На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
ПУБЛИЦИСТИКА

Н. А. Дробышевская

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирная Организация здравоохранения) - это состояние физического, психического и социального благополучия. Здоровье предполагает здоровье человека, семьи, детей, как обитателей социума. Совершенно очевидно, что здоровье и социум - это два взаимосвязанных понятия.

О каких социальных проблемах может идти речь сегодня, и как это связано со здоровьем человека, семьи, детей?

Поскольку моя работа врачом-психотерапевтом в течение 6 лет в детском отделении республиканской клинической психиатрической больницы была связана с девиантным (behavior) поведением детей и подростков, то следует говорить о социальной проблеме семейного неблагополучия. Следствием этой проблемы и явилось агрессивное, асоциальное, девиантное поведение детей и подростков.

Такие выводы были сделаны на основании анализа многолетней практической работы, а также после изучения теоретических материалов наших и зарубежных. Сегодня у всякого здравомыслящего человека в любой стране должен возникнуть вопрос и недоумение, почему дети, у которых нет психического заболевания, оказываются в психиатрической больнице, бывает, многократно.

В больнице среди таких детей при общении друг с другом нет вопроса «что у тебя болит?». Каждый спрашивает друг друга: «Ты здесь за что?» и отвечают: «За плохое поведение, не слушаюсь родителей и учителей, не хочу в школу ходить, ухожу из дома, ворую» и т.д.

В толковом русском словаре В.И. Даля слово поведение - это то, что приобретается воспитанием.

Что же произошло у нас с воспитанием? Оказалось, что последние 70 - 80 лет в нашем обществе воспитательная функция семьи оказалась не обеспеченной, она просто выпала. Сам процесс воспитания, если не уничтожен вовсе, то оказался низведенным до самых примитивных понятий: одеть и накормить. Это в семье. А дальше и в школе воспитательная функция также выпала, сегодня школа и система образования эволюционировала в сторону развития интеллекта. Первейшей стала задача: дать образование.

Именно с утратой воспитательной функции семьи и школы сегодня связаны большие социальные проблемы здоровья молодежи. Одновременно утрачен авторитет взрослых, родителей, педагогов, воспитателей.

Увеличение количества детей с асоциальным, девиантным поведением идет параллельно с увеличением количества разводов семьи. Разводы с 1950 до 2000 годов выросли с 3% до 80% в разных регионах бывшего Союза. В это же время резко снижается материнский инстинкт. Родители ведут такой образ жизни (скандалы, пьянство), что родительские функции не выполняют и за это лишаются родительских прав.

Дети попадают в школы-интернаты. За эти 70 - 80 лет значительно возросло число детей - социальных сирот (при живых родителях) и в 2005 году их количество в Беларуси составило 32.000. Однако, школы-интернаты никаким образом не заменяют хорошую семью. Дети отвечают обществу агрессивностью, криминальностью. Растет преступность несовершеннолетних и различные болезни зависимости - алкоголизм, наркомания, токсикомания, венерические болезни и т.д.

При семейном неблагополучии дети ощущают брошенность и свою ненужность. Растут самоубийства у несовершеннолетних, до революции в России совершалось 150 самоубийств в год, к 2000 году эта цифра достигла почти 10.000. Прежде чем появляется асоциальное, девиантное поведение, дети много страдают от отсутствия правильного воспитания, жестокого обращения в семье, от неправильных подходов педагогов в школе, от плохих примеров взрослых и многого другого.

Дети, прежде всего, переживают тяжелый депривационный синдром. (Депривация - это лишение любви, заботы, ласки матери, прежде всего). Депривация - это «землетрясение души» по словам русского поэта Николая Добронравова. Это состояние очень опасное для личности ребенка, то есть формируется неполноценная личность в психологическом плане. Это состояние у детей опасно и для Общества, в котором будет распространяться такое большое количество даже не адаптированных в нем граждан. Проблемы, с которыми дети сталкиваются в семье, к которым они не готовы, как их переживать - не знают, - эти проблемы «выталкивают» детей на улицы. Дети становятся безнадзорными, поведение их становится «невыносимым» для окружающих. Таких детей отправляют в психиатрическую больницу. Дети действительно переживают тяжелый психологический кризис и нуждаются в помощи. В психиатрической клинике, к сожалению, существует пока один подход - фармако - биологическое воздействие, то есть только медикаментозное, которое притупляет на время состояние ребенка, подростка, но проблема его, его семьи никаким образом не решается.

Положительных результатов от лечения в психиатрической больнице нет. Лечение традиционное у психотерапевтов и психологов также не дает положительного эффекта, кроме как короткого и временного успокоения.

К тому же, для оказания действенной помощи таким детям практически нет специалистов, нет для них достойной зарплаты, работать с такими детьми мало желающих, тем более специалистов-мужчин. Затраты души нужны огромные, а зарплата низкая, мотивация к приобретению и совершенствованию такой профессии низкая.

В психиатрических клиниках диагноз «патохарактерологическое формирование личности» стал распространяться в последние 70 - 80 лет.

Впервые этот диагноз был выставлен в детской психиатрии в России в 1933 году психиатром П. Ганнушкиным. До этого в психиатрии такого диагноза не существовало. В последующие годы девиантное поведение детей приобретало большое распространение. Ученые-психиатры, однако, даже в 80-ых годах XX столетия указывали, что такое расстройство поведения у детей носит функциональный характер и в большей степени это следует связывать с неблагополучной социальной средой (речь идет о среде семьи).

Сегодня признается, что семья находится в состоянии кризиса.

По определению русского педагога - профессора В. Зеньковского семья имеет три составляющие: биологическую, социальную и духовную. Если какое-либо из составляющих отсутствует или находится в запущенности, то кризис семьи неизбежен. Это ученый писал в 30-ых годах XX века. Таким образом, социальная проблема семьи - кризис семьи оказал страшное влияние на здоровье детей и молодежи. Если в интеллектуальном плане наши дети и подростки опережают своих сверстников 19 - 20 веков, то в духовно - нравственном плане отмечается значительное отставание. Сегодняшний психический инфантилизм зачастую приводит к тому, что пережить простейшую трудность они оказываются не в состоянии, что и является одной из главных причин суицидов.

Вопросы здоровья и социальные проблемы рассматриваются сегодня во всем мире. Однако, в нашей стране есть свои особенности, есть особая острота проблемы, все это имеет глубокие корни.

Что же произошло с семьей? Для лучшего понимания проблемы необходима историческая справка.

Крушение, распад семьи в нашем обществе начался с особой скоростью распространяться после революции 1917 года. По выражению одного мудрого человека: «Борьба за свободу народа обернулась глумлением над этим же народом». Новым кодексом о семье и браке уже были разрешены разводы, аборты. Так начался узаконенный развал семьи.

Сразу после этой революции, после зверского убийства русского царя Николая II, всей царской семьи, в том числе мальчика - подростка Алексея, стал распространяться террор против всего христианства. Разрушались церкви, монастыри. Физически были уничтожены, замучены в тюрьмах, лагерях 250.000 священнослужителей. Все это имело страшное нравственные последствия для всего нашего народа.

За христианское воспитание детей преследовали, и даже в статьях семейного кодекса в послереволюционном государстве предусматривалось лишение родительских прав. Это продолжалось открыто в течение 70 - 80 лет после революции. На географической карте Белорусской ССР 1990 года нет ни одной церкви, монастыря - этих святынь духовности и культуры нации, хотя реально они уже в эти годы были открыты. Еще и сейчас есть свидетели - педагоги, которые лично проверяли, чтобы в Церкви не было школьников, детей, своих учеников. Мы видим, как была уничтожена «большая семья» - Церковь, которая следила за духовно-нравственным здоровьем семьи и детей. И одновременно видим, как распадалась наша семья, которая называлась «малой церковью». Задачей семьи было дать детям нравственное воспитание. «Нравственный» - это внутренний закон, т.е. обязанность по отношению к себе, к родителям, к школе, к друзьям, обществу и Родине.

В новом послереволюционном обществе пытались строить семью на «принципах коммунистической морали и окончательном отказе от вредных пережитков прошлого в семейных связях».

Еще в 1977 году советская конституция провозглашала, что существует «только одна система на службе коммунистического воспитания» - это созидание общества без Бога.

Коммунистическая идеология свою семью, как мы уже ясно видим, не создала, а христианскую семью разрушила.

Мы имеем горькие последствия этого разрушения. Об этом свидетельствуют дети. Книга «Детская правда» - это исповедь детей о жизни в семьях без Бога.

И сам ребенок, который прежде много страдал в неблагополучной семье, ребенок, брошенный родителями, стоя на подоконнике в состоянии агрессии, стукнулся головой о стекло, сказал: «Бог, скажи моей матери, чтобы пришла ко мне».

Дети показывают нам, в какой духовной пропасти оказалось общество, отказавшись от Бога.

Дети предупреждают нас, насколько это опасно для любого общества. Сами дети причинами своего плохого поведения называют, прежде всего, семью, плохой пример родителей; второй причиной указывают на различные средства массовой информации… «Когда насмотришься ужастиков и боевиков по телевизору, а потом и сам можешь… ногой по лицу и там будет… месиво»; третьей причиной девиантного поведения дети называют негативное влияние таких же друзей и улицы; четвертой причиной называют… «от самих себя», то есть от трех предыдущих причин появляется уже искаженное самовоспитание. Вследствие своего агрессивного, девиантного поведения прежде всего страдают сами дети и подростки. Нет в мире такого прибора, который бы мог показать степень страдания детей, лишенных нормального детства, выросших без любви родительской и теперь ее не имеющих. На вопрос несовершеннолетним, какая у них самая большая проблема, дети называют проблему общения. Значит, при всех экономических трудностях сами дети понимают, может даже подсознательно, что главная причина этой проблемы духовно-нравственная. Наша страна в разные периоды имела множество экономических кризисов, однако высокий дух народа помогал людям выходить из этих трудностей. Сегодня ситуация упадка духовности, эта проблема проявляется особо остро через детей, потому что именно дети, как наиболее слабое звено в семье, быстрее и острее чувствуют болезнь семьи. Духовное одиночество - бич современного человечества, особенно детей, которые уклоняются в алкоголизм, наркоманию, преступление. Сегодня все ищут идеалы, чтобы спасти семью.

«Если они не найдут идеала в наших христианских семьях, то они не найдут его нигде»,- сказал Владыко Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Именно христианское воспитание детей может помочь пережить трудности, указывает смысл жизни человека, дает перспективу на будущее. Опыт православной психотерапии детей с аномалиями характера, изложенный в книге «Детская правда» подтверждает эти выводы. Сегодня дети остро нуждаются в помощи профессионалов - врачей-психиатров, психотерапевтов вместе с семьей и школой объединенных общими морально-нравственными и духовными ориентирами.

Источник: Н. А. Дробышевская. Духовно-нравственное здоровье молодежи и социальные проблемы. // I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения (Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову