BEL ENG DEU FRA

Техника восковой темперы в современной практике иконописания. Андрей Жаров

Восковая живопись или энкаустика (от древнегреч. ἐγκαυστική – выжигаю) – техника живописи, в которой основным связующим для сухих пигментов является пчелиный воск.

 

Как показывают реставрационные исследования, сохранившиеся энкаустические иконы и фаюмские портреты созданы с использованием различных техник восковой живописи. В состав связующего состава пигментов красочного слоя могли входить не только воск, но также и высыхающие масла, смолы, животный клей. Краски могли наноситься как в горячем, так и в холодном состоянии.

 

Существует еще один способ использования воска в иконописи – восковая темпера (холодная энкаустика). Описание одного из вариантов подобной технологии можно найти в 36-й главе сборника наставлений и указаний по иконописи «Ерминия Дионисия Фурноаграфиота», составленного в начале XVIII века афонским монахом Дионисием Фурноаграфиотом и отражающим один из рецептов применения воска еще со времен античности.

 

Суть метода заключается в омылении (гидролизе) воска при помощи щелочи и соединении полученного воскового мыла с клеем. Применяя этот метод на протяжении более шести лет, мы пришли к выводу о возможности различных модификации его использования в наше время. В качестве клея приемлемо использование желатина либо казеина. Воск можно использовать как пунический, так и чистый пчелиный, отбеленный на солнце. Эти восковые составы прекрасно подходят не только для написания икон, но также для росписи стен по известково-песчаной штукатурке, поскольку воск образует с известью очень прочное водостойкое соединение. Такую практику подтверждают научные исследования Помпейских росписей, создававшихся с использованием омыленного воска. Холодная энкаустика позволяет работать тончайшими лессировками, добиваясь сложных оптических построений, которые благодаря прозрачности воска, получаются особенно удачно.

 

Также достоинством данной техники является абсолютная прозрачность связующего, совершенно не искажающего цвет белых и синих красок, что всегда очень важно при создании колорита живописи. В написании икон восковыми красками можно работать по обычному клее-меловому левкасу, и не только, восковые краски обладают прекрасной адгезией к любой поверхности ими можно писать по штукатурке, дереву, камню и металлу.

 

Это свойство восковых красок особенно ценно при написании орнаментов, нимбов, надписей и опуши по позолоченному фону иконы.

 

Пожалуй, самым главным преимуществом восковой техники является покрытие законченной иконы. Краски восковой темперы быстро высыхают, в отличие от яичной темперы, в которой яичное масло очень долго сохнет, требуя длительной просушки красочного слоя перед нанесением финишного покрытия олифой. Иконы же написанные восковыми составами не требуют покрытия олифой, которая, как известно, через 30-50 лет сильно темнеет. Иконы, созданные в технике энкаустики, можно покрывать сразу лаком, а также воско-масляным составом «Ганозис».

Что очень важно, свойства красочного слоя в восковой темпере позволяют наносить лаковое покрытие тончайшим равномерным слоем, который не проседает после высыхания, что невозможно добиться в яичной темпере без длительной просушки живописного слоя (как правило, от нескольких месяцев до года).

 

Современные научные исследования показали, что восковое связующее пигментов создает особую защитную пленку для ультрафиолетовых лучей, столетиями сохраняя живопись, выполненную даже нестойкими пигментами.

 

Многолетний опыт создания икон в мастерской Павла и Андрея Жаровых с помощью различных техник древней восковой живописи, оказался вполне актуальным и востребованным сегодня, так как в большинстве случаев именно раннехристианская художественная традиция, становится фундаментом для творчества современного иконописца. И в первую очередь – это энкаустика, которая колоссально расширяет привычный диапазон художественных и технических приемов, помогает преодолеть дробность в трактовке форм, достичь цельности и особой художественной выразительности образа. Тем самым формируются новые пути дальнейшего развития современной иконописи.

 

Автор статьи: иконописец Жаров Андрей. zharovstudio.com

(просмотров 6869)



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.