На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

Содержание раздела архитектурно-художественный совет:

Рака прп.Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской церкви Спасо- Евфросиниевского женского монастыря.
г. Полоцк

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

<< начало 1 | 2

НЕВИДИМОЕ В ВИДИМОМ

К вопросу об образности древнерусской архитектуры
Спасо-Преображенская церковь Полоцкого монастыря

Храм во имя св.прп.
Евфросинии игум.
Полоцкой.

"И аз Иоанн видех град святый, Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему ", - повествует Откровение святого Иоанна Богослова (Отк. 21:2). - "Бе муж именем Иван, приставник над делатели церковными", - словно вторит "Житие". В Откровении читаем: "И слышах глас велий с небесе, глаголющь: се, скиния Еожия с человеки, и вселится с ними: и тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их" (От. 21; 3). В "Житие" указывается: "К нему же прихожаше многажды глас свитающу дни, глагола: "О Иване! Востани и пойди на дело Вседерьжителя Спаса!". Поразительно, что и Иоанн Богослов и Иоанн-мастер слышат глас, сходящий с небес. Если Иоанн Богослов был исполнен благодати свидетельствовать о скинии - Новом Иерусалиме, то Иоанну-мастеру было предначертано создать новый образ Православного храма на земле.
Приведенное сравнение отрывков текстов "Откровения" и "Жития" дает возможность допустить, что обновление образного языка православной Полоцкой архитектуры перекликается с обновлением, предсказанным Богом. Посвящение Полоцкого храма Спасу Вседержителю также логически можно связать со скинией, о которой говорил глас Иоанну Богослову. Более того, "храму с древнейших времен усваивается символическое значение Христа... и значение человека спасающегося... во Христе. В любом же из этих значений... присутствует понятие о Царствии Божием"(9).

Крестный ход в монастыре.
Вид на надвратную колокольню
и сестрический корпус


Таким образом, в Спасской церкви мы видим воплощение принципа антропоморфности, (т. е. подобия человеку), который ясно прочитывается в архитектуре православного храма. Символика эта складывалась веками и запечатлена в именованиях элементов: "подножие храма", "рукава креста", "плечи сводов", "бровки окон". "Верх церковный есть глава Господня", "главу убо церковную держит Христос, а шию апостоли, а пазухи евангелисты. А пояс праздници", "трапеза есть перси Господня", "стол-пци олтарни суть колена агня" - свидетельствуют различные "Толковые службы"(10).
Святой Максим Исповедник также видел в храме образ человека: "Святая церковь Божия подобна человеку, имея святилищем душу, божественный жертвенник - ум, и храм - тело, и служа как бы образом и подобием человека... И наоборот, человек есть в таинственном смысле церковь"(11). "Храм Божий - человек безукоризненный", - говорил Евгарий(12). Наряду с образом "храм - человек" существует и образ "человек - храм". Блаженный Василий говорит: "Непрестанная молитва производит в душе ясную мысль о Боге; и водружение нами в себе памятования о Боге есть вселение в нас Бога. Так соделываемся мы храмом Божиим"(13).
С этим приведенным выше определением "Трапеза есть перси Господня" безусловно перекликаются слова поучения святого Ефрема Сириани-на: "И вечером, войдя в храмину сердца твоего, расчисли и спроси сам себя: "не прогневал ли я чем нибудь Бога?..."(14). В самом Евангелии говорится: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно " (Мф. 6: 6). Учитывая расположение келий Евфросинии слева относительно образа Христа Пантократора, прочитывая пониженный притвор как "перси Господня", мы неизменно придем к мысли, что в этом семантическом ряду келия Евфросинии будет восприниматься как сердце храма.
Из "Жития" следует, что Евфросиния была вдохновительницей в создании Спасского храма и авторитетом для мастера Иоанна. "Ты ли, госпоже, присылает понужати мене на дело?" - - обращается он к Преподобной.
Возьму на себя смелость предположить, что храм в Полоцке является образом и самой преподобной Евфросинии. Вспомним слова святого Иоанна Богослова о новом Иерусалиме, сходящем от Бога с неба, "приготован яко невесту украшену мужу своему" (Откр. Гл.21, ст.2). По церковной традиции "невестами Христовыми" называют монахинь. Вспомним, как еще в юности Предслава отвечала на предложение выйти замуж: "А иже прежния жены... поидоша в след Христа, Жениха своего, ...-то тии суть памятни на земли, и имена их написана на небесех, и тамо с аггела беспрестани славят Бога". Не образ ли такой невесты Христовой - преподобной Евфросинии - явил нам зодчий Иоанн?
Сравним описание невесты Господней, (с этим образом отождествляется и Небесный Иерусалим в Книге пророка Иезекииля) с архитектурно-пластическими и декоративными особенностями Спасо-Преображенского собора в Полоцке, который назван "торжественным храмом"(16). Полоцкий храм обнаруживает поразительное сходство с описанием невесты (Иерусалима), которое дает Господь Бог устами пророка Иезекииля: "И облекох тя в пестроты и обух тя в червлены, и препоясах тя виссоном, и возложих на тя трихап-тон"(Иез. 16:10).

Чин воздвижения Креста
Господня


Спасо-Преображенская церковь построена в традиционной для Полоцкой храмовой архитектуры технике: использование кладки со скрытым рядом (т.е. ряды плинфы, выступающие на фасад, чередуются с рядами, "утопленными" в стене и затертыми раствором). Знаменательно то, что плинфы, выходящие на фасад, были дополнительно покрашены ("червлены"), что, конечно же, усиливало колористическое звучание фасадов. "Трихапто-ну" (шелковому покрывалу) уподоблена обмазка, которой были покрыты кокошники и барабан. Таким образом, с открытой фактурой нижней части храма, фактура завершения только угадывалась под обмазкой.
Продолжим исследование: "Иукрасил тя оут-варию и возложих на запястие на руце твои и гривну на выю твою" (Иез. 16:11). Арки окон и порталов Полоцкой церкви были обрамлены "бровками": циркульными в нижнем ярусе и с килевидными завершениями в верхнем. Полукруглые колонны в верхней части имеют выступ. Трехлопастные, или бистерические(17) "кокошники", обрамляющие постамент барабана (шеи), не только решают конструктивную задачу, но и являются активным пластическим и декоративным элементом, подчеркивая стройность барабана и развивая рисунок завершения прясел. В пророчестве Иезекииля говорится: "Идах... венец хвалы на главу твою. ...И была еси добра зело, и оуправилася еси на царство "(Иез. 16:12,13). Высокая шея храма делала весь его силуэт выразительным элементом в окружающем ландшафте. Далеко видимый купол-глава Спасской церкви был вызолочен, неся крест как знамение веры Православной.
итие" преподобной Евфросинии свидетельствует: "Преподобная же Еуфросиниа, видивше со-връшену церковь, возрадовася душею. И бысть свя-щение и велия радость всем христьяном. ...и бысть тръжество велие, и праздноваша дни многи...". Храм волнует своим неповторимым обликом и наших современников.
Удивительно то, что древние храмы и сегодня остаются особенно близкими и понятными людям. И в обиходе, и даже в научной литературе, можно встретить трогательную традицию заменять каноническое название той или иной церкви одним понятием, своего рода именем. Так, Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно именуется просто "Коложей", Софийский собор издревле зовут "Софией". А Спасо-Пре-ображенский собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке также давно стал просто "Евфроси-нией" - в память преподобной игумений Полоцкой, к которой мы и возносим молитвы о заступничестве.

<< начало 1 | 2

Содержание
богослужебного раздела:

Расписание
богослужений


Собеседования >>

Клир собора >>

Тюремная церковь >>

Часовни >>

Об иконах >>

Жития Святых >>

    В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову