На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Документы
Материалы

При поддержке:
Программа «Семья – единение и любовь» / Материалы


Безрелигиозное образование в школе. итоги столетий.
Речь епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия на IX Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях.

Перед нашими глазами прошел исторический отрезок времени, насыщенный поиском и многими трудами ради духовного возрождения нашего народа и подрастающего поколения. Свято-Евфросиниевские чтения – это педагогический форум, работа которого направлена на решение вопросов духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся учебных заведений. Начинали мы с малого, но за прошедшие годы в нашей стране сделано много. Главное достижение – Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Подобные явления характерны для нашего времени. Не только в нашей Республике, но и в ближнем и дальнем зарубежье есть понимание важности духовных и религиозных вопросов, связанных с воспитанием подрастающего поколения. На Западе понимание важности и специфики проблематики, связанной с преподаванием религии в светской школе, привело к появлению религиозной педагогики, которая в настоящее время выделилась в самостоятельную область академических исследований. Сегодня в Европе и США издаются десятки педагогических журналов, посвященных этой отрасли образования, действуют ассоциации специалистов, а также методические центры по обеспечению религиозного образования в школах. Идет процесс составления международных академических стандартов в области религиозного образования. В России общественный запрос на религиозное образование остается довольно высоким. В этой связи Министерство образования Российской Федерации и Российская академия образования в последние годы предпринимают шаги в сторону насыщения школьных программ предметами и учебными темами православного содержания и укрепления на этой основе сотрудничества с Русской Православной Церковью. И в России, и на Западе возрос интерес исследователей к философии и теории религиозного образования.

Очевидно, мы находимся на том отрезке человеческой истории, когда происходит переосмысление значения религии в человеческом обществе. Какие явления в жизни общества этому предшествовали всем известно. Секуляризация системы образования, т.е. отделение ее от какой бы то ни было религиозности, совсем недавно было характерным явлением для таких стран как СССР, США и Франция. Наибольший «стаж» в этой области имеет Франция. Начало системы народного образования было положено еще Наполеоном, когда образование во Франции получило явно выраженный светский характер. С тех пор прошло много лет. О необходимости пересмотреть практику применения принципа светскости в школах было заявлено официально. В феврале 2002 г. был обнародован доклад Министерства образования Франции «Преподавание в светских школах предметов, касающихся религии», подготовленный специалистом в этой области Дебрэ. Цель исследования, проведенного Дебрэ по заказу Министерства – всесторонний анализ применения принципа светскости в государственных школах Франции с точки зрения результатов. Дебрэ подтверждает опасение французской общественности о деградационных тенденциях в развитии национального образования. Дебрэ пишет: «Для всех очевидны нравственная, социальная и наследственная растерянность; всеобщее помутнение, смятение, нетерпимость, заблуждение, плохое состояние духа. К этим опасениям добавим еще один довод, имеющий исключительно педагогическое значение. Образовался некий разрыв в передаче наследия, которым раньше занимались церковь, семья, обычай, гражданственность, что впоследствии легло на плечи народного образования…» Этой функции передачи духовной и культурной преемственности народное образование Франции обеспечить не смогло. Главная причина – отсутствие должного уровня преподавания религии, «религиозное бескультурье», заключающееся в «потере распознавательных кодов, затрагивающих все области знания, жизни, менталитета».

Печальный опыт Франции показывает, что с потерей ориентации в религиозных вопросах, учащиеся теряют способность глубокого постижения национальных особенностей своей культуры, философии, истории и искусства. Есть еще и более резкие оценки положения дел, сложившихся во французской системе образования. Многие указывают на общий кризис школы, проявляющийся в неуверенности учителей и почти полном неповиновении учеников.

Таким образом, отсутствие религиозной составляющей в системе общественного образования Франции сегодня многими оценивается, как причина ряда негативных тенденций, сказывающихся как на качестве знаний, так и на морально-психологическом климате школы.

В чем же видят выход из создавшегося положения сами французы? Прежде всего, необходимо качественное изменение отношения к месту религии в образовательном процессе на основе иного понимания светскости школы. Принцип светскости не должен превращаться в диктатора и идти в разрез с другими принципами и интересами общества. Первое что надо сделать на этом пути – отказаться от пережитка отождествлять светскость с антирелигиозностью и атеизмом. «Теперь пришло время перейти от некомпетентной светскости («религия нас не касается») к понимающей светскости («наш долг – понять ее»)» – пишет Дебрэ.

Аналогичную точку зрения высказывает английский ученый профессор Бирмингемского университета Майкл Гриммит. Главная мысль Гриммита – религия должна быть не только объектом наблюдения и анализа, а ресурсом для развития личности. Религиозное образование в школе, по мысли ученого, должно служить расширению кругозора учащегося, развитию умственных способностей, формированию этических ценностей, стимулировать духовный рост.

То, что мы с вами только что слышали – не что иное, как научные и практические выводы относительно безрелигиозного образования и воспитания в школе. Цифры, факты, анализ явлений и поведения учащихся – все то, что так характерно для западного человека. Не таков наш славянский тип человека. Для него главное не научный анализ и выводы, а духовное прозрение, которое надо выстрадать и которое всегда сопровождается криком души.

Вот один из примеров. Война в Чечне. Рассказывает российский воин, майор-десантник Антон Маньшин. «Мы шли – говорит очевидец, – в первой линии атаки. В нескольких метрах от меня раздался взрыв, упал солдат. Когда я подбежал к нему, то увидел, что у него оторваны взрывом ступни ног, а грудь пробита осколком. Оттащил солдата в безопасное место и вдруг слышу: «Командир, прими мою исповедь»! «Полчаса исповедывался воин, плакал он, плакал и я», - говорит Антон. Затем услышал из уст умирающего: «Как жалко, что я никогда не исповедывался священнику. Господи, с миром прими мой дух»!

Чем замечателен этот пример? Чем замечателен воин, который, истекая кровью, открыл командиру свою первую и последнюю исповедь? Эта исповедь была выстрадана. В этом крестный путь русского человека. И все мы рано или поздно, но придем к Богу. И этот путь будет лежать или же через анализ и осмысление исторического пути нашей школы, или же должны будем его выстрадать. А относительно тех, кого мы должны учить и воспитывать будем помнить слова Христа Спасителя: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14).



Материал был опубликован в газете "Воскресение"


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым