На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Документы
Материалы

При поддержке:
Программа «Семья – единение и любовь» / Документы

Юлия Морозова

Основой образования должна быть нравственность

Беседу о том, каким должно быть религиозное образование, мы вели с клириком Свято-Петро-Павловского собора протоиереем Анатолием Ковалевым. О. Анатолий состоит в совете общественного объединения «Родители и учителя за возрождение православного образования».

Образование — это раскрытие образа Божия в человеке. Сегодняшнее образование отвечает ли главной своей цели — формированию личности? — Духовные школы наши развиваются, совершенствуются, ведь многое было утрачено за годы советской власти. Духовное образование дается в воскресных школах. Там дети знакомятся с азами духовной культуры. Но, может быть, образование само по себе не всегда формирует человека. В процессе образования человек получает определенные знания и, конечно, нужно бывает особое усердие самого человека, его желание духовно развиваться. Но это получается не у каждого, таких людей у нас фактически один из десяти. Они имеют устремление от природы, душа у них стремится к совершенствованию.

Необходимо духовное окормление, духовное воспитание, которое является самым нужным в развитии современной духовности. — За советские годы традиции духовного образования были утрачены. Кто должен заниматься религиозным образованием: семья или школа? — Наверное, одно без другого невозможно. Кто научит семью воспитывать своих детей, если родители сами еще должны получить какие-то духовные начала образования? Школа должна это продолжить, совершенствовать, отредактировать эти знания. Конечно, можно составлять разные хорошие программы, наверное, такие есть, но, мне кажется, важное внимание должно быть уделено в воспитании детей самому простому — тому, что доступно всем — это заповеди Божие. Если мы не привьем детям понятия о Боге в детстве, тогда не получится у нас верующих людей, если мы не научим их уважать своих родителей, то мы не получим воспитанных христиан, потому что можно быть и очень образованными, но не духовными людьми. И, кажется, это простые вещи: «чти отца и мать твою», — им должно уделяться первостепенное значение в обществе. Дети должны чтить Бога и чтить отца и мать. Это простые вопросы, они доступны для понимания. И семья, и школа может это совершенствовать, дополнять богословскими знаниями.

Вера — это дар Божий. Всем она дается в разное время. Есть люди, которые приходят к Богу на смертном одре. И, может быть, всеобщность религиозного образования не обязательно должна иметь целью воцерковление, а хотя бы ознакомление с христианской культурой, чтобы человек был развит многосторонне. Потому что, не зная основ христианства, трудно понять культуру, в которой сформировалась наша нация.

Да, конечно, но, о какой культуре можно говорить, если человек не усвоит простого: что надо чтить отца своего и мать свою, не произносить имени Господа напрасно, шесть дней работать, а седьмой день посвящать Господу Богу, не убивать, не прелюбодействовать. Ведь смотрите, сейчас как важна заповедь «не прелюбодействуй», она очень актуален в наше время. А «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай ничего из того, что принадлежит ближнему твоему» — это основа основ нравственного воспитания, потому что это способствует развитию совести человека, нравственности, и очень просто в доступной форме доносится до всех. А выбор — быть богословом или не быть богословом – это уже сделать должен сам человек.

Мы можем наблюдать такую картину: некоторые дети воспитываются в культурных семьях, которые сумели сохранить и привить своим детям правильное отношение к родителям, они в нравственном отношении могут стоять не ниже, а выше тех детей, которые, может быть, и верующие, посещают храм, но не слушают своих родителей, грубят им.

То есть религиозное образование должно быть дополнением воспитания нравственности?

Да.

Сегодня в нашей культуре наблюдается так называемый плюрализм, т.е. многообразие взглядов, представлений. Религиозное образование может послужить сохранению нашей культуры. Мы живем под влиянием западной глобализации и христианское образование в этой ситуации может помочь сохранению нашей культуры.

Да, конечно, ведь христианство является источником нашей культуры. Наши корни — это и есть христианство, которое способствовало развитию культуры и на Руси, и у всех славянских народов. А без корней культура не может развиваться дальше. Мы должны приложить усилия к ее сохранению. Плюрализм не приемлем в решении данного вопроса. Мы говорим о христианской культуре, о возрождении нравственности, но, если мы не решим проблемы «не прелюбодействуй», если мы не научимся уважать друг друга, а тем более своих родителей, то нас не спасет формальное возрождение христианской культуры. То есть, решая глобальные вопросы, беря верхушку от духовного образования, уча богословию и не привив основ христианской нравственности, мы не можем спасти христианскую культуру.



Материал был опубликован в газете "Воскресение"


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым