На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
hramvsr.by/просвещение/публицистика/Икона - окно в вечность.

Содержание
раздела иконопись :

Как нужно понимать православное почитание святых икон>>

Иконопись Беларуси XX - XXI века.

Икона - окно в вечность.>>

О православном почитании икон. >>

Иконы мироточат. >>

Иконостас >>

Историческая динамика иконописания в аспекте внутриличностных процессов >>

Храмовые иконы

Икона Божией Матери, именуемая
"Всех скорбящих Радость"

Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и Заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

В 1688 году, в царствование Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, жившая в Москве на Ордынке, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Лежа в постели, не имея сил даже приподняться без помощи других, терпя мучительную боль, доводившую ее до потери сознания, несчастная только и подкрепляла себя молитвой, твердо надеясь получить облегчение, и эта вера спасла больную. Однажды, проснувшись рано утром, Евфимия долго и усердно молилась, читая Иисусову молитву; потом, с посторонней помощью приподнявшись на постели, обратилась со слезами и молитвой к Царице Небесной: "О Всемилостивая моя Владычице Богородице! Услыши меня, немощную, и помилуй, скорбную, уже на одре смерти лежащую. Весь мир Тобою хвалится, и все приемлют неоскудные Твои милости; только я одна лишаюсь сей благодати Твоей, - и, конечно, приемлю достойное наказание по моим безмерным беззакониям и грехам. Но, о Всемилосердая, не яростию, ниже гневом накажи меня, но призри благоутробно на сию лютую немощь мою и помилуй меня".
Долго и усердно молилась больная, и Пресвятая Владычица услышала ее. Во время молитвы Евфимия пришла как бы в исступление и услышала голос: "Евфимия! Ты так долго страдаешь; почему же ты не прибегаешь к общей всех Целительнице?" - "Где же мне найти такую целительницу?" - с изумлением вопрошала Евфимия. "Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость"; он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника оной церкви с этим образом - и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление от своей болезни. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени". При этих словах Евфимия увидела как бы диаконский орарь, развернутый пред нею и показывающий ей храм Преображения. Придя в себя и узнав от родных, что в храме Преображения на Ордынке, есть икона Богоматери, называемая "Всех скорбящих Радость", она попросила принести ее к себе в дом и отслужить молебен. После усердной молитвы пред святою иконою больная выздоровела.
В память этого чуда установлено празднование в честь святой иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость" 6 ноября. И с этого времени, говорит составитель сказания о первом чудотворении от святой иконы, "иже с верою притекающий приемлют неоскудно исцеление: слепни прозрите, немии глоголате, глусии слышате, раслаблении благомощие и обидими и мщение, беснии целомудрие, и неплодныя жены неплодства разрешение, и ссущии младенцы и малии отроцы притекающий здравие приемлют, и различный очныя болезни, многая же страхования и различная приведения наднесением сего многочудесного образа вся упражняются, и во всяких печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святый образ - Всех скорбящих Радость".
Чудотворный образ "Всех скорбящих Радость" и сейчас находится в Московском храме на Ордынке. Списки с этого образа разошлись по всей России, и многие из них прославились чудотворениями.
Великая княжна Наталия Алексеевна из благоговения к этой иконе сделала с нее список в 1711 году и взяла с собою в Санкт-Петербург. Эта икона была при Пруте в рядах русского войска. Для этого образа был построен большой собор, а после его уничтожения образ был перенесен в Преображенский собор, где пребывает и поныне.
Другой список прославился в середине прошлого века в селе Ивановском Московской губернии. Жена крестьянина Петрова, Ирина, семь лет страдала от болезни, и доктора не могли ей помочь. Мать посоветовала ей обратиться с молитвою ко Господу и взять одну из икон, которые раздавали в церкви села Ивановского. Но так как все иконы были розданы, то больная решилась заказать новую. Во сне она увидела, будто бы для сбора подаяний пришел помощник старосты из села Никольского; на блюде у него лежала икона такого древнего письма, что трудно было разобрать изображения. Этот человек сказал больной: "Почему ты не просишь оставшихся старых икон?" Больная отвечала: "Слышу, что их нет". Явившийся советовал ей просить икону "Всех скорбящих Радость", прибавив: "От этой иконы ты получишь исцеление". Больная, узнав, что в Ивановском нет икон, отслужила молебен в своей приходской церкви пред иконою Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Чрез некоторое время она увидела во сне светообразную Жену, которая советовала ей отыскать икону, уверяя, что получит от нее исцеление; если же не будет заботиться об этом, то еще более будет страдать. Больная, проснувшись, пошла в Ивановское и рассказала о своем видении; но там ее уверяли, что все старые иконы розданы; священник предлагал ей икону из царских врат, но больная не согласилась. Вскоре она увидела во сне своего умершего деверя, который упрекал ее в нерадении, и, приведя ее в одну храмину, показал икону - "Всех скорбящих Радость". После этого больная еще раз просила поискать в Ивановском старую икону. Староста пошел искать, и, к своему удивлению и неописуемой радости больной, нашел икону "Всех скорбящих Радость". Больная тотчас узнала в ней виденную ею во сне икону, тут же попросила священника отслужить пред нею молебен и после молебна исцелилась. Слух о чудотворной иконе быстро разнесся по окрестным селениям, и многие получали исцеления от иконы Богоматери.
Сейчас село Ивановское вошло в черту Москвы (метро "Новогиреево"), и в местном храме до сих пор пребывает чудотворный образ "Всех скорбящих Радость". Среди списков с этой иконы особенно прославлена икона Богоматери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками). 23 июля 1888 года в Петербурге и окрестностях бушевала сильная гроза с ливнем. Гроза захватила и деревню Клочки, близ Стекольного завода, в нескольких верстах от Петербурга, по Шлиссельбургскому тракту, за Александро-Невской Лаврой. Здесь издавна устроена небольшая деревянная часовня, в которой вместе с другими пребывал образ Богоматери "Всех скорбящих Радость", пожертвованный, как говорит предание, купцом Семеном Ивановичем Матвеевым, торговавшим на Стекольном заводе. Раньше эта икона принадлежала купцам Куракиным, из семейства которых была мать Матвеева. По другому преданию, эта икона приплыла неизвестно откуда, по воде, к мосту, на котором был перевоз чрез Неву, и для нее построена часовня. Во время грозы 23 июля молния ударила в часовню, ожгла внутренние стены и большую часть икон; коснулась и иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость", прикрепленной на шнурке в углу часовни. Икона, до того с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и неповрежденной спустилась на землю. Оглушенная ударом грома, сторожиха, придя в себя, увидела, что икона стоит на полу обновленная и с перегоревшим шнурком; невдалеке разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний; деньги рассыпаны на полу, а двенадцать грошиков прилепились к иконе Богоматери. Дивная сила Божия сохранила невредимою эту часовенку и обновила святую икону. По премудрому Промышлению Господа, эта чудесно обновленная святая икона явилась новым свидетельством силы Божией и Его неизреченного милосердия к людям. Свидетельство это тем громче и яснее, что Пресвятой Владычице благоугодно было чудесно сохраненную и обновленную Свою икону прославить новыми чудесами. Многие больные, прибегавшие к Богоматери с верою и теплою молитвою пред Ее святою иконою, получили исцеление!
Особенно замечательно исцеление расслабленного: крестьянина, несколько лет не имевшего сил встать с постели. Привезенный в часовню, приложившись к святой иконе после молебна и окропления святой водою, он сам, без посторонней помощи, возвратился домой пешком.
Еще более поразительное чудо совершилось при святой иконе в часовне 6 декабря 1890 года - исцеление от долголетней болезни, признанной врачами неизлечимой, отрока Николая Грачева. В 1876 году в Петербурге у супругов Грачевых родился сын Николай. Отец его был православным, а мать - немка-лютеранка, только за два месяца до рождения мальчика принявшая Православие. Мальчик Николай с самого рождения был слабый и болезненный, до семилетнего возраста не ходил и часто болел. Много скорбей и упреков пришлось вытерпеть бедной матери от своих прежних единоверцев, которые болезненность ребенка приписывали наказанию Божию за то, что мать во время беременности перешла в Православие. И все более усиливавшаяся болезненность ребенка как бы оправдывала такое суждение человеческое. Но не то оказалось по суду Божиему. Чем тяжелее и безнадежнее становилось положение больного, тем с большею силою должна была явиться на нем милость Господня и благодатная сила Православной веры. Когда истощены были все усилия человеческого знания, чтобы хоть сколько-нибудь облегчить состояние страдающего ребенка, когда смерть являлась лучшим, желанным исходом болезни, - Господь внезапно явил на нем, что не за грехи больного, не за грехи родителей, не за принятие его матерью веры Православной послана ее ребенку эта долговременная тяжкая болезнь, а чтобы явились на нем дела Божий, чтобы он служил новым живым свидетельством, как сильна и животворна Православная вера; как истинно и свято то учение, которое заповедуется ею.
В 1886 году одновременно скончались отец и мать Николая, и больной мальчик остался на попечении молодой незамужней сестры. Болезнь мальчика усилилась. В день похорон матери с ним сделался первый припадок эпилепсии, и после того эти припадки повторялись чаще и чаще. Во время припадков он постоянно подергивался, надувался, истерически рыдал; его ломало, изгибало, сбрасывало со стула, с кровати. Тело его принимало такое неестественное положение, как будто у него не было костей. Восемь врачей лечили его, но болезнь не поддавалась лечению и все усиливалась. С апреля 1890 года припадки стали случаться все чаще; во время одного из них мальчик разбил себе голову и с тех пор во время припадков стал сильно кричать и заговариваться. В ноябре у него отнялись руки и ноги; припадки повторялись по шесть - восемь раз в сутки. Убежденная в бессилии всех человеческих средств, думая, что наступили последние минуты для больного, сестра пригласила священника приобщить его Святых Тайн. Это было 27 ноября. Положение больного все ухудшалось. Особенно плохо было ему в ночь на 3 декабря; припадок продолжался с часу ночи до шести с половиной утра. После припадка больной заснул. Во время сна он услышал голос: "Николай!" и увидел пред собою Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще одного неизвестного святителя в белом клобуке с крестом. Царица Небесная сказала мальчику: "Николай, поезжай в часовню, где упали монеты; 6 декабря ты получишь исцеление, но прежде никому ничего не говори". Проснувшись, больной стал просить свезти его в часовню к иконе Богоматери, не рассказывая ничего о своем видении. Сестра долго не соглашалась исполнить его просьбу, предлагала пригласить священника в дом и отслужить молебен; но мальчик просил свезти его в часовню. Видя такое сильное желание больного, прислуга также стала убеждать сестру исполнить последнюю, может быть, просьбу умирающего брата. 6 декабря, в день его Ангела, мальчика одели, с большим трудом снесли на руках с лестницы и повезли в часовню. Нужно было проехать около семи верст. По дороге с больным сделался припадок. Когда больного внесли в часовню, припадок возобновился, и его без чувств положили на пол пред святой иконой. Во время молебна, когда начали читать Евангелие, больной пришел в сознание, а когда запели кондак "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице", его подняли и приложили к святой иконе. Сестра просила положить его на скамью, но мальчик сказал: "Нет, Катя, я могу стоять". После того он свободно поднял до сих пор недвижимую руку, осенил себя крестным знамением, встал на ноги совершенно здоровый и еще раз сам приложился к святой иконе. Весть об исцелении мальчика быстро облетела Петербург и всю Россию; множество людей стали посещать эту семью, чтобы увидеть мальчика и узнать подробности его исцеления.
На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост, без Предвечного Младенца, с распростертыми дланями; по сторонам Пресвятой Богородицы изображены страждущие разными недугами, среди которых видны Ангелы, утешающие страждущих, одевающие нагих. По сходству этой иконы с иконою Богоматери "Всех скорбящих Радость", находящейся в Тобольске, в Захарьевской церкви, можно полагать, что эта икона - список тобольской иконы.
Сейчас чудотворный образ находится в Санкт-Петербурге.

Тропарь, глас 8

Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице, притецем, людие вси, царие и князи, священницы же и иноцы, мужие, и жены, и чада, богатии и нищий, здравии и болящий, в покаянии вопиюще и умильно глаголюще: Владычице, помози грешным рабом Твоим, яви яко Благая славу Твою, присно потщися умилосердитися на ны, испросити очищение душ и телес наших от Источника жизни нашея, Бога, Егоже родила еси, едина Благословенная.

Ин тропарь, глас 4

Днесь пресветло красуется славнейший град Москва, имея чудотворную икону Владычицы нашел Богородицы: та бо, верным являющи чудеса, ниспосылает дары целебныя. Сего ради и мы, с верою припадающе, молимся, и на Тоя пречистый образ взирающе, яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородицу, и умильно глаголем: воззри, Мати Божия, оком милости, простри к нам руце Твои пречистыя, якоже на иконе Твоей сие зрится, и подаждь всем скорбящим радость, больным от всех недугов исцеление и от бед избавление, яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших.

Стихира,
певаемая вместо тропаря, глас 2

Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и Заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым