Икона - мост, соединяющий Небо и землю
Кировский образ Пресвятой Богородицы, именуемый в народе «Прощение заблудших»
В православной традиции икона занимает исключительное место. Икона (с греческого - «о́браз», «изображение») – священное изображение лиц и событий библейской или церковной истории. Ее нельзя отнести к произведениям живописи. Это не картина. Это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся. Чествуя икону, мы почитаем того, кто на ней изображен. Схожим образом икона может транслировать благодать на молящегося перед ней, но подлинным источником благодати является, конечно, не она, а Господь.
По распространенности и масштабу почитания иконы делятся на местночтимые: местнохрамовые (почитаемые только на одном приходе) и местноепархиальные (почитаемые в одной епархии), а также почитаемые общецерковно. Среди них особо выделяют чудотворные - отмеченные чудесами различного характера (чаще всего исцелениями). Вообще любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений, и эти образа Церковью чтутся особо. Что интересно, не все они отличаются художественным мастерством, но именно через них Господь являет особую благодать в виде чуда.
Дорогие сердцу святыни
В Белоруссии особенно почитаема каменная Жировичская икона Пресвятой Девы, 550-летие явления которой празднуется в этом году. Из находящихся наиболее территориально близко к Кировску общенародно почитаемых икон следует выделить Борколабовскую. Она тоже изображает Божию Матерь с Младенцем, но иконописно. Образ подарен Борколабовскому монастырю (Быховский р-н) в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ встал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что он желает остаться в монастыре, и передал его игуменье. Икона прославилась чудесами во время Отечественной войны 1812 года. Некоторое время она находилась в Свято-Троицком храме г.Быхова. В 2010 году возвращена в возрожденный монастырь. Чудотворная Борколабовская икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.
Борколабовская икона
Многим землякам также хорошо известен Горбацевичский образ Богородицы, почитаемый на территории Бобруйской епархии. По местному преданию, она явилась в д. Горбацевичи Бобруйского р-на на липовом дереве в лесу, на том самом месте, где сейчас стоит Ризоположенский храм. Первое сохранившееся упоминание об иконе относится к 1764 году, но известна она с более ранних времен. Описание чудес от нее утеряно, однако о широком почитании иконы свидетельствует археологическая находка – серебряный медальон XVIII-XIX века с изображением Горбацевичской иконы Богородицы, найденный в Европейской части России, а также тот факт, что в дореволюционном издании настольной книги священнослужителей имеется заметка о Горбацевичской иконе. В годы гонений икона была утеряна. Сейчас воссоздана по рисунку Д. М. Струкова, сделанному в 1864-1867 гг.
Протоиерей Димитрий Первий с Горбацевичским образом
Местночтимые иконы Кировщины
В трудах этнографического отдела императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии имеется «Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России», изданный в Москве в 1889 году. В сборнике публикуются заметки из поездки по Белоруссии. На стр. 74 есть такие сведения о местночтимых иконе и святом источнике: «По дороге из Бобруйска в Могилев при реке Оле, в урочище Вольск, Качерицкого прихода, есть приписная церковь с местночудотворной иконой Божией Матери. Предание говорит, что жили два брата Кондрата, по прозванию Сокоры; младший был тяжко болен. Во сне ему Богородица указала ключ (криницу), от которого он получил исцеление, в память чего и поставил на этом месте крест. Открылась проща, посыпались приношения, и в (18)63г. выстроена здесь большая церковь на одни эти пожертвования». В церковных архивах называется Николаевская церковь села Качеричи, построенная в 1840 г. помещиком фон Гойером, с двумя приписными храмами – Иоанновским в Глубоковичах и Воздвиженским в урочище Вольск. Точное местонахождение урочища Вольск (урочище - часть местности, отличная от окружающего, проща - таинственное место) пока не установлено.
Имелись и сейчас существуют местнохрамовые иконы и в других селениях Кировщины. Так, в деревне Чигиринка в настоящее время особо почитается икона с изображением святых Дев-Великомучениц. Это иконостасная икона старого разрушенного чигиринского храма, чудесным образом спасенная. Икона посвящена трем святым девственницам, уверовавшим во Христа в молодом возрасте. Святая Екатерина на иконе слева, Варвара по канонам всегда изображается с чашей в руках, Татиана - в красном одеянии. Святые покровительствуют всем, кто просит у них семейного благополучия, помогают найти женихов. По мнению отца Димитрия, время создания иконы - XIX век, ощущается русская иконописная школа. На обороте есть так называемый клин, неотъемлемый элемент старинных храмовых икон.
В 2009 году бобруйчанин Вадим, интересующийся старинными вещами, приобрел ее у пожилой женщины, проживающей в одной из деревень Кировского района. К ней образ попал через многие руки, сохранявшие его на протяжении долгого времени. Узнав о вновь открывшейся в Чигиринке церкви, Вадим в 2011 году передал икону нынешнему настоятелю храма Рождества Богородицы в Чигиринке протоиерею Димитрию Первию.
Изначально не было уверенности в том, что эта икона – действительно местная.
Опросив старожилов, настоятель узнал, что чигиринский храм закрыли в предвоенные годы, все иконы были вынесены в сарай, чтобы сжечь. Сельчане отправили батюшку в соседнюю деревню Подлипки к восьмидесятилетней Лидии Евдокимовне Семеновой, у которой, как оказалось, имелась своя необычная история, связанная с храмовой иконой. Будучи еще девочкой, она спасла один из храмовых образов. Пробралась через оконце в сарай и выкрала одну икону. Сильно тогда ногу поранила о разбитое стекло и боялась, что ее найдут по следам, но снег замел. Свою икону - Тайную Вечерю - Лидия берегла дома, а все остальные иконы спалили. Когда немцы решили пустую церковь открыть, Лидия Евдокимовна с другими женщинами пошла убирать храм. Подумала: как церкви быть без иконы? И вернула образ на место. Позже икона Тайная Вечеря сгорела вместе с церковью… Храм был сожжен фашистами вместе со всей деревней в 1942-м. Карательная операция по сожжению двух соседних деревень, Борки и Чигиринка, проводилась 15 июня 1942 года подразделением III рейха - 658-й карательным батальоном под руководством штурмбанфюрера Отто Дерливангера. Жителям Чигиринки удалось спастись только потому, что все заранее ушли в лес. А оставленные жителями дома и церковь были сожжены…
Лидии Евдокимовне рассказали историю возвращения в храм иконы святых Дев-Великомучениц. Несмотря на почтенный возраст, она превосходно помнила прежнюю церковь, и заверила, что это действительно икона из старого чигиринского храма – видимо были еще неравнодушные люди, спасшие святыню.
В архивах имеются также сведения о почитаемой иконе Пархимковичской церкви, в частности информация о том, что подлинник ее был неизвестно кем и куда взят, а в церкви остался список с этой иконы, бо́льшего размера. Какой-то помещик, получивший исцеление от тяжелой болезни уже от списка иконы, пожертвовал на него серебряную ризу (оклад, покрывающий всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме лица и рук).
В связи с этой записью, особо интересна история явления старинного образа Пресвятой Богородицы, именованного кировчанами «Прощение заблудших». Этот образ обретен в 1999 году в деревне Пархимковичи Кировского района. Местный житель, утром выйдя из дома, увидел храмовую (больших размеров) икону стоящей посреди дороги. Она была прислонена к небольшому столику. Как икона оказалась на этом месте – неизвестно. Образ хранит на себе следы поруганий, оставшихся от времени гонений. В настоящее время он располагается в центральной части Свято-Покровского храма г. Кировска справа от входа. Одна и та же ли эта икона пока не установлено, но все может быть…
(просмотров 4535)