На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Проект храма Вознесения Господня в г. Несвиже. Варианты 1, 2, 3.

Проект Христо-Рождественского православного комплекса в г. Солигорске. Диплом Белорусского Союза Архитекторов и специальный приз за лучший проект 2000 г., диплом Междугородной академии архитектуры 2000 г.

Проект храма Вознесения Господня в г. Несвиже. Вариант 4.

Проект древнеправославного поморского комплекса в г.Минске. Диплом Международой академии архитектуры 2003 г.

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

1998 год


ПРАВОСЛАВНОЕ ЗОДЧЕСТВО
БЕЛАРУСИ

В помещении книжного магазина "Православная книга" 22 января состоялся научно-практичесий Семинар, посвященный проблемам развития православной архитектуры в Беларуси. Он был организован Архитектурно-художественным Советом при Белорусском Экзархате и обществом "Православная инициатива".
Семинар был открыт приветственным словом протоиерея Игоря Коростелева, настоятеля минского прихода в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". С докладами на конференции выступили: историк архитектуры В.М. Чернатов, кандидат искусствоведения Г.А. Лаврецкий, преподаватель музыки Л.А. Густова. Были рассмотрены особенности архитектуры православного храма, сущность православного Богослужения, намечены пути дальнейшего развития каменного и деревянного зодчества храмов.

Архитектурные проекты православных храмов Беларуси, показанные на выставке современной иконописи в зале магазина "Православная книга", задали тему научно-практического семинара. Он был посвящен поискам решения проблем развития белорусской православной архитектуры.
Эта встреча была первой попыткой собрать для конкретного разговора специалистов, разными способами решающих одну задачу. И задача эта - возрождение традиций белорусской церковной архитектуры. По какому пути ей развиваться? - вот вопрос, который волновал каждого.
На встрече присутствовали священники и прихожане многих храмов, специалисты в области архитектуры и посетители выставки. В выступлениях были затронуты различные аспекты православного храмостроительства, как архитектурного воплощения высшего озарения.
Встречу открыл настоятель храма; иконы Божией матери "Всех скорбящих Радость" протоиерей Игорь Коростылев, который соединяет в себе и опыт архитектора, и дар проповедника. Он на практике решает те вопросы, которые b возникают при строительстве такого колоссального комплекса, как возглавляемый им приход. В своем вступительном слове он четко обозначил круг проблем, вставших перед православными зодчими Беларуси.
С одной стороны, любое архитектурное произведение - это

Проект церкви иконы Божией Матери "Избавительница" в г. Жодино. Дипломы БСА 1998 и 2002 гг.

воплощение триады "удобство - прочность - красота", что было сформулировано еще во времена античности. И если первые два аспекта, безусловно, осуществляются хорошо налаженными экономическими и техническими условиями, то понятие "красота" - пожалуй, самое спорное для каждой эпохи
И в Византии, и в Древней Руси основой возведения храма был образ Божествен ного домостроительства. Мы можем назвать православное зодчество проповедью в камне. Такими и предстают перед нашим взором лучшие образцы древней белорусской православной архитектуры. Храм всегда был особым элементом в культурно-истори ческой среде. На каждом этапе развития искусства именно храм являлся носителем высших достижений художественного гения.
Церковно-строительная традиция Беларуси, прерванная на несколько столетий, казалось, получила возможность возродиться в XIX в. Обращение к национальному культурному наследию стало характерной чертой эпохи и главной движущей силой архитектурной мысли того времени. Тогда же, в условиях возвращения к святоотеческой вере, на территории Беларуси, как неотъемлемой части Российской Империи, начали возводиться храмы ретроспективно-русского стиля.
Сложилось так, что в качестве исторического прообраза для новых белорусских храмов) были избраны памятники московско-ярославского зодчества XVII века. Это были грандиозные, сооружения, выполненные по индивидуальным проектам, а также неболь шие, камерные, формировавшие особое духовное окружение.
Принципы проектирования, которые были разработаны во второй половине XIX века, актуальны и сегодня. Об этом красноречиво свидетельствует творчество Т. Михневича, специалиста который реально учитывает все исходные условия при возведении храма. Образцы церквей, которые Т. Михневич экспонировала на выставке, наиболее приемле мы для большинства верующих. Именно такой в их понимании и должна быть современ ная православная церковь.
Но все же хочется видеть обращение к истинно великим традициям древнего бело русского зодчества. Такого многообразия архитектурных школ, которое существовало на этих землях, не было нигде. Не зря противники Православия говорили, что с самого начала христианства православные только и делали, что строили храмы.
К сожалению,
великое наследие было уничтожено. Тем не менее, и в условиях рус ской ретроспекции мастера, проектировавшие для Беларуси в ХIX - начале XX веков находили источник творческого вдохновения в древней белорусской архитектуре
Вдохновленные древним православным зодчеством современные мастера ищут пути реализации своего индивидуального видения храма. Интересно в этом отношении сопоставить опыт двух творческих мастерских, представивших материалы для выставки - В. Ф. Даниленко и Е. М. Дятко. Оба мастера решают задачу создания на основе храма социально-культурного православного центра в сформировавшейся градостроительной среде.
В архитектурном ансамбле с доминирующим храмом святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г. Ивенце (творческая мастерская В. Даниленко) четко выявлено подчинение всех элементов объемно-пространственной композиции главному смысловому объекту - храму. Весь ансамбль воспринимается как динамичная ритмически выверенная структура.
Частично реализованный, комплекс храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (творческая мастерская Н. М. Дятко) - это качественно иной архитектурно-пространственный мир. Здесь человек попадает в особую духовную среду, с объемами, как бы фиксирующими ее границы.
Идеи, с которыми "выступил на семинаре Г. Кузьмичев, показали, насколько широк диапазон возможностей, находящихся в неисчерпаемой сокровищнице православно-строительной культуры. Сегодня настойчиво встает задача синтеза новейших технологий и канонического образа. Опыт проектирования С. Кузьмичева основан на создании свободного ассоциированного образа, лишенного конкретно-исторической артикуляции. Это подтверждает то, что в нашем храмовом зодчестве канон является не сдерживающим творческую мысль фактором, а неиссякаемым источником озарения и вдохновения.
Сегодня возможно развитие всех направлений и стилей. Только на территории Минска уже возрождается и московское шатровое зодчество XVI в., и владимирская школа XII в., и опыт К.Тона 1830-х годов. Нет только места для древних белорусских образцов...
Проблеме преемственности и творческого переосмысления культурного наследия был посвящен доклад В. М. Чернатова. Многие годы талантливый историк белорусской архитектуры по крупицам собирал сведения о деятельности минского епархиального архитектора В. И. Струева, творившего в конце XIX - начале XX вв. В. Чернатов убедительно показал, как в творчестве истинного мастера рубежа веков сочетаются и авторские замыслы, и особенности национальной архитектуры, так поразившей В.И. Струева. Исследования В. Чернатова вызвали активный интерес среди участников семинара.
Синтезу архитектуры и музыки - церковного пения было посвящено выступление Л. А. Густовой. Кроме того, что знание законов акустики чрезвычайно важно для архитектора, исследователь православной музыки открыл для собравшихся более существенные пласты. Церковное пение традиционно уподобляется ангельскому славословию, а поющие - ангелам. Эта метафора выражена в Херувимской песни, которой и начинается в православном богослужении литургия верных. Ангельское пение представляет, таким образом, архетип пения, звучащего при богослужении.

Проект церкви в г. Новогрудке.

Проект православного комплекса в г. Старобине. Диплом Белорусского Союза Архитекторов 1995 г.

Это значит, что все в православном храме подчинено и существует ради "горения во кресте", ради устроения человеческой жизни по заповедям Божиим.


Геннадий Лаврецкий, председатель
Архитектурно-художественного Совета при Белорусском Экзархате



В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову