На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

 

1 | 2 | следующая >>

C 7 июня до полудня 9-го в Минской церкви святой Евфросинии Полоцкой находилась одна из главных святынь православия - стопа апостола Андрея Первозванного. С первой до последней минуты пребывания мощей в церкви тысячи человек стояли в небывалой очереди.

ИСТОРИЯ ПРИХОДА

2003 год

Андрей Первозванный - один из 12 апостолов Иисуса, стал первым учеником Христа, откуда и его традиционное прозвание Первозванный. Он занимал особое место в общине апостолов, при чудесном насыщении пяти тысяч человек именно он сообщает Иисусу об имеющихся пяти хлебах и двух рыбах. После распятия Христа совершил четыре путешествия, посетил различные земли, в частности, побывал на Руси. Проповедовал христианство в причерноморских странах и прошел по пути из варяг в греки, не минув пределов современной Беларуси, побывав в городах, расположенных -по течению Днепра. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину - распятие на кресте особой формы. Кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона. При императоре Петре Первом, считавшим Андрея
Первозванного своим покровителем, имя крестителя земли русской получил главный орден российской империи - орден Андрея Первозванного, а Андреевс кий крест стал изображаться на флагах российского флота. При строи тельстве Санкт-Петербурга Петр Первый поместил частицу мощей апос тола в основание Петропавловского собора. Нетленные мощи апостола постоянно пребывают на святой горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.


Представьте себе очередь в несколько тысяч человек, в которой никто не толкается, не ругается, не лезет в обход других. Очередь, где стариков, инвалидов и женщин с детьми не оттирают в сторону, а просят пройти вперед. Становлюсь в ее конец, и за мною тут же выстраивается несколько десятков человек. На часах - 20.00. Вокруг очень много милиции, которая вежлива, как никогда. Впрочем, пожалуй, ей тоже не приходилось иметь дело с такой дисциплинированной толпой. Много молодежи, детей и подростков.Опытные старушки, половину жизни проведшие в очередях, прикидывают, сколько нам стоять, и приходят к выводу, что не менее четырех часов. Чтобы скоротать время, народ знакомится, разговаривает по сотовым телефонам, листает газеты. Стоящая за мной девушка уткнулась в книгу. Читаю название главы: "Есть ли у женщины душа?".

Над расположенным возле церкви недостроенным храмом замер с задранным аистиным клювом строительный кран. Время от времени очередь обходят женщины, которые собирают деньги на строительство храма. "Спаси вас Господи, кто сколько может", - говорят они. В начале его возведения строительство спонсировала фирма "Пуше". После того, как случился переезд фирмы из Минска, вернее будет сказать - фирма приказала долго жить, работы затормозились. Мощи святого Андрея Первозванного определили именно в эту церковь в надежде собрать деньги на продолжение строительства. Возле церкви на всякий случай дежурит "скорая". Нищие сопровождают очередь, как рыбы-прилипалы большой корабль. Старик с чудовищно искалеченной артритом рукой просит милостыню. Слышу разговор у себя за спиной. Девушка, которой надоело разбираться, есть ли у нее душа, беседует со своей соседкой: "Моя приятельница - жена священника. Когда в прошлом году в Минск привезли мирото-чащие иконы, и собралась такая же толпа, он мог провести ее к ним без очереди. Но не сделал этого. Сказал - "пусть это будет твоим паломничеством".


Заходит солнце, начинает свежеть. Мужчина лет тридцати отдает пиджак незнакомой пожилой женщине. Народ делится принесенными из дома бутербродами, предлагает воду в пластиковых стаканчиках, улыбается, уговаривает пройти вперед женщину с маленьким ребенком. Это мы, Господи! Все те же мрачные, озлобленные, замотанные, на эти несколько часов мы стали другими людьми. И это - самое большое чудо, которое сотворил в Минске апостол Андрей.

Очередь движется рывками - сначала застывает на месте, потом вдруг резко продвигается вперед. Впереди меня стоит пара. Через полтора часа муж что-то шепчет жене на ухо, виновато улыбается, и быстро уходит. Женщина остается стоять. Вот и разберись, у кого она - душа... Вокруг огромного скопления народа нет мусора, пустых бутылок, окурков. Нет и курящих.

Время приближается к 12 ночи. Редкие удары колокола тяжелыми каплями пад;ают в толпу. Во мраке неярким светом теплятся окна церкви. Вокруг нас - тьма. Свет - там. Ноги от неподвижного стояния затекли и нестерпимо болят. Что заставляет людей идти сюда, часами стоять в почти неподвижной очереди? Вера да любовь - вот два последних чуда, которые оставило людям наше прагматичное время. Десяткам тысяч человек в эти дни помощь и заступничество человека, умершего двадцать столетий назад, казались реальнее и надежней, чем поддержка тех, кто рядом. Помоги нам, Господи! Выходит, больше некому. Женщины начинают волноваться, пустят ли их в храм без косынок. Но оказывается, в храме косынки дают напрокат: повязал на входе - отдал на выходе. Перед входом на территорию церкви стоит плотный милицейский кордон.
- Давно стоите? - участливоспрашивает майор.
- Четыре часа, - отвечаем мы.
- Ну, это еще ничего, - снисходительно говорит он.- В Санкт- Петербурге люди по восемь часов стояли. И вообще, радуйтесь, - проповедовал продвинутый милиционер своей случайной пастве,
- чем дольше вы здесь стоите, тем лучше для вас. Седенькие старушки благодарно закивали головами.

Седенькие старушки благодарно закивали головами. Опытные женщины ошиблись. Наше паломничество длилось не четыре, а пять часов. В храме горел неяркий свет, напротив алтаря на возвышении стояла сделанная из серебра стопа, внутри которой была заключена частица мощей. Быстрый проход, легкое прикосновение к ней и выход на улицу заняли не более полутора минут. Когда в час ночи я вышла из церкви, очередь была гораздо длиннее, чем тогда, когда в нее становилась. Милиционер в мегафон предупреждал толпу, что транспорт этой ночью будет ходить в обычном режиме. Люди продолжали стоять.

Вероника ЧЕРКАСОВА.

1 | 2 | следующая >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову