поста. Но есть ещё грани, на которые нужно обратить внимание. Часто, когда мы говорим о духовной жизни, то не в последнюю очередь подразумеваем пост, и это верно. Правильный пост, как инструмент, необходим, и было бы сложно обойтись без него. И наоборот, пост ради поста абсолютно никакой пользы не приносит. Многие верующие действительно являются образцовыми постниками. Они не просто не едят мясо и молоко, но постятся согласно монастырскому уставу: почти не употребляют масло, а в некоторые дни полностью голодают. Но результат, честно скажу, не очень. Человек находится в душевном застое и абсолютно ничего в нём не меняется. Что толку от поста, если мы не становимся людьми? Господь не будет выпытывать у нас точное количество нарушенных постных дней. Вспомните притчу о Страшном Суде. Господа будут интересовать конкретные дела любви и милосердия, сделанные каждым из нас. По сути, пост – это инструмент, одной из задач которого является научить нас быть людьми, научить жертвовать собой и своим комфортом ради ближнего. Если цель не достигается, то смысла в посте нет. Ещё одна задача поста – научиться себя контролировать. Еда — это универсальная вещь, все любят вкусно кушать. Однако кроме еды каждый из нас любит еще массу разных мелочей: кто-то не вылазит из-за компьютера, кто-то страдает клептоманией, кто-то заядлый курильщик и так далее. Если эти люди хотя бы на время поста ограничат себя в подобных привычках, сможем ли мы говорить о том, что они постились? Думаю, что да, потому что сохраняется принцип контроля над собой и избавления от зависимостей. Поэтому всем в начале Великого поста хочу пожелать, уж извините за тавтологию, хорошего поста. Не лицемерного голодания, но настоящего поста, приносящего пользу душе и делающего нас снова людьми. / sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик (просмотров 3681) |
Новости разделов: