BEL ENG DEU FRA



История Минской иконы Божией Матери под другим углом: интервью с искусствоведом - матушкой Марией Нецветаевой

 
  
26 АВГУСТА 2020 (Среда) 11:39:26
В моем детстве интернет еще не был главным источником информации. Тропарь Минской иконе Божией Матери впервые увидел, прочитал и выучил в школе на таблице с гербами белорусских городов. Долгое время, пока не поступил в университет в Минске, думал, что Божия Матерь, изображенная на гербе, и есть та самая икона Божией Матери. Оказалось, что нет. У иконы своя история, а у герба города – своя. Но благодаря появлению иконы, особому почитанию минчанами Богородицы, Ее образ мы видим и на гербе.

Икона, как гласит предание, написанная апостолом и евангелистом Лукой, явила себя нашему городу в 1500 году. Она приплыла из Киева по реке. А в Киев была принесена из Корсуни (Херсонеса) князем Владимиром. Там и пребывала, пока на город не напали татары.

Об этом сегодня может прочитать каждый в общедоступных источниках в сети, но чтобы узнать больше, я обратился к Марии Нецветаевой – руководителю Синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Белорусской Православной Церкви. Ее ответы позволили взглянуть на историю Минской иконы Божией Матери под другим углом.

"С богословской точки зрения икона написана евангелистом Лукой, с физической точки зрения это не так"

Мария мне пояснила, что с богословской точки зрения икона написана евангелистом Лукой, а вот фактически, с физической точки зрения это не так.

– Если Минская икона Божией Матери не очень активно исследовалась по ряду причин, то, например, Владимирская икона Божией Матери, которая находится в собственности государственной Третьяковской галереи, изучалась очень активно, – замечает Мария.

Мы говорим: "Владимирская икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой". А дальше специалист добавляет: "Доска XII века, первый слой левкаса XII века, первый красочный слой XII века, последующий красочный слой XIV века, а затем слой XVI века…" Возникает вопрос: как же евангелист Лука мог написать икону в XII веке? Когда икона сохраняет основную мысль трех изначальных Богородичных икон, которые по преданию написал евангелист Лука, то она становится иконой, написанной им.

Моя собеседница поясняет, что это мы сами поделили их на типы и ввели терминологию, а раньше иконы по такому принципу не делились. А еще важно понимать, что эти типы относятся к самим иконам, а не к Божией Матери. То есть если мы слышим: "Божия Матерь “Одигитрия”" – это означает, что не Божия Матерь путеводительница, а икона.

К этому типу, кстати, относится и наша икона Минской Божией Матери.

– Особенность таких образов – Божия Матерь является троном для Господа Иисуса Христа. На её руке младенец с ровной спиной, у которого в руках могут быть атрибуты власти (скипетр, держава) или проповеди (Евангелие, свиток). Христос восседает, а Богородица держит Его как правителя.

"Одигитрия" акцент делает на царской природе Господа и Его божественном происхождении, где Он изображается как Царь царей, а второй тип – "Умиление" – наоборот, подчеркивает человеческую природу Христа. Здесь показаны теплые, человеческие отношения между мамой и ребенком, где Христос прижимается к Богоматери щекой. К этому типу относятся образы "Владимирская", "Взыграние", "Млекопитательница".

На иконах типа "Знамение" изображают Младенца Христа в круге или просто на одеждах Богородицы, а иногда вовсе не изображают. Примерами таких икон являются Божия Матерь "Новгородская", икона "Неупиваемая Чаша", мозаика на Кафедральном соборе в Минске. Божия Матерь же выходит к нам с полностью открытыми, поднятыми вверх руками, словно говоря: "Внутри меня Тот, который воплотился. Я Его выносила. Он родился как обычный человек, жил на земле, я стояла около Креста, когда Его распинали. Это мой Господь и мой сынок!"

Такого типа иконы располагаются обычно внутри храма в конхе апсиды, а вверху в куполе Христос в момент Вознесения. Видим такую связку: вот Бог уже на Небе, а Божия Матерь своим жестом напоминает, что Бог пришел на землю. Эта сложная иконографическая схема имеет логику, действует не в отрыве друг от друга.

Эти три типа икон в той или иной форме существовали с первых веков христианства. И поэтому, когда мы говорим про иконы, которые написал евангелист Лука, у нас выстраивается огромный список из достаточно поздних икон, но все они восходят к трем вышеназванным.

Об явлении иконы на водах Свислочи

В тропаре Минской иконе Божией Матери читаем: "На водах Свислочи явилась Ты, Пренепорочная Отроковица, из Константинополя и Киева, показав свою милость Богоспасаемому городу Минску, просвети нас грешных сиянием Своим, яви, как всегда, силу Твою, спаси нас защитой Своей и избавь от козней вражеских, ибо Ты наша непобедимая крепость и единственная надежда".

Мария Нецветаева поясняет, что древняя и современная риторики очень отличаются. Если сегодня об одной иконе мы можем написать диссертацию, то раньше человек всю информацию рукописного текста старался ужать в абзац.

– Явление иконы на реке не означало, что она нерукотворна и сама приплыла против течения, стояла на волнах, а вокруг летали Ангелы и на это чудо собрались посмотреть жители.

Вполне возможно, что к одному из портов Менска, как в то время иногда назывался наш город, мог пристать корабль, а купец, который приобрел икону в Киеве, прислал таким образом ее в Минск на поминовение.

Человек в позднем средневековье скажет об этом: икона приплыла из Киева чудом. Это означает, что горожане не собирали деньги, не заказывали икону у мастера. Чудесным явлением для них было уже то, что икона оказалась в Минске.

Вся не основная информация – имя жертвователя, который подарил эту икону или тип корабля, на котором икона прибыла – это неважно, а важно то, что никто не чаял её появление в Минске, и образ этот уже много веков является объектом молитвенной преемственности поколений! Мы приходим к Божией Матери, молясь пред ее образом получаем ответ на свои молитвы. Как его получали наши мамы, бабушки, прабабушки…

Почему образ Минской иконы Божией Матери называют чудотворным?

Когда из истории иконы убирается элемент ее чудесного явления образа, встает вопрос: Почему тогда образ называют чудотворным?

– Неужели не чудо, что икона пережила Великую Отечественную войну, стоя на земле в подвальчике в хранилище рядом с Домом офицеров, что в это здание не попал снаряд, что она была возрождена, то есть вернулась к молящимся, и напоминает о том, что Божия Матерь рядом с нами во время всех самых страшных переживаний.

Как первоначально выглядела Минская икона Божией Матери

Как нельзя точно сказать, каким образом явилась икона, сегодня мы не можем точно утверждать, что это произошло 26 августа (13 августа по ст.ст), потому что календарь, в котором появилось празднование икон, датируется концом XVII – началом XVIII веков. Это достаточно позднее явление. Как и посвящение храмов иконам Божией Матери. Также доподлинно не известно, как первоначально выглядела Минская икона Божией Матери.

– Единственное серьезное исследование этой иконы проводилось в Польше в 1992 году. Было снято несколько поздних красочных слоев, что совершенно естественно для иконы. Тогда дошли до XVI века, а внутрь не углублялись.

Историк Юрий Микульский в российских архивах изучал информацию о вкладах, которые делали русские цари в Минск. Один из них датируется XVI веком. Княгиня Елена – дочь московского князя Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог сделала вклад в виде иконы, по размерам очень близкой к той, что мы видим сейчас. Есть предположение, что именно эта икона находится сегодня в Свято-Духовом кафедральном соборе. Это мог быть, как и образ, написанный в конце XV века и так более ранняя византийская икона, которая могла быть какое-то время в Киеве и была поновлена (написан верхний живописный слой) перед тем как сделать подарок Менску.

А возможно, что совместились две иконы. Одна икона могла быть утрачена во время пожара или войны, а другая – стать ее преемницей, и в этом нет богословского спора, только вопрос археологии. Потому что мы приходим не к иконе, а Тому, Кто на ней изображен.

"Всё, что осталось у женщины из имущества – икона, завёрнутая в кусок ткани"

Супруг Марии, к слову, служит в Свято-Духовом кафедральном соборе. Мария поделилась и историей семьи своего мужа иерея Дмитрия, в роду у которого уже 17 поколений священников. Есть среди них новомученики. Не прославленные в лике святых, но почитаемые в семье.

– У Агриппины – прабабушки моего мужа священниками были отец Иоанн Попов и брат Федор, а еще один брат Петр – дьякон. Их ночью вытянули из домов, оттолкали к реке, прорубили прорубь, расстреляли и сбросили тела в прорубь. Прапрабабушка Мария в декабре месяце босая пошла в соседнюю деревню к другой дочери Марии. Единственное, что у нее было в руках – икона из молитвенного угла. Она пережила родных всего на несколько дней и умерла, причастившись.

Через полгода у ее дочери Марии отравили мужа, отца Григория Соколова, на поминках. Когда вернулась с похорон, дом сестры прабабушки горел. Местный юродивый достал из него икону, с которой в этот дом когда-то пришла её мама.

Всё, что осталось у женщины из имущества – икона, завёрнутая в кусок ткани. Она так и ушла с иконой и тремя детьми, будучи беременной четвертым ребенком. Свое дитя рожала в поле.

Саму же икону сохранили потомки. Я эту историю всегда рассказываю, как пример того, что у нас полностью изменилось мышление – на свадьбу готовы потратить огромные деньги на ресторан, платье и цветы, но сэкономить на иконе – купить дешевые, печатные, а не дорогие писанные. Холодильник в домах часто стоит дороже иконы. К сожалению, образ Божий не самое дорогое в доме современного человека.

Прабабушка моего мужа Агриппина с точки зрения всех родственников находилась в самом хорошем положении. Потому что её муж остался в живых, был в лагере. Она похоронила за время его ссылки семерых детей из двенадцати – просто не могла их прокормить. Картошку посеет – выкопает колхоз. Посеет рожь – её пожнёт колхоз…

Муж вернулся из лагеря во время войны. Его выпустили настолько искалеченным, что он даже не мог носить требный чемоданчик, и за ним его носил девятилетний сын, дедушка моего мужа. К слову, у дедушки, отца Дмитрия Нецветаева, в годы советских репрессий родится 16 детей и все сыновья станут священниками, а дочери матушками. И каждый ребенок, покидая дом для самостоятельной жизни был благословлен родителями писанной иконой из большого молитвенного уголка.

Но вернемся в страшные годы войны. Как быть: должен был прийти муж, а пришёл ещё один голодный рот? Агриппина рукоделием и чтением Псалтыри над усопшими кое-как добывала пропитание для семьи и даже сейчас она ничего не могла сделать.

Кого кормить: одного из пяти детей, который остался жив или мужа, который вернулся из лагеря, после того как в ледяной воде они гнали деревья? Как выбрать? Да, она по-женски пошла наплакалась, сильно ругалась с Богом, успокоилась, начала молиться, и в Псалтири нашла сложенный документ – указ о награждении иерея Андрея Нецветаева камилавкой. Прабабушка, несмотря на голод, сохранила священнический крест своего мужа, который он вновь одел, получив все согласования, потом этот священнический крест носили их сыновья, потом внуки и как старшему сыну старшего сына он был передан моему мужу в день его священнической хиротонии.

И надо понимать, что Псалтирь прабабушка читала всё время пока супруга не было. Сотни раз она была прочитана, и после живого разговора с Богом нашелся документ, ставший основанием для восстановления ее мужа священника в служении. До следующего ареста он служил благодаря этому указу.

Потому мы и говорим, что поклоняемся не иконе, а Тому, Кто на ней изображен – Богу и Божьей Матери, святым Его. К ним мы приходим разговаривать с открытым и чистым сердцем, и если в нём боль, эту боль мы тоже приносим Господу и Его матери. Очень важны семейные святыни – иконы, которые переходят из поколения в поколение – они напоминание нам о том, что все самое сложное можно пережить, доверяя свою жизнь Господу и Божьей Матери. А икона Божьей Матери именуемая Минская – это семейная икона всех минчан.

Беседовал Вадим Янчук

/ sobor.by/ Фото minda.by

(просмотров 1889)





Новости разделов:

Церковные праздники

26 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Досифей, митрополит Молдавский. Церковный календарь: 26 декабря
25 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец. Церковный календарь: 25 декабря
24 ДЕКАБРЯ 2024
Преподобный Даниил Столпник. Церковный календарь: 24 декабря
23 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Церковный календарь: 23 декабря
22 ДЕКАБРЯ 2024
Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Церковный календарь: 22 декабря
20 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский. Церковный календарь: 20 декабря
19 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Церковный календарь: 19 декабря
18 ДЕКАБРЯ 2024
Преподобный Савва Освященный. Церковный календарь: 18 декабря
17 ДЕКАБРЯ 2024
Великомученица Варвара и мученица Иулиания Илиопольские. Церковный календарь: 17 декабря
16 ДЕКАБРЯ 2024
Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский чудотворец. Церковный календарь: 16 декабря
15 ДЕКАБРЯ 2024
Пророк Аввакум. Церковный календарь: 15 декабря
14 ДЕКАБРЯ 2024
Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин.
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.