BEL ENG DEU FRA



Учитель из Дятлова создала интерактивный сайт, чтобы школьники узнали о жизни местночтимых святых

 
 
 
 
 
  
15 ЯНВАРЯ 2020 (Среда) 12:33:55
В 2017 году Ольга Михайловна Старикова, учитель 1-й школы города Дятлово, создала сетевой проект "Святая Русь", посвящённый новомученикам и исповедникам, пострадавшим за веру в XX веке. “Что мы знаем об этих людях? Кем они были, как они жили, что помогло им не сломиться под тяжестью гонений? – говорит Ольга Михайловна. – Знаем мало. Или почти ничего. Чаще всего в таких случаях вспоминают Императора Николая II и его семью, Великую княгиню Елизавету Фёдоровну, Патриарха Московского Тихона, митрополита Киевского Владимира, митрополита    Петроградского Вениамина, митрополита Крутицкого Петра. Но если обратиться к епархиальным документам, поговорить со священниками местных храмов, то можно узнать о том, что к лику мучеников и исповедников ХХ века причислены и многие простые священники, монашествующие, прихожане многочисленных храмов...

На странице в социальной сети у Ольги Михайловны Стариковой в качестве жизненного кредо — строка В. Высоцкого: "Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал". И эти слова как нельзя лучше характеризуют её отношение к своему делу. Учительский труд, пожалуй, самый тяжёлый из умственных профессий. Знаю это потому, что мама учитель, и сама всю жизнь мечтала им стать, но в школе проработала совсем недолго. С тех пор уважаю учителей ещё больше. Каждое интервью с ними даётся мне очень тяжело, потому что представляю, сколько бессонных ночей, сколько безвозмездного труда, здоровья, нервов и преодоления себя за этим стоит. Это поприще, идя на которое, не приходится рассчитывать ни на благодарность, ни на денежную компенсацию. Наоборот, приходится долго работать вопреки. Но приходит момент, когда ты видишь, что есть люди, для которых через твои уроки открылось что-то такое, что сыграет потом роль сказочного клубка или путеводной звезды. И тогда понимаешь, что всё было не зря, что "стоило жить, и работать стоило". Мне хочется писать об учителях-энтузиастах, чтобы об их работе узнало больше людей – родителей, учеников, коллег. И может быть, через прочтение этих статей их опыт станет ещё для кого-то путеводным.

В рамках сетевого проекта "Святая Русь" школьники из Беларуси и России, посещающие факультативы "Основы православной культуры. Святыни белорусского народа" и "Основы религиозных культур и светской этики", а также воспитанники воскресных школ открывают святыни своей малой родины. Пострадавших за веру после 1917 года было так много, что каждый обязательно найдёт среди них жителей своего города, района или области.

Проект "Святая Русь" рассчитан, в соответствии с программой факультативного курса "Основы православной культуры. Святыни белорусского народа", на учеников 4-6 классов и предполагает работу в команде. Деятельность учащихся направляет педагог-координатор. Работа в проекте разбита на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На первом этапе участники регистрируются на сетевом ресурсе, создают визитку команды и знакомятся с планом работы. С содержанием проекта могут ознакомиться и родители: для них есть подробное описание. К слову, неравнодушные к теме мамы и папы также могут присоединиться к исследованию.

Основной этап состоит из трёх частей: теоретической, исследовательской и презентационной. На этапе “Святые земли русской” командам предлагается ответить на вопросы викторины "Великие русские святые", собрать информацию о святых мучениках и исповедниках 20 века в своих регионах, городах и сёлах и оформить слайд в совместной презентации "Святые мученики и исповедники 20 века".

Учащиеся знакомятся с ликами святости: узнают, чем преподобные святые отличаются от праведных или блаженных, почему одни мученики, а другие великомученики, кого причисляют к равноапостольным, а кого к чудотворцам и т. д. Затем с помощью специального сервиса наиболее быстрым и активным  командам предстоит создать свою  ментальную карту "Виды святости".

Затем учащиеся самостоятельно изучают историю жизни местночтимого святого, посещают значимые для него места, храмы. По итогам экскурсии команды создают презентацию, которую публикуют в специальном разделе.

Так о жизни святого, которому ребята посвятили своё исследование, становится известно и другим участникам проекта.

Во второй части командам предстоит найти ответ на вопрос "Прославлены и забыты?". Школьники проводят небольшой социологический опрос, анализируют ответы и результатами делятся на страничке команды.

В качестве задания для всё успевающих ребят и закрепления проделанной работы предлагается работа над синквейном о новомучениках. (Синквейн - это нерифмованное стихотворение из 5 строк (см. на фото). В данном случае речь идёт о дидактическом синквейне, позволяющем логически выстроить и запомнить основную информацию. Первая строка – это тема, выраженная существительным. Вторая – два характеризующих определения, третья – три глагола или деепричастия. В четвёртой строке даётся фраза из 4 слов, отражающих отношение к теме. Заключительная пятая строка содержит лишь одно слово, которым выражена суть темы - прим. Р.). Написанные синквейны команды размещают на онлайндоске.

В презентационной части “Знать, чтобы помнить” основного этапа команды наносят на гугл-карту места, связанные с жизнью и подвигом святого: где он родился; где служил; отмечают храмы, в которых находятся его иконы. Затем команды проводят конференцию на тему "Зачем надо знать и помнить о новомучениках и исповедниках 20 века?" в своём классе, школе или воскресной школе.

Каждый член команды лично отвечает на вопрос, который дал название конференции, публикует свой вывод и заполняет анкету.

Заключительный этап полностью посвящён рефлексии: участники делятся опытом, приобретённым за время участия в проекте, размышляют о том новом, что они узнали за это время и пишут заключительное эссе.

Проект рассчитан на 6-8 недель, и для каждого этапа определены свои временные рамки.

К сожалению, не у всех хватает терпения пройти этот путь до конца. Из 26 зарегистрировавшихся команд к работе приступили 11, а дошли до конца только 4.

И всё же значение проекта переоценить сложно: школьники учатся работать в команде, осваивают новые формы работы, проводят собственное исследование, которое в конечном счёте будет иметь значение для летописи малой родины. Благодаря их работе личность новомученика становится  известной большему числу людей, а места, с которыми связана его жизнь, отмечаются на карте и могут быть внесены в туристические и паломнические маршруты.

Для Ольги Михайловны Стариковой "Святая Русь" уже не первый сетевой проект. До этого были "Золотые купола", посвящённые символике православного храма (а ещё в её блоге я обнаружила веб-квесты по краеведению и финансовой грамотности). Педагог отмечает, что, к сожалению, белорусских коллег среди участников таких проектов немного: “Больше учителей из России. Это связано с тем, что результаты исследовательской деятельности, к которой относится и работа на сетевом ресурсе, в РФ заносятся в портфолио учащегося, что может сыграть свою роль при поступлении".

И вместе с тем многих педагогов отталкивает техническая сторона вопроса. И меня она испугала тоже. Дело в том, что сетевой проект отличается от сайта в привычном понимании этого слова: и интерфейсом и организацией материала. Но когда под руководством Ольги Михайловны я прошлась по всем разделам, то всё стало понятно. Сейчас, когда проект завершён, с проделанной детьми работой можно познакомиться на страничках команд, а также в таблице продвижения.

Спросила учителя: "Как Вы решились?" Ответ был такой: "Просто мне всё интересно: и компьютер, и  программирование, и новые возможности. А поскольку время сейчас позволяет, то я использую это в своей работе".

Работа над проектом "Святая Русь" закончена, она отмечена дипломом первой степени интернет-конкурса методических разработок "Кладезь мудрости" Синодального отдела религиозного образования БПЦ. Но Ольга Михайловна готова запустить проект снова, чтобы как можно больше детей и педагогов приобщилось к истории жизни и подвигов святых, оберегающих их родную землю.

Справочно: Работа над сетевыми педагогическими проектами в учреждениях образования Гродненской области началась в 2016 году, когда ГГУ имени Янки Купалы запустил международный дистанционный образовательный марафон "Купаловские проекты" (КП), направленный на обучение педагогов технологии создания учебных и внеучебных сетевых проектов. За 4 года участники марафона — педагоги из стран СНГ и дальнего зарубежья — создали более 150 сетевых проектов. Сейчас идёт регистрация на очередной учебный курс в “Купаловских проектах”. Более подробно можно узнать об этом на сайте ГрГУ.

/ sobor.by/ Анна Галковская
(просмотров 23151)





Новости разделов:

В помощь учителю

24 ОКТЯБРЯ 2024
«Однажды ты станешь настолько взрослым, что снова начнешь читать сказки»: детские книги «Sobor.by» рекомендует»
29 СЕНТЯБРЯ 2022
Читаем вместе с детьми: журнал «Малышок»
12 ФЕВРАЛЯ 2020
Музей Библии Института теологии БГУ проводит экскурсии для всех желающих
15 ЯНВАРЯ 2020
Учитель из Дятлова создала интерактивный сайт, чтобы школьники узнали о жизни местночтимых святых
10 ЯНВАРЯ 2020
14 добрых историй, которые стоит прочесть детям в Рождество
3 ЯНВАРЯ 2020
В белоозёрской школе детей и учителей поздравляют с именинами и вместе посещают христианские святыни Европы
30 ДЕКАБРЯ 2019
В России школьники собирают макулатуру и... продюсируют фильмы
23 НОЯБРЯ 2019
В Бобруйске прошёл Литературно-духовный вечер "Семью сплотить сумеет мудрость книги!"
11 АПРЕЛЯ 2019
Стартовал конкурс литературно-исследовательских работ «Православные святые и святыни Борисовской епархии»
22 МАРТА 2019
"Победить в себе агрессора и жертву". В Жировичах прошёл семинар на тему домашнего насилия
7 МАРТА 2019
Как создать счастливую семью? Разбираем послание ап. Павла к Ефесянам
9 ФЕВРАЛЯ 2019
Православный автор Вячеслав Бобков написал песню, ставшую "гимном учителей"
  Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.