Крест – хранитель Вселенной
По учению православной Церкви, Богообщение как источник благодатной жизненной силы для всякого человека было утеряно в грехопадении. Только Крестная жертва Господа нашего Иисуса Христа открыла доступ к этой живительной силе, питающей человека здесь и ведущей в жизнь вечную. Поэтому христиане почитают Крест и постоянно прибегают к нему как источнику неиссякаемой благодатной силы: носят крест на теле, осеняют себя крестным знамением, имеют крест в своих домах, поклоняются ему в храмах, ставят на развилках дорог, у поселений, на кладбищах.
История обретения кировского скифского креста
Поклонный гранитный крест был найден во время земляных работ в деревне Городец Кировского района Могилевской области на глубине полутора-двух метров. Оказался он там уже в XX веке. Советские времена он еще застал на развилке дорог деревень Стража и Городец, и раньше над ним была небольшая часовня. На протяжении веков крест был объектом поклонения и молитвы Богу, а когда пришло время гонений за веру, тогда даже камням стало трудно выдержать натиск богоборных сил, и известными Богу судьбами крест оказался под землей. Но временно: настала пора, и он засвидетельствовал миру, что Бог поругаем не бывает. В 2013 году крест был извлечен из земли.
Исследуя каменные кресты, ученые сталкиваются с проблемой их датировки. На сегодняшний день нет методики определения их возраста. На территории Восточной Европы есть только один крест с точно известной датой вырубки, он находится в Тверском музее и дата на нем просто высечена. Во всех остальных случаях возраст определяется или по историческому контексту находок, или по форме креста. До XVI века мастерами использовались простые инструменты – зубило и молоток, что требовало силы и неимоверного терпения. Кресты вырубались из цельной каменной глыбы и имели округлые концы. На них редко присутствовало изображение, которое чаще всего вытесывалось вглубь камня. Объемная, выступающая вырубка рисунка была очень трудоемка и грозила порчей всего изделия в случае ошибки мастера. Всего на территории Белоруссии известно около 150 каменных крестов. Барельефов среди них нет, на некоторых присутствуют рисунки в виде углублений в камне. Уже поэтому кировский крест является уникальным - он имеет выпуклые изображения не только с обеих сторон креста, но так же и по бокам.
С одной стороны креста изображен Спаситель, с другой - святой князь Владимир. Изображения бегущих животных на гранях позволили специалистам отнести его ко времени угасания скифской культуры - XI веку (подобные рельефные изображения есть на крестах из скифских курганов у станицы Келермесская в России). Это один из древнейших каменных крестов Беларуси.
Рисунок группы историков археологического центра при исторической
кафедре МГУ им. А.Кулешова (руководитель профессор И.А.Марзалюк)
Краткая история скифов
Скифы - древнейшая пранародность, предки многих современных европейских народов. Христианизация и развитие городов на стыке I–II тысячелетий вытеснили скифскую культуру, которая была скотоводческой и кочевой. Сами же скифские племена стали фундаментом для формирования более оседлых национальных форм. Вот что о скифах говорит «Повесть временных лет»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве: взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки Великая Скифь». Здесь идет речь о знаменитом походе князя Олега на Византию в 907 году. Этим свидетельством преподобный Нестор, автор «Повести...», называет скифами предков современных россиян, украинцев, белорусов. Жили скифы и в этих краях: близ д. Каменка Бобруйского района находится каскад скифских курганов. Принятие христианства на Руси в 988 г. стало началом великого культурного расцвета. Именно в это время, на стыке скифской и христианской цивилизаций, появилась уникальная форма взаимопроникновения культур - скифский поклонный крест.
Скифская культура
Религией скифов было язычество. У них существовал пантеон своих богов, верховным из которых считался Арес - бог войны. Вместе с тем, сильны были тотемные верования - представления о том, что у каждого рода есть свое животное-покровитель. С последним обстоятельством связана необычайная распространенность изображений животных в скифской культуре. Существует определение анималистического или звериного стиля в скифских изображениях. По мнению академика Б. А. Рыбакова, именно характерные изображения зверей являются главным признаком скифской культуры. Животные изображаются с необычайной живостью, всегда в движении, как правило, в рельефе. Резьба по камню - тоже принадлежность скифской культуры. Науке известно множество скифских каменных изваяний. Животные символизировали силу, богатство, успех. Естественно, эти представления позже были вытеснены христианской культурой. Но древний автор поклонного креста вложил в него свои представления о силе и могуществе Господа Иисуса Христа: и по всем его граням несутся тельцы и кони. Все силы и власти, олицетворяемые бегущими животными, принадлежат одному Богу, и теперь Он, а не бездушные идолы, будет охранять это место и людей.
В настоящее время поклонный скифский крест находится в притворе Свято-Покровского храма г. Кировска. Продолжаются архивные и археологические изыскания, касающиеся определения точной датировки и истории поклонного креста. Эту работу ведут настоятель Свято-Покровского храма г.Кировска Димитрий Первий, возглавляющий исторический отдел Бобруйской епархии и доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Игорь Александрович Марзалюк.
Древний крест помнит поклонение множества поколений благочестивых предков жителей кировской земли. Он воодушевляет потомков, в наше неспокойное время, с верою и молитвой прибегать к единственному подателю всяких благ для человека - Господу нашему Иисусу Христу.
(просмотров 3910)