На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ИСКУССТВА / ИКОНОПИСЬ

<< предыдущая | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующая >>

ИКОНОПИСЬ БЕЛАРУСИ
XX - XXI ВЕКА

Раздел знакомит с современной Белорусской православной иконой конца XX - начала XXI века. Показаны основные направления иконописи различных епархий Белорусской православной церкви, а также использованы материалы прошедшей с 13 января по 18 марта 2004 г.Рождественской выставки "Иконопись Беларуси XXI века".

Правый предел собора. Освящен в честь св. мц. Екатерины.

 

Праздничный ряд иконостаса
собора Петра и Павла г. Минск.

Иконописец Ольга Черняк

Икона - это, конечно же, окно в мир иной. И для нас очень важно, чтобы иконописец увидел этот мир иной и увидел ту духовную составляющую, которая явлена в иконе. Но эта духовная явленность через конкретное и очень конкретное. Через конкретный язык, через конкретные формы. Очень важно, чтобы иконописец перенимал духовный опыт у великих учителей и поэтому в иконописной школе при московской духовной академии очень большое внимание уделяется изучению древних образцов. Потому что древние иконы, древние образцы дают какую-то особенную духовную явленность мира иного. Мы чувствуем и глубокую аскезу и глубокую радость пасхальную, которую переживали и иконописцы и подвижники, которые

Левый предел собора.Освящен в честь св. Виленских мучеников: Антогния, Иоанна и Евстафия

руководили этими иконописцами. И очень важно, чтобы иконописец жил духовной жизнью, поэтому для нас большое благо, что мы находимся в Троице-Сергиевой лавре. Но, конечно же, очень важно и то, что наши учащиеся имеют доступ к древней иконе, ее изучают, делают с нее списки, потому что даже через красочный строй, через разнообразие фактуры передается духовный мир.
Православие - это живая вера, вера не просто какими-то нормами регламентируемая, но важно чтобы духовный человек зажил по-настоящему духовной живой жизнью. И мы видим, что иконописец легко, живо накладывал красочный слой, фактура живая и разнообразная. И вот сами краски, сам весь этот строй, фактура - даже это уже передает тот духовный мир, которым жил иконописец, который он чувствовал, который он являл. Конечно же и очень многое другое являет мир горний, я не говорю о самом сюжете, я не говорю о том кто изображен, но даже характер изображения, настрой, ритм, какая-то неотмирная тишина, успокоенность - все это важно почувствовать иконописцу, и, конечно же живя подлинной духовной жизнью, он должен и углубляться в этой жизни, и чувствовать, что именно этой же жизнью жил и древний иконописец. Если будет этот двуединый процесс развиваться, то может получиться, конечно, глубокий настоящий православный иконописец.

- Отец игумен, а что значит икона лично для вас? И как образ, и как произведение?

Икона для меня значит очень многое. Как для всякого православного христианина икона это и окно в мир иной, через которое мы обращаемся к Тому Кто изображен. Мы обращаемся в молитве, мы обращаемся за помощью. Икона - это, конечно же, и напоминание и научение. Через икону мы научаемся тому, чему учит церковь. Но часто мы не просто научаемся, потому что многое мы знаем, но мы созерцая икону вспоминаем об этом, может быть переживаем особенно ярко ту или иную грань учения, тот или иной момент нравственного учения церкви. И это очень важно. Икона для меня, конечно же, и то что я в силу положения должен постигать и передавать учащимся и в смысле профессионального и как иконовед. Я преподаю иконоведение и богословие иконы, поэтому язык иконы и иконография, вообще весь строй иконы - это то что мне нужно знать для того, чтобы научить этому иконописцев, которые приходят к нам получать эти знания, получать этот опыт.

Успение Пресвятой Богородицы. Находится в правом пределе собора.

Рождество Христово. Находится в левом пределе собора.

Преображение Господне. Находится в левом пределе собора.

Сошествие Святого Духа. Находится в правом пределе собора.

Воздвижение креста Господня. Находится в правом пределе собора.

Рождество Богородицы. Находится в правом пределе собора.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Находится в правом пределе собора.

Св. Ольга и св. Владимир. Находится в правом пределе собора.

Св.: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Находится в правом пределе собора.

<< предыдущая | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующая >>

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову