На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

ПУБЛИЦИСТИКА

Гаврилина А.А.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ

Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями [2, С. 784].

Когда мы говорим о тоталитарных, или как их на Западе называют, деструктивных сектах, то речь уже идет не просто об обмане, но о преступлении против личности человека и об угрозе безопасности страны. Под понятием тоталитарные, или деструктивные секты, по определению ученых богословов, психологов, социологов, подпадают такие псевдорелигиозные общины, которые используют:

1) обманную вербовку;

2) контроль и манипулирование сознанием членов общины, чтобы сохранить их зависимыми и покорными лидеру и доктрине. Для этого существу-ют специальные методики кодирования, внушения, гипноза, специальной, так называемой агрессивной, диеты;

3) создание материальной зависимости культистов (сектантов) от лидера и его помощников;

4) насилие над личностью человека.

Оторванность культистов от общества, близких людей, внушение необходимости жить по законам секты, промывка мозгов, своеобразная диета, как правило, вегетарианская с лишением любых животных продуктов, контроль за поведением, депривация (лишение или ограничение) сна, активное навязывание своей любви приводят к резко выраженной внушаемости. На этом фоне культи-сты легко поддаются активным и пассивным гипнотическим воздействиям проповедей своих лидеров.

Как же проявляется изменение личности культиста, то, что мы нередко называем «зомбированностью»?

Обращают на себя внимание потухший взгляд, маловыразительное лицо, отсутствие интересов к окружающему миру и близким людям, безинициативность, стремление уйти из дома, покинуть родителей, жену, мужа или детей. Сектанты избегают встреч с бывшими друзьями. Отмечается почти абсолютное некритичное отношение к высказываниям, поведению, образу жизни своих лидеров и их учению, а отсюда — неприемлемость логического рассмотрения вопросов их вероучения. Им невозможно доказать бросающиеся в глаза несуразицы в их учении, «писаниях». Когда начинаешь говорить им о недостатках их учения, они начинают медитировать: их взгляд совсем как бы уходит внутрь себя, они тебя не слышат, отрешаются от всего, поле их сознания сужается.

Развивается социально-семейная дезадаптация, т. е. изменения личности становятся таковыми, что они уже не могут нормально трудиться, учиться, ужиться в семье и все их мысли сосредоточены на жизни в секте и среди приверженцев своего культа. Нередко у них развивается депрессия (уныние), особенно в тех случаях, когда проясняется сознание, и тогда возможны случаи суицидальных попыток (самоубийств).

С христианской точки зрения, секты, тем более тоталитарные, — есть грубый духовный обман, ложь, а отец лжи, как известно, — дьявол. Люди, идущие в секты, обольщаются дьяволом, а отсюда и тяжелые последствия — духовные, душевные и телесные болезни. Дьявол стремится умалить в человеке Образ Божий и Его Подобие и поэтому люди попадают в иллюзорный, выдуманный, ложный духовный мир. Это — бутафорская духовность. Душа человека отрывается от первоисточника своей духовности — Бога и попадает в сети отрицательной — дьявольской духовности, и это не может не сказаться на ее состоянии.

Завербованные сектанты имеют следующие проблемы психического и соматического здоровья:

1) крайнее нарушение идентичности личности, т. е. как бы раздвоение личности;

2) приступы паники и тревожности;

3) депрессия с мыслями о самоубийстве;

4) психосоматические нарушения — головные боли, бронхиальная астма, проявление нейродермита, дерматита, экзема, заболевания желудочно-кишечного тракта;

5) обострения неврологических и психических заболеваний;

6) развитие острых психозов;

7) потеря психологической активности;

8) резко обостренное чувство вины (греха), страхи, нарушения сна, что можно рассматривать как проявления невротического состояния (невроза);

9) потеря свободной воли, собственного контроля над своей жизнью и полная зависимость от лидера или его помощников;

10) развитие инфантильности и социальной и семейной дезадаптации;

11) истощение организма, ухудшение физического состояния, снижение иммунитета, развитие заболеваний [1, C. 61–62].

Безусловно, тоталитарные секты наносят огромный вред здоровью своих членов, страдание их семьям.

Приведем примеры, характеризующие разные формы агрессии, используемые в деструктивных неокультах. Проявлением очевидных актов физической агрессии вплоть до уничтожения людей деструктивные секты обратили на себя внимание всего человечества уже более 20 лет назад. Это события 1978 г. в Гайяне, в Джонстауне, где во время культового ритуала погибли 900 человек, включая детей; газовые атаки, проведенные «Аум Синрекё» в 1995 г. в токийском метро (11 человек погибли, 5000 отравлены). Секта «Орден Солнечного Храма», действующая в Австралии, Швейцарии, дважды с 1980 г. организовывала акты коллективного самоубийства (погибли 69 человек). Эта неокультовая организация проповедовала мистику, астрологию, йогу, кабалистику, занимаясь финансовыми аферами, продажей оружия. Правоохранительные органы Украины в 1993 г. предотвратили коллективное самоубийство культистов «Великого белого братства», приуроченное его руководством к объявленному им концу света. «Дианетика», по определению германских государственных органов, — «криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора» [4, С. 106]. «Ударь мать!» — тест на преданность в «Богородичном центре» [4, С. 107].

Нацеленные главарями культовых организаций верующие как роботы могут совершать правонарушения. Как правило, после систематических «занятий», семинаров в неокультах родители и друзья не узнают «новообращенных» из-за несвойственных им ранее грубости, дерзости, черствости, безучастности и безразличия к близким. Таким образом, пребывание в секте наносит адепту труднопоправимый урон физическому и, главным образом, психическому здоровью человека, лишая свободы, уничтожает в нем личность.

Литература

  1. Иеромонах Берестов Анатолий. Грех, болезнь, исцеление / Иеромонах Берестов Анатолий. М. 2003. 128 с.

  2. Дворкин, А. Л. Сектоведение: тоталитарные секты / А. Л. Дворкин. Нижний Новгород. 2003. 816 с.

  3. Неокульты: «новые религии» века? / Е. С. Прокошина [и др.]. Минск: Четыре четверти. 2002. 240 с.

  4. Осипов, А. И. Тоталитарные секты: технология обмана / А. И. Осипов. Минск: Белорусский Экзархат – Белорусская Православная Церковь. 2004. 192 с.

Источник: Гаврилина А.А. Последствия воздействия деструктивных культов. // Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову