Восток и Запад в единстве и многообразии
Та часть Европы, на которую оказала влияние культурно – просветительная деятельность святых Кирилла и Мефодия, безусловно относится к Европе и к демократическим структурам Европейского Союза.
Именно это подчеркнул на встречах с Митрополитом Филаретом и президентом страны Лукашенко здесь, в Минске, в январе 1999 года епископ Хильдесхаймский Йозеф Хомайер.
Епископ Хильдесхаймский Йозеф Хомайер является президентом объединения COMECE – комиссии советов епископов Европейского сообщества, к которой относятся пятнадцать советов католических епископов пятнадцати государств – членов Европейского Союза. В резиденции комиссий Европейского Союза в Брюсселе СОМЕСЕ имеет свое представительство, которое наблюдает за законодательством Европейского Союза и пытается привнести христианские традиции Европы в процесс создания единой современной Европы.
Епископ Йозеф убежден, что эта христианская традиция может быть плодотворной только в том случае, если ее восточный вариант также будет представлен в Брюсселе. Поэтому за последние годы епископ Йозеф посетил глав православных церквей, начав с визита к патриарху Бартоломею в Константинополе/Стамбуле – втором Риме. С этой же целью епископ Йозеф был в Афинах, Белграде, Бухаресте, Москве, Минске; в этом году делегация СОМЕСЕ посетит архиепископа Хризостома на Кипре, в январе 2001 года епископ Йозеф поедет в Софию и затем снова в Константинополь/Стамбул, чтобы выступить там с подробным докладом.
Епископ Йозеф неохотно говорит о предполагаемом расширении Европейского Союза на Восток. Он полагает, что Европейский Союз может по – настоящему «дышать» только обоими легкими – западным и восточным. Расширение Европейского Союза на Восток епископ Йозеф называет очередной «европеизацией» Европейского Союза.
После своего визита у патриарха Алексия епископ Йозеф убежден, что люди в России, учитывая крайне напряженную ситуацию в стране, возлагают большие надежды на православную церковь. Это наблюдение произвело на епископа глубокое впечатление. Безусловно достойно внимания то, как православная церковь при ее ограниченных возможностях оказывает помощь нуждающимся, как, например, благотворительные столовые или помощь продуктами питания. Люди на улице ждут от церкви исполнения функции катализатора в процессе возрождения и перестройки русского общества. Учитывая тяжелое экономическое положение, мы видим в православной церкви не пессимизм или озлобленность, но напротив — просто поразительные уверенность и надежность.
Эти силы епископ Йозеф хотел бы направить на так называемый «поиск души для Европы», которого требуют от церквей ответственные ведомства Европейского Союза в Брюсселе.
Православные церкви уже очень давно представлены в Совете европейских церквей в Брюсселе, свое собственное представительство открыли патриарх Константинопольский и патриарх Московский Алексий, в этом, 2000-ом году, будет открыто представительство греческой православной церкви. Православные представительства договорились с представительством объединения СОМЕСЕ о практическом сотрудничестве: ежемесячных рабочих встречах представителей в Брюсселе, участии в ежегодной встрече епископов, общем приглашении большого числа православных священников в 2001 году на заседание, посвященное проблемам Европейского Союза.
Для епископа Йозефа особенно важно, что в этом процессе становления единой Европы различные конфессии в пределах Европы не только не отмежевываются друг от друга, но напротив, что такое осознание собственной традиции вносит свой вклад в построение сообща новой Европы. В Западной Европе уже удается диалог между евангелической и католической церквями в социально – этических вопросах, удается вместе предлагать решения этих проблем. Очень важно, что православная церковь все активнее участвует в этом диалоге.
Стремление людей к поиску «души» Европы очевидно. Они задаются вопросом: что же при всех различиях является общим? Что в конечном счете объединяет новую Европу?
Это в первую очередь связано с христианским обращением к достоинству человека, с солидарностью и справедливостью, с правами человека, которые со своей стороны очень хорошо обоснованы в Евангелии. Православная церковь с ее духовностью что-то сохранила иначе, что-то сохранила лучше, чем церковь на Западе. Например, стремление к Богу, которое отражается в благочестии перед иконой. Православная духовность может передавать чувство того, что Бог действительно существует, что Он имеет отношение ко мне, что я благодаря Ему могу жить, что я непременно могу надеяться и что мне не нужно бояться.
Чтобы голос православия мог ясно и самостоятельно зазвучать в общем хоре христианской Европы, оно должно быть лучше представлено на Западе. Ведь именно ХХ-й век допустил возникновение новой напряженности и разногласий между церквями на Востоке и Западе, привел в связи с коммунизмом к новым жертвам, новым смертям.
Многие люди на Западе, также в церквях Запада, осознанно или неосознанно отождествляют православие с тем негативным, что связано с коммунизмом, материализмом и атеизмом как официальной государственной доктриной. Ясная позиция Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965), определяющая, что православные церкви должны восприниматься как сестринские церкви по отношению к католическим епископствам, равно как и католические епископства между собой, — такая позиция должна положить конец разногласиям.
Однако эта позиция Второго Ватиканского Собора еще не в достаточной степени вошла в сознание западных церквей. В первой половине ХХ-го века чрезвычайно сильны были по-другому звучащие мнения на всех уровнях католической церкви. Поэтому очень важно, что в 1992-м году было опубликовано духовное завещание, автором которого является иезуит Филипп де Режис (1897 – 1955). К 75-летию Collegium Russicum (русской коллегии) Ф.Поджи опубликовал это завещание в Orientalia Christiana Periodica 58 (1992) 5 – 21 (« Восточной христианской периодике»). Вацлав Гриневич более подробно представил этот труд в «Der Christliche Osten» 52 (1997) («Христианском Востоке»).
Экуменический завет французского иезуита является документом особой, мировой актуальности, что является противоположностью духу прозелитизма и униатизма епископа Йербиньи. В 1924 году иезуиты восточного обряда открыли на восточной границе предвоенной Польши так называемую «восточную миссию». В 1931 году Режис стал наставником послушников в Альбертине. Он старался донести до послушников глубокое понимание славяно – византийского обряда и пробудить в них любовь к восточной духовности и литургии, опираясь на глубокое знание духовного богатства христианского Востока. Он не латинизировал «схизматиков», но призывал их оберегать свой собственный язык, свой обряд и свою конфессию. Такая новая «апостольская миссия» вызвала противодействие польских государственных ведомств и официальных инстанций католической церкви. Католики требовали возвращения в судебном порядке ранее униатизированных и латинизированных храмов. Иезуиты восточного обряда открыто дистанцировались от таких действий, чтобы не оскорблять религиозных чувств православного населения. Режис был вынужден даже публично защищаться от таких обвинений. 10.04.1932 на совете в Варшаве он говорил:
«Если бы один из этих храмов был нам пожертвован, но из-за этого мы оскорбили бы православное население в его достоинстве и глубоких религиозных чувствах, то мы предпочли бы отказаться от принятия такого храма и довольствовались бы деревянным бараком. Ибо мы настолько убеждены в том, что в наших отношениях с православными никогда не должно быть недостатка любви и взаимопонимания».
Противники в католической церкви оказались однако намного сильнее. Ф. де Режис был переведен в Рим, сначала он был духовником, а затем ректором Collegium Russicum (русской коллегии) (1934 – 1940). Во время войны он был вынужден вернуться во Францию; в Париже он возглавлял пансион им. св. Георга, созданный для сыновей русских эмигрантов, и основал подобный пансион также для девочек. Он посещал русских военнопленных и оказывал им духовную поддержку.
После войны он снова был ректором русской коллегии (1945 – 1947) и заботился о русских эмигрантах в Италии. Он многих спас от принудительной репатриации. С 1947 года Режис находился в миссионерской службе, созданной для русских эмигрантов в Южной Америке. В предместье Буэнос – Айреса он основал пансион для мальчиков им. св. Андрея, а также византийскую часовню. В Иту у Сан – Пауло в Бразилии он основал Центр им. св. Владимира (1954). Филипп де Режис умер от истощения 19 февраля 1955 года. Гроб с его телом несли на похоронах вместе православные и униатские священники.
В последний раз свое завещание Ф. Де Режис редактировал в 1954 году. Основным содержанием завещания является видение единения с православной церковью. Он пылко предупреждает о том непоправимом вреде, который могло бы нанести Росcии миссионерское рвение католиков в минуты свободы. Автор убежден в том, что рано или поздно такой день наступит. Какой же должна тогда быть настоящая апостольская убежденность тех, для кого очевидны трудности этой задачи?
Французский иезуит решительно возражает тем, кто хочет довольствоваться лишь апостольским усердием.
Последовательной установкой его жизни была глубокая вселенская забота и чувство ответственности за церковь и людей. Он полагал, что такая задача требует прозорливости и стойкости. Нужно сдерживать всех тех, кто стремиться к «завоеванию» России. Невидимая «армия Дон Кихотов», — подчеркивает он, — может только повредить и полностью скомпрометировать все попытки единения, как это не раз уже было в прошлом.
Если Россия когда-нибудь откроет свои границы, — пишет де Режис, — тогда для католиков это может стать временем «великого искушения». Многие будут гореть желанием обратить в свою веру русский народ. Ревностные и нетерпимые, они будут считать своей задачей служение, направленное на спасение душ и католической церкви Христовой. Они будут говорить о признании главенства и непогрешимости Папы и повторять, «что вне католической церкви нет никакого спасения». Они будут основывать приходы и центры, задачей которых будет распространение таких религиозных убеждений. Их старания будут увенчаны определенным успехом, который вовсе не будет соответствовать совокупности этих мер.
Очевидно, — подчеркивает автор завещания, — что деятельность католиков вызовет враждебную, даже насильственную реакцию православных центров. Православная духовность будет чувствовать нависшую над ней угрозу. Будут звучать призывы к верности предкам, православию и России. Церковь будет предупреждать о «волках в овечьей шкуре». И конечно же она найдет поддержку у широких масс верующих. А в глазах русского народа католическая церковь вновь будет «чуждым смутьяном, губительницей простых душ, старым врагом веры народа». Еще более глубокой, чем прежде, станет пропасть между обеими частями некогда единого христианства. Вместо объединения в вере одна церковь будет противостоять другой. Кто знает, удастся ли когда-либо вообще преодолеть эту пропасть враждебных чувств, это следствие бесконечно повторяющейся ошибки.
«Остереги нас Господь от такой деятельности! Это без сомнения было бы самым великим искушением для церквей. …Дай нам Бог проницательных пастырей, которые остановили бы приверженцев обращения в другую веру и направили бы жизненные силы католицизма на менее громкое апостольство, что требует больше понимания, самоотречения, больше смирения и подлинной любви».
Единство церкви является в этом необычном завещании основным стержнем. Преодоление разделения, противоречащего воле Христовой, требует взаимного сближения и внимания друг к другу. Общие страдания, которые выпали на долю обеих церквей, должны их глубоко очистить, научить смирению, научить забывать двусторонний антагонизм и привести на путь терпимости и братского сотрудничества. Это было бы первым шагом на пути к единению. Возврат к методам прошлого сегодня невозможен. Прозелитизм оказался бы фатальным.
В этом отношении Ф. де Режис твердо определился. Он – за самоотверженную евангелизацию, которая не преследует собственных конфессиональных интересов: «Мы должны быть больше христианами, чем католиками». Об этой принципиальной позиции свидетельствует вся жизнь Ф. де Режиса.
Публикацией этого документа, сохранившегося в архиве русской коллегии (Collegium Russicum), коллегия хочет выразить свою солидарность с открытыми и просветительскими взглядами иезуита, который подтвердил свои убеждения свидетельством своей жизни. Пример иезуита Филиппа де Режиса и плоды его жизни говорят больше, чем тысячи слов. И опыт последних лет подтверждает актуальность экуменической интуиции французского иезуита. Эта интуиция призывает обе стороны к следованию совести. Мы стоим перед сложными и очень деликатными историческими процессами. Завещание подобного рода требует соответствующего комментария. Оно является волнующим призывом к пониманию и показывает чутье автора к требованиям времени. Состояние разобщенности и разногласий ранит нас всех.
Симпозиум свв. Кирилла и Мефодия, на который мы собрались здесь в мае 2000-го года, участие православной церкви в заседаниях Европейского Союза в Брюсселе являются важным вкладом, помогающим преодолеть состояние разобщенности и сделать плодотворной миссию церкви по спасению человека.
|