Пассия - служба Великого поста

 
  
29 МАРТА 2025 (Суббота) 18:58:27
Пассия - (лат. "страдание") - особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам.

За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа:

- на 1-й Пассии: 26 и 27 главы от Матфея,

- на 2-й Пассии: 14 и 15 главы от Марка,

- на 3-й Пассии: 22 и 23 главы от Луки,

- на 4-й Пассии: 18 и 19 главы от Иоанна.

По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.

В православии Пассия представляет собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним.

По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней.

Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной свт. Григорию Паламе.

Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых

На пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа.

Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...". Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.

В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.

В православном понимании, сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть "со страстьми и похотьми" (Гал. 5:24).

Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние.

Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних. Можем ли мы, также как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним:

"Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя", то есть "Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя".

Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.

/ sobor.by/

(просмотров 711)





Новости разделов:

Церковь и общество

2 АПРЕЛЯ 2025
Чтения на каждый день Великого поста: Среда 5-й седмицы
1 АПРЕЛЯ 2025
Чтения на каждый день Великого поста: Вторник 5-й седмицы
31 МАРТА 2025
Чтения на каждый день Великого поста: Понедельник 5-й седмицы
31 МАРТА 2025
30 марта началась 4-я неделя Великого поста - преподобного Иоанна Лествичника
29 МАРТА 2025
Чтения на каждый день Великого поста: Среда 4-й седмицы
29 МАРТА 2025
30 марта в приходе святителя Спиридона Тримифунтского состоится Великопостный концерт
29 МАРТА 2025
Пассия - служба Великого поста
28 МАРТА 2025
Минская духовная семинария проводит набор на Пасхальные богословские курсы
28 МАРТА 2025
1 апреля в Могилеве состоятся торжества, приуроченные к празднованию Могилево-Братской иконы Божией Матери
27 МАРТА 2025
Институт теологии БГУ приглашает на обучающий курс "Феномен зависимости: богословский и психологический подходы"
27 МАРТА 2025
В Борисов прибывает ковчег с частицей святых мощей святителя Луки Крымского
26 МАРТА 2025
Чтения на каждый день Великого поста: Среда 4-й седмицы
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.
Loading...