BEL ENG DEU FRA



Казачьи праздники. Традиции Рождественского поста и празднования Рождества Христова

 
  
30 НОЯБРЯ 2015 (Понедельник) 12:49:22
Издавна у казаков было распространено убеждение о своём предназначении быть защитниками Веры, Царя и Отечества. Большое внимание казаки уделяли духовному, религиозно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Приобщение детей к религии, к постам начиналось в раннем возрасте. "Ещё ребёнок не умеет хорошо говорить, – отмечали современники, – как его уже начинали учить креститься и читать молитвы". Родители, идя по воскресеньям и в праздничные дни в церковь, обязательно брали с собой детей.

Рождественские праздники

В казачьем быту святки считались самым большим, шумным и весёлым праздником. Святки начинались не ранее Николина дня – 19 декабря по новому стилю (по н.ст.) до Крещения – 19 января (по н.ст.), в тот период, когда казаки, закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть.

С началом святок в строгой повседневной станичной жизни наступала пора веселья. Молодёжь, собираясь на посиделки, игры, гадания и устраивая самые различные забавы, скрашивала унылую станичную зиму. Хотя святки и считались молодёжным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным. Особо значимы были святки для казачек. Им предоставлялась возможность освободиться от будничных бытовых забот и принять участие в общем веселье. Самая строгая мать на святки не заставляла дочь прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьём.

К святочным вечерам молодёжь всегда готовилась: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть поясом, кинжалом или каракулевой папахой.

На святочные вечера собирались в основном по улицам, но на них могли прийти и казаки с других улиц, иногда даже из других станиц. Если вдруг, какому-либо казаку-чужаку вздумается поухаживать за "нашенской" казачкой, то возникали ссоры. "Чужак" непременно обязан был выставлять отступное в виде вина или самогона – в противном случае он мог быть побит.

Нередко в какой-либо святочный вечер устраивался "бал-маскарад". Подбирались красочные наряды и для весёлой интриги рядились в чужие одежды. Девушки представали в мужской одежде, а юноши искусно рядились в женское платье.

Взрослые казаки также не любили сидеть дома. Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей.В святочные вечера до Рождества не пели песен, кроме "святовских".

В это же время шло интенсивное приготовление рождественских запасов пищи. Летние кухни казаков превращались в склады. На массивных гвоздях или крюках подвешивались окорока свиней, тушки птицы. На столах размещали приготовленные домашние колбасы, сладости, в подвалах проверялись запасы солений, капусты, огурцов, варенья, мочёного тёрна, вина и др. До сочельника никому не разрешалось употреблять в пищу непостные продукты. Разрешались рыба, картошка, кислая капуста, солёные огурцы с постным маслом, солёные арбузы, тыква, пирожки с горохом и фасолью, узвар из сухофруктов, сок из мочёного тёрна.

Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом посте. Пищу употребляли после "первой звезды". Перед закатом солнца, а если оно было закрыто тучами, то по времени старший в доме (обычно дедушка) приглашал всех домочадцев на молитву, зажигал свечу и ставил её на каравай хлеба. Прочитав короткую молитву, он выходил во двор, брал там пучки сена и снопик необмолоченной пшеницы, приносил их в дом. В доме лавка перед образами покрывалась чистою скатертью или полотенцем, застилалась соломой, а на неё ставились снопик пшеницы, кутья и каша. Вновь произносилась молитва, и после этого приступали к еде.

Солома и необмолоченный снопик пшеницы являлись символами будущего обильного урожая. Кутья (каша из цельных зёрен пшеницы, позднее риса, с добавлением кишмиша, орехов, даже варенья и политая мёдом) символизировала плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и при рождении ребёнка, крестинах и при похоронах. Отметив сочельник, родители отправляли детей разносить кутью близким родственникам и соседям. Поздним вечером взрослое население станиц и хуторов направлялось в церковь. Оставшиеся ждали христославщиков (колядовщиков).

Начинали колядовать дети.

За окном раздавались дружные голоса: "Можно похристославить?". Получив добро, дружная компания входила в дом и нестройным хором пела: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звёздам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!"

Далее следовало поздравление всех с праздником и пожеланиями здоровья и счастья. Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки выходила молодёжь, и даже взрослые казаки.

Все они собирались большими группами, переходили от одного дома к другому, пели церковные песни и колядки.

Нова радость настала, коей не бывало:

Над вертепом звезда ясна светом возсияла.

Где Христос родился, от Девы воплотился,

Как Человек, пеленами убого повився.

Ангелы спивают, слава – восклицают,

На Небеси и на земли мир провозглашают.

Давид днесь играет, в гусли ударяет,

Звонко, стройно и предивно Бога прославляет.

И мы тож будем петь, Христа прославлять,

Рождённому из Марии смиренно взывать ...

Славим Бога Бессмертного,

Он явил нам Рождённого,

И Матерь Его Святую,

Марию, Деву Чистую,

Сия миру Царя дала,

Да будет Ей честь и хвала!

Песнь Ти сугубо приносим,

Благославити мир просим

И нас, грешных, глаголющих,

Во век века Тя поющих.

Рано утром на улицах станиц появлялись дети-подростки, которые усердно перебегали от одного двора к другому и славили Христа:

"Я маленький мальчик,

Влез на стаканчик,

В дудочку играю,

Христа прославляю.

С праздником поздравляю,

Счастья всем желаю".

В это же время колядовали и девочки, которые составляли отдельные от мальчиков группы. Они подходили к окнам и кричали хозяевам: "Пустите поколядовать!". В ответ слышали: "Заходите с Богом". Зайдя в дом, начинали петь:

Коляда, ты коляда

Заходила коляда,

Запевала коляда,

Поздравляла коляда.

Хозяюшки - голубушки

Пожертвуйте нам бублички,

Конфетки и денежки,

На святые вечера

Во имя Христова Рождества.

Все колядовщики с таким усердием "посевали" пшеницей, что за время колядования комната была густо усеяна зёрнами. Их подметали и собирали, как особую драгоценность. Половину собранного зерна отдавали домашним птицам, приговаривая: "На доброе вам здоровье, на большой приплод", а другую половину перебирали и хорошую примешивали к посевному зерну со словами: "Пошли, Боже подай урожай на всех людей, на весь край".

Хозяева давали им деньги, хлеб и нередко угощали водкой, которую разрешалось употреблять только после полуночи.

В ряде станиц Дона, Кубани и Терека выработался обычай "цыганичанья", который проводился также в ночь перед Рождеством и старым Новым годом. Он сводился к тому, что молодые казачки одевались в длинные платья, накидывали себе на плечи большие разноцветные полушалки (на цыганский манер), ходили по домам с корзинами и мешками в сопровождении гармониста. В домах эта шумная компания пела церковные песни, выпрашивала у хозяев всё, что попадется на глаза, причём в случае отказа, "по цыганской совести" бесцеремонно тащили всё, что плохо лежит. Хозяева, как правило, не обижались на "цыганок" и выкупали своё добро. На вырученные деньги за колядки и за выкуп, колядовщиками приобретались сладости и подарки. Обычай запрещал покупать на эти деньги что-либо полезное для хозяйства (одежду, обувь и др.) После полуночи все "колядовщики" собирались у кого-либо дома и отмечали вместе праздник Рождества Христова.

Рано утром родители возвращались из церкви и звали всех домочадцев к богато убранному столу. После разговения начинался обильный обед с пирогами, гусем, холодцом, чаем. После завтрака дети отправлялись с поздравлениями к бабушкам и дедушкам, которым исполнялись рождественские стишки и песни, а те в ответ поздравляли своих внуков.

Повсеместно рождественское веселье сопровождалось катанием с горок на санках. Под Новый год в большинстве станиц на Тереке, Кубани и Дону также как и перед Рождеством проводились колядки. Вечером по домам ходили группы молодых казачек, а утром казачата. Причём их предновогодний репертуар мало чем отличался от рождественского. Так, например, мальчики пели:

В поле, в поле,

Сам Господь ходит.

Дева Мария к Богу ходила,

Счастья просила.

Ходит Илья на Василия,

Туда сыпнёт, туда махнёт,

Там жито растёт,

Жито и пшеница,

На всякой пашнице.

Здравствуйте, хозяин и хозяюшка,

С Новым годом, с новым счастьем.

А также пели:

Щедрик – веник

Дайте вареник,

Чуточки кашки,

Немножко колбаски.

И этого мало,

Дайте ещё сала.

Вам на счастье, на здоровье!

Роди, Боже, жито,

Жито и пшеницу

И всяку пашницу.

С праздником всех! С Новым годом! С Новым счастьем!

В некоторых линейных станицах Кубани ходили по домовладениям христославить и взрослые мужчины, которые читали молитвы, прославляли Христа и желали хозяевам доброго урожая, хорошего здоровья.

После поздравлений гостя приглашали за стол, и вместе с хозяевами отмечался наступивший Новый год./ sobor.by/ По материалам npi-tu.ru
(просмотров 4680)





Новости разделов:

Казачество

23 ДЕКАБРЯ 2024
Казачий круг состоялся в приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
11 НОЯБРЯ 2024
Минские казаки потрудились на субботнике на территории прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
29 АВГУСТА 2024
Атаман "Белорусского казачества" Геннадий Жуменок стал гостем программы "Скажинемолчи" телеканала Беларусь 1
9 МАЯ 2024
Белорусские казаки возложили венок к монументу Победы в городе Минске
8 МАЯ 2024
Минские казаки встретили Пасху в столичном приходе иконы "Всех скорбящих Радость"
9 АПРЕЛЯ 2024
30-летие возрождения монашеской жизни в Ляденской Благовещения Пресвятой Богородицы обители
18 МАРТА 2024
В приходе иконы «Всех скорбящих Радость» состоялся круг Минского городского округа РОО «Белорусское казачество»
18 ЯНВАРЯ 2024
Минские рождественские казачьи образовательные чтения «Казачья культура: вера и традиции предков – фундамент будущего» прошли в Минске, в приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
18 ЯНВАРЯ 2024
ТВ"Союз". Минские рождественские казачьи образовательные чтения прошли в Минске, в приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
20 ИЮЛЯ 2023
30 июля в казачьей часовне святого Вадима Персидского состоится Литургия. Приглашаем!
7 ИЮНЯ 2023
17 июня в казачьей часовне в честь святого преподобномученика Вадима Персидского состоится молебен и панихида
12 МАЯ 2023
ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЦЕРЕМОНИИ ВОЗЛОЖЕНИЯ ВЕНКОВ К МОНУМЕНТУ ПОБЕДЫ
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.