|
|
ИСКУССТВА / ИКОНОПИСЬ |
<< предыдущая
| 1
| 2 | 3 | 4
| 5
| 6
| 7
| 8 |
ИКОНОПИСЬ
БЕЛАРУСИ
XX - XXI ВЕКА
Раздел знакомит с современной Белорусской православной иконой конца XX - начала XXI века. Показаны основные направления
иконописи различных епархий Белорусской православной церкви, а также использованы материалы прошедшей с 13 января по
18 марта 2004 г.Рождественской выставки "Иконопись Беларуси XXI века".
| |
|
"Современная икона, которую мы видим на выставке, открывает нам икону не только как явление прошлого, но она перед нами открывается как настоящее. Выставка - начало настоящего и серьёзного проникновения в духовный смысл древней иконы.
Я имею ввиду не иконописцев, а тех, кто приходит и созерцает икону. Уместны слова Леонида
|
Св.
Серафим Саровский. Доска, темпера, позолота,
97 х 44,5. Иконописец А.Н.Кресс. Минская епархия,
г. Минск. | Успенского, который на рубеже XX века, глядя на икону, с которой сняли иногда неумелые и
непрофессиональные поновления и записи, сказал: "Начинается проникновение в тот духовный смысл
древней иконы... она воспринимается уже не как только художественная или культурная ценность, но
как художественное откровение духовного опыта, т.е. выражаясь словами князя Трубецкого,
умозрения в красках". В этом смысле, мне думается, что выставка современной иконы говорит прежде
всего о том, что проникнуть сегодня, вникнуть в суть догмата иконопочитания, это значит осмыслить и
саму икону не только как предмет молитвы и украшения храма, это значит осмыслить её созвучие
современному человеку, свидетельство духовного опыта, передаваемого из глубины Православия.
К сожалению, ещё сегодня мы сталкиваемся в понимании иконы с теми наслоениями, которые
ей вынесла наука. Ведь не так давно мы были свидетелями того, как наукой иконе был вынесен
приговор: иконопись - продукт средневековья с её отжившим мировоззрением, кончилась в 17 веке.
Исчезла средневековая культура и вместе с ней ушла в прошлое и икона. К сожалению, даже сегодня
от некоторых искусствоведов, критиков приходится слышать эту позицию, которая вопреки
очевидности является основой и некоторых заключений о современной иконе. И при этом очень
курьёзно, что новое мировоззрение считается другим, ломающим отжитое старое, а новое искусство,
порождённое этим мировоззрением непонятным образом считается развитием старого, из которого
оно якобы исходит. Свободная от церковных догматов наука, вводя икону в поток общемирового
искусства, закрепила её творчество за областью культуры и попыталась оторвать её от Церкви. В век
просвещения и Церковь поддалась этому внушению, что художетвенное
|
Икона
Божией Матери "Владимирская". Доска,
темпера, позолота, 101,5 х 65. Иконописец А.В.Косиков.
Минская епархия, г. Минск. |
творчество не её стихия и на каком-то этапе своей духовной жизни покорно
с этим согласилась, предав искусство светской культуре. И результат этого
мы видим в истории развития иконописания в Церкви. И здесь есть только
один аргумент: на протяжении многих веков, сложного периода икона тем не
менее выжила и продолжает жить и конечно не из-за приверженности к
средневековой культуре, а продолжает жить как выражение веры.
Возрождение иконы есть жизненная необходимость нашего времени,
потому что как бы ни были ценны работы, приведшие в своё время к
открытию иконы, то, что в ней открывается, оживает только в своём
жизненном осуществлении. И в Церкви всё обновляется, обновляются и
иконы. Церковь вовсе не ищет защиты старых форм как таковых, не противопоставляет их новым
формам как таковым, церковное понимание искусства было, есть и будет одно - реализм, это значит,
что Церковь как столп и утверждение истины требует только одного - Истины. Икона не только может
и должна быть новой. Ведь мы с вами различаем иконы разных эпох, потому что они в своё время
были новыми, но новая икона, которая находится и на выставке, должна быть выражением той же
истины.
"С овременное возрождение иконы это не есть некий анахронизм, не привязанность к
прошлому или фольклору, это не ещё одна попытка возродить икону в мастерской художника, это
прежде всего возрождение Православия, возврат к подлинной художественной передаче
святоотеческого опыта" (Успенский). А верность преданию не есть верность старине, а живая связь с
полнотой церковной жизни. Откровение, которое мы видим в иконе, обращённое к человеку, дано
Церкви и Церковью осуществляется. Она и есть наша современная икона, откровение миру."
|
|
Господь
Вседержитель. Доска, темпера, 26 х 20.
Иконописец С.Поздеева. Новогрудская епархия,
г. Слоним. |
|
|
Спас
Нерукотворный. Доска, темпера, 28 х 21.
Иконописец О.Гилевская. Новогрудская епархия,
г. Слоним. |
|
|
Св.
Серафим Саровский. Доска, темпера, позолота,
36 х 30. Иконописец О.И.Хомутов. Минская
епархия, г. Минск. |
|
|
Икона
Божией Матери "Умиление". Доска,
темпера, 41 х 32. Иконописец В.Кисель.
Новогрудская епархия,
г. Слоним. |
|
|
Икона
Юожией Матери "Всеблаженная".
Доска, темпера, позолота, 26 х 18. Иконописец
Т.Талатай. Новогрудская епархия,
г. Слоним. |
|
|
Св.
царственные мученики. Доска, темпера,
позолота, 40 х 30. Иконописец Т.В.Самкова.
Минская епархия,
г. Минск. |
|
|
Св.
царь-мученик Николай. Доска, темпера,
40 х 34,5. Иконописец О.Е.Белоголов. Могилевская
епархия,
г. Могилев. |
|
|
Св.
Андрей Рублев. Доска, темпера, позолота,
22 х 16. Иконописец Т.Талатай. Новогрудская
епархия,
г. Слоним. |
|
|
Св.
Георгий, архиепископ Могилевский и Белорусский.
Доска, темпера, 37,8 х 29. Иконописец
О.Е.Белоголов. Могилевская епархия,
г. Могилев. |
|
|
Богоматерь
Страстная. Доска, темпера, позолота, 122,5
х 62. Иконописец В.Л.Довнар. Минская епархия,
г. Минск. |
|
|
Спас
Вседержитель. Доска, темпера, позолота,123
х 62. Иконописец В.Л.Довнар. Минская епархия,
г. Минск. |
|
|
Св.
Евфросиния Полоцкая. Доска, темпера, позолота,
100,5 х 42. Иконописная мастерская Гродненской
епархии, г. Гродно. |
|
<< предыдущая
| 1
| 2 | 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8 |
|
|
|