На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

1 | 2 | 3

Свято-Успенский
ставропигиальный
мужской монастырь.
г.п. Жировичи, Слонимский р-н,
Гродненская обл.

Возрождение традиций белорусской церковной архитектуры.

Проблемы и пути ее развития.

По какому пути развиваться белорусской церковной архитектуре? Такой вопрос постоянно встает при каждом рассмотрении архитектурно-художественным Советом того или иного проекта храма или декоративной программы. Подытожив работу Совета, можно смоделировать своего рода "круглый стол". Его участники - члены совета.


Протоиерей Игорь КОРОСТЕЛЁВ, настоятель прихода в честь иконы Божией матери "Всех скорбящих Радость";

БОНДАРЕНКО Александр Васильевич, главный государственный инспектор по охране историко-культурного наследия Управления культуры Мингорисполкома ;

ДЯТКО Николай Михайлович, архитектор, директор творческой мастерской Белорусского союза архитекторов;

ЖАРОВ Павел Анатольевич, иконописец, архитектор;

ЛАВРЕЦКИИ Геннадий Александрович, архитектор, доцент кафедры "Теория и история архитектуры" БГПА;

Спасо-Ефросиниевская
церковь XII в., г.Полоцк

МИХНЕВИЧ Татьяна Георгиевна, архитектор;

ШЕЙКИН Геннадий Николаевич, референт Минского епархиального управления.


Протоиерей Игорь Коростелев:

- С самых древних времен храм был воплощением понятий красоты, свойственных каждой эпохе. И в Византии, и в Древней Руси основой возведения храма был образ. Удивительное свойство древней православной архитектуры - слияние нескольких символических пластов в казалось бы обусловленной только конкретным функциональным назначением объемно-пространственной композиции. Такими и предстают перед нашим взором лучшие образцы церковной архитектуры. Храм всегда был особым элементом в культурно-исторической среде. На каждом этапе развития искусства именно храм являлся носителем высших достижении художественного гения.


Жаров П.:

- В последние годы оживилось строительство православных церквей и украшение их святыми иконами Широкомасштабное возведение святынь требует привлечения большого числа архитекторов и художников. Вдохновленные древним православным зодчеством, современные мастера ищут нетрадиционные пути реализации своего индивидуального видения храма. Сегодня можно говорить уже о храме XXI в. Относясь с глубокой доброжелательностью и чувством восхищения к таланту многих коллег, к сожалению, приходится признать, что не все создаваемые в наши дни творения православного искусства проникнуты высоким художественным вкусом и отвечают каноническим требованиям.


Бондаренко А.:

- Более того, часто можно видеть в сооружениях, элементах церковной утвари, росписях, иконах образцы смешения стилей, которые по своей сути не могут сосуществовать. Многие архитекторы в качестве творческого метода в настоящее время используют популярный в прошлом веке принцип стилизаторства, тиражируя так называемые "муравьевки". Прототипическое проектирование на основе открыток "По Золотому кольцу России"- это факт сегодняшнего дня. В настоящее же время такая архитектура вносит ощутимый диссонанс, являя в большинстве примеров метод имитации, нежели возрождения традиций.

Свято-Михайловская церковь XV в.,
д. Сынковичи, Гродненская обл.

Храм Рождества Богородицы XVI в. д. Мурованка


Лаврецкий Г.:

- Большинство авторов, работающих в области церковной архитектуры и иконописи, имеют специальное, но светское образование. Это явно отражается в проектах храмов и малых архитектурных форм, иконах и росписях. К сожалению, специализации в православном искусстве в вузах до сих пор не существует. Совет должен установить контакт с соответствующими кафедрами учебных заведений для подготовки специалистов, которые будут получать специализацию по профилю православного искусства.


Протоиерей Игорь Коростелев:

- В самом деле, опыт проектирования может быть основан на создании и свободного ассоциированного образа, лишенного конкретно-исторической артикуляции. Церковь ли, костел ли, протестантский ли храм - за все сегодня берется архитектор в поисках хлеба насущного. Нынешнего творца не смущает ни дремучесть в истории церковной архитектуры, ни профанация содержания храма (даже на уровне правильного наименования частей церкви), ни отсутствие навыков в антропометрии и гематрии, выработанных Преданием и Писанием Церкви.


Михневич Т.:

- Произведения, исполненные в духе свободной импровизации, порой эффектны внешне, но скудны и противоречивы по сути. Нельзя, однако, не оценить высокого технического уровня их изготовления. Таким образом, проблема состоит именно в отсутствии правильного методологического подхода и комплексного решения в создании тех или иных произведений еще на стадии идеи. Часто прихожане стоят перед проблемой создания небольшого, возможно, временного храма. Для этого необходимо разработать типовые проекты недорогих храмов, которые бы, в то же время, отвечали эстетическим требованиям. Такая работа может вестись в нескольких проектных организациях.


Дятко Н.:

- Совет должен найти критерии объективной и всесторонней оценки произведений церковной архитектуры. Отношения художника и священника были во многом определены на VII Вселенском Соборе. Мы и сегодня говорим (и это правильно!), что священник построил храм, хотя за этим стоит тяжелая кропотливая работа и проектировщиков, и строителей. Тем не менее, определяющей причиной того, будет ли строиться храм, являются приход и священник. Для конкретной практики необходимо тесное взаимодействие Совета с заказчиком. Нужен епархиальный архитектор, который бы выдавал задание на проектирование в расширенном смысле этого слова.


Лаврецкий Г.:

- В наше время многие храмы восстают из небытия. Реставрируются не столько носители материальной, сколько духовной культуры, связывающие прошлое и настоящее. Речь идет и о воссоздании особой сакральной среды. Часто это происходит в уже сложившейся градостроительной ситуации. Стремление отгородиться от окружающего мира, административно самоопределиться в такой же степени неприемлемо, как и желание видеть в храме только объект "недвижимого" наследия. Существует пагубная для храмов-памятников архитектуры практика придания им мнимого благолепия и красивости. Этим нарушается не только историческая ценность, но и дискредитируется высокая миссия церкви как носителя высших достижений боговдохновенного таланта.

Спасо-Николаевская
церковь XVII в., г. Могилёв


Протоиерей Игорь Коростелев:

- Дa, первейшей проблемой на сегодняшний день является поиск путей осознания и верующими, и пастырями, и зодчими тех традиций, которыми богата история Православной церкви в Беларуси. К великому сожалению, отсутствие информации, а порой и нежелание отходить от "наработанных образцов" приводит к обезличиванию православного храма.


Лаврецкий Г.:

- Сформировавшаяся на высоких образцах византийской архитектуры и иконописи, наша православная культура всегда была носителем и ярким представителем идеи творческого переосмысления традиций. Пример тому - разнообразие школ православного зодчества в ХII-ХIII вв. на территории Беларуси и их несомненное влияние на архитектуру соседних земель. На протяжении XIV-XVIII веков православное искусство Беларуси продолжало искать новые пути развития канонической художественной формы, обладающей глубоким духовным содержанием.


Жаров П.:

- В процессе творчества православный архитектор или иконописец не стремится слепо следовать "гарантированным" методам. Уверенность в том, что использование определенных божественных или "золотых" соотношений при работе приведет в итоге к безусловно высокому по своим эстетическим характеристикам произведению, было бы великим искушением. Логический, рассудочный аспект никак не может заменить истинного, бытийного. Потому-то икона или храм и содержат в себе не только идею красоты, а, в первую очередь, Божественную тайну.

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову