На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Документы
Материалы

При поддержке:
Программа «Семья – единение и любовь» / Материалы

Алла Русецкая

Во что сегодня играют дети?

Сегодня, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети. Это не случайно.

Когда одного ученого спросили: “Что вы станете делать, если начнется конец света?”, он ответил: ”Играть”. Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а… играть!

Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Современная “игровая цивилизация” по сути своей – проявление неоязычества, в центре которого стоит обожение всяческих кумиров и собственных страстей. В наши дни игра становится образом жизни миллионов взрослых. Выходит, мы играем, а не живем.

А вот современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Или игры их становятся совсем не детскими.

А ведь игрушка – древнее изобретение человечества. Уже в могильниках первобытной эпохи были обнаружены детские игрушки. Традиционная игрушка – мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. В самой бедной крестьянской избе взрослые бережно относились к детским игрушкам — считалось, что веселые детские игры способствуют счастью в доме.

Помните, эстрадный певец Витас поет: Все проходят мимо, но одна девчушка Говорит: ”Какая милая игрушка! Папа, подари, папа подари Папа подари мне куклу…”

А вот хорошую куклу сегодня найти не так просто! Всевозможные длинноногие американские “Барби” с застывшей голливудской улыбкой буквально заполонили прилавки.

Игра в куклы – казалось бы, ну что в этом такого! Но вдумайтесь! Маленькая девочка учится “быть мамой”. Она пеленает свою куклу, кормит ее, одевает, стирает ее одежду – она старается делать все, как ее мама, старается ей подражать.

Но вот появляется такая “Барби” – кукла- женщина. Она никак не вписывается в детские представления о возможных материнских чувствах к ней. Она, эта “Барби”, скорее сама может быть “матерью” в игре. И играющий ребенок будет стараться быть на нее похожим. Игра приобретает совсем другой характер.

Разве “Барби” запеленаешь? Поведешь играть в песочницу? Нет, конечно же, нет. Играющий ребенок поведет ”Барби” в ресторан или кафе, на танцы на дискотеку, он будет искать взрослых отношений. ”Барби” развращает сознание детей.

Детская психика такая пластичная! Пройдет всего каких-то пять-шесть лет, и девочка будет рыдать горючими слезами оттого, что ее лицо и фигура не похожи на Барбины…

Есть также игра “Конкурс красоты” – пособие для девочек 8-14 лет: как получше выставить свое тело напоказ, используя наряды, косметику. Неужели мамы покупают эти игры? По словам продавщиц, весьма охотно. Понимают ли эти мамы, что cами развращают своих детей?

Да, трудно найти сегодня хорошую игрушку для ребенка! Их великое множество, но все это не игрушки. Разве таковыми назовешь игры “Пираты”, “Повелитель Вселенной”, “Завоеватель”, ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия.

Игрушки из мультфильмов

Сегодня духовная опасность подстерегает детей на каждом шагу. Возьмем мультфильмы. Казалось бы, чем они могут навредить? Давайте разберемся.

Например, небезызвестные Черепашки-ниндзя из-за куска пиццы всякий раз устраивают кровавые погромы и остаются неизменными победителями, вознаграждая себя за победу все той же пиццей. Несколько лет назад мир заполонила»Покемономания». Покемоны пришли к нам из Японии, и на экранах появился одноименный мультсериал. Им в конце концов на телеэкранах и компьютерных приставках стало тесно. Они заполонили планету. Родители стали тратится не только на новые варианты электронной игры, но и на мягкие игрушки, детские рюкзачки, футболки и пижамы, карандаши, брелки, поке-еду, поке-питье и многое другое. Внимание детей приковали карточные колоды все с теми же покемонами. Школы превратились в своеобразные покемонские биржи, на которых малолетние “брокеры” и “маклеры” вместо учебы увлечены продажей и вымениванием карт. Кстати, в переводе с английского “покемон” означает “карманный демон”.

Вот такими игрушками предлагается сегодня заняться и нашим детям! Вспомните наши старые добрые сказки и сравните с нынешними. Это отражение умонастроений наших далеких предков, отображение их духовной жизни. В наших сказках всегда просто отыскать мораль: есть добро, и есть зло. В них никогда злодеи не представлены центральной фигурой.

Помните, у Ершова?
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Для “умных братьев” хорошо ориентироваться в этом мире – значит, незаметно красть и ловко обманывать да искать удовольствий себе. “Самый умный” говорит:
А с деньгами, сам ведь знаешь,
И попьешь, и погуляешь.

Но о таких “умниках” забывают даже в сказках. А младший “дурачок” через своих помощников (ангелов-хранителей), если только слушает их, находит правильные решения, выходя молодцом из любых ситуаций. Все наши мудрые сказки пронизаны корнями вечных и неизменных Божественных Законов, связанных не только с нашей временной жизнью, но и с жизнью вечной.

Даже пушкинский “намек добрым молодцам” можно увидеть в непременном брачном пире в конце сказок, как в конце земной жизни каждого, подобно евангельскому пиру в Царствии Небесном: “Царствие Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир” (Ев. От Матф, гл.22, с.2).

В сегодняшних мультиках-сказках, играх культивируются пороки, жизнь героев сводится к одному – получению удовольствий. Наши дети приучаются к тому, что зло – это приемлемо! Более того, им внушается, что зло может быть добрым и хорошим.

Часто можно услышать: “Вот бы мне быть, как Человек-паук“! – популярный мультсериал, которым увлечены многие дети. Как страшно! Бездушные, кровожадные и агрессивные супергерои становятся примером для подражания. Маленькая трещинка, возникшая в душе ребенка, к 15-16 годам начинает разрастаться до размеров пропасти. Да, мир многое предлагает. Он предлагает с детства “брать от жизни все”, ничем его не связывая и ни к чему не обязывая. Теперь воспитанному на телемонстрах ребенку уже не хочется выбирать. Ему не хочется думать. Его душа как бы притуплена…

Чем опасны компьютерные игры?

Все популярнее становятся компьютерные игры. Создаются компьютерные клубы, и дети все азартнее нажимают на клавиши и щелкают мышкой, чтобы, играя, убить, уничтожить, поразить. Родители довольны: дети приобщаются к “интеллектуальному достоянию” человечества, не болтаются по улицам, не сидят по подвалам. И не задумываемся мы, что, блуждая в лабиринте, ребенок, пусть виртуально, но соучаствует в убийстве не только монстров, но и сверстников-игроков.

Каковы следствия этих игр?

Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от игры, сродни наркотической, отчуждает его от живого общения. Компьютер вытесняет традиционную игру со сверстниками. Кроме того, дети перестают читать. Входя же в сферу общения с демоническими монстрами, вампирами и “инопланетянами” (то есть с падшими духами), они невольно уподобляются им.

По наблюдению специалистов, примерно десятая часть компьютерных игр имеет широкий профиль воздействия на мозг, столько же направлены на повреждение зрения, остальные 80% разрушают психику и духовность ребенка.

Именно игровая индустрия является сегодня наиболее обширной. Основная масса дисков, продаваемых с лотков, содержит в себе игры. Чувствительная душа ребенка не может противостоять искушению “игры”, и вместо чтения или прогулок вновь и вновь он садится за компьютер, все более замыкаясь в мире виртуальной реальности. Ужасные образы сочетаются в компьютерных играх с большим обилием крови и различными естественными и неестественными звуками. Ощущение смерти, переживаемое доли секунды, закладывается в подсознание.

Многие английские ученые после смерти детей, наступившей в результате эпилепсии во время компьютерных игр, считают именно их виновными в трагедии. Оживают и переходят из виртуальности в настоящий мир древние идолы, а вовсе не “роботы с лазерами” и другие достижения прогресса.

Давайте посмотрим на символику игр.

Возьмем, например, уже устаревшую игру “ДООМ” (doom- с англ. гибель). Именно с гибели началась эта компьютерная эра, открывающая ворота новой виртуальной реальности. “Гибель” перенасыщена вписанными в круг пентаграммами, магическая способность которых в игре сводится к переносу в пространстве, символами сломленного креста и другими. Навряд ли обыкновенные материалисты “в век прогресса и достижений” будут зачем-то вставлять сатанинскую символику...

Если ваш ребенок и не рисует пентаграммы, играя в компьютерные игры, то наверняка заметна отчужденность ребенка от родителей, друзей и окружающего мира. Зависимость от компьютера – это прогрессирующая болезнь, развитие которой может стать быстрой или медленной, но последствия которой есть всегда.

Использовать компьютер можно, но важно не стать его рабом! Не случайно в Китае официально запрещены компьютерные игры, потому что они наносят вред здоровью школьников. Как хотелось бы всех детей видеть в жизни счастливыми. Но стоит ли нам приучать их завоевывать тот мир, чей образ все равно прейдет?

На взрослых лежит огромная ответственность пред Богом – воспитать детей своих в православной вере, вере наших предков. А значит, научить их добру, любви.

Хочется обратиться ко всем родителям словами православного поэта Елены Потехиной:

Взрослые, не учите детей своих подлости, Властные, не учите их злобе и зависти. Сильные, не учите звериной жестокости. Мудрые, не толкайте детей к пропасти. Грешные, научите детей состраданию, Слабые, научите любви и вниманию. Старые, научите терпенью и кротости. Слышите? Оттащите детей от пропасти!



Материал был опубликован в газете "Воскресение"


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым