|
|
Престольный
праздник Свято-Евфросиниевской церкви прихода иконы
Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
г. Минск
|
О
ПРАВОСЛАВНОМ
ПОЧИТАНИИ ИКОН
"Почитание икон в Церкви - как зажженный светильник,
свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой
рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел
и горит и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно,
оно горит то ровным светом, то почти невидимо, то разгорается
и превращается в нестерпимый свет. И даже когда всё, что
враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом
тьмы, свет этот не иссякает и не может иссякнуть".
Так начинается книга православного монаха-иконописца
Григория Круга из США, нашего современника.
|
Св.
Предтеча Иоанн. Иконописец
инокиня Анна, г. Полоцк |
Церковное предание возводит первые иконы (с греческого - образ) ко времени
жизни Самого Спасителя. Вот что пишет святой Иоанн Дамаскин: "Рассказывается же и
некоторая история о том, что царствовавший в Эдесском городе Авгарь послал
живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в
состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок
материи к Своему Божественному Лицу, напечатлел на куске материи Свой образ, и при
таких обстоятельствах послал это сильно желавшему Авгарю". Церковный историк
Евсевий пишет следующее: "Я видел множество портретов Спасителя, Петра и Павла,
которые таким образом сохранились до нашего времени".
Согласно другому преданию, святой апостол и евангелист Лука написал первые
иконы Божией Матери. "Благодать Родшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да
будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал иконы и святых
первоверховных апостолов Петра и Павла.
|
Икона
Божией Матери "Жировицкая". Иконописец Оверко
В.Г., г. Брест |
Почитание икон Православной Церковью
надежно утверждено на догмате воплощения
Божия (хотя священные изображения херувимов
известны нам еще в Ветхом завете: (Исх.25:19-20;
ЗЦар.6:23-29). В исповедании Сына Божия,
воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы,
берет свое начало источник почитания икон,
таинственный и непостижимый. К большому
сожалению, как отмечал еще Е.Н.Трубецкой, "икона
остается у нас сплошь да рядом предметом того
поверхностного эстетического любования, которое не проникает в ее духовный смысл".
Тем важнее знать православное, догматически верное обоснование иконопочитания.
Начало такого обоснования положено VI-м Вселенским Собором ("иже в Трулле"),
состоявшемся в Константинополе (691-692г.г.). 82-е правило этого Собора гласит: "На
некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый агнец,
который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истинного Агнца, Христа Бога
нашего... Повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего,
на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца: да чрез то
созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его
страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившегося искупления мира".
Правило это является ответом на существовавшее в то время положение, при котором в
церковной практике, наряду с историческими изображениями продолжали употребляться
символы, заменявшие человеческий образ Бога. Эти символы, бывшие достоянием
небольшого количества посвященных, были менее понятны для многих новообращенных.
Поэтому, для более доступного усвоения ими учения Церкви, и появилась потребность
более конкретного и ясного образного выражения.
100-е правило того же Собора также является важной вехой в формировании метода иконописного искусства. Оно гласит: "Изображения на досках или на ином чём представляемые, обаяющие (чарующие - П.Б.) зрение, растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертавати. Аще же кто сие творите дерзнет: да будет отлучен". Приведенное правило со всею силой направлено против чувственного античного искусства.
|
Собор
Преподобных Оптинских
старцев Иконописец Бышнев С.И
г. Минск |
|
Экзарх
Никифор. Иконописец Кулаков С., г. Витебск |
Таким образом, Церковь постепенно создала новое искусство - иконописное,
которое, с одной стороны, соблюдает реальность форм, а, с другой стороны, формы
эти лишены чувственности, возвышенно аскетичны.
Иконопочитание получило распространение в IV-V веках. Но к VIII веку к
церковному учению об иконопочитании стали примешиваться неправославные
взгляды, особенно в простом народе. Необразованные люди мало-помалу усвоили
убеждение, что лица, изображаемые на иконах, неотделимы от икон, что граничило с
идолопоклонством. Вполне естественно, что возникли стремления уничтожить такое
суеверие, избавиться от него. Однако, к несчастью для Церкви, эту задачу приняла
на себя гражданская власть (в лице византийских императоров), отстранив власть
духовную. По целому ряду политических соображений эта власть стала уничтожать
иконопочитание вообще. Так образовалась иконоборческая ересь.
После длительной борьбы определением VII Вселенского Собора
иконопочитание было восстановлено. Победа над иконоборчеством и
восстановление иконопочитания были провозглашены Торжеством Православия,
которое празднуется в первое воскресение Великого поста. На VII Вселенском
Соборе неоднократно упоминалось изображение Христа в виде памятника, который
был поставлен исцелившейся от кровотечения женой (Мф.9.:20-22). В Риме
существовал обычай ставить памятники тем людям, которые оказали особое
благодеяние, и женщина, освободившаяся от течения крови прикосновением к
одеянию Спасителя, поступила так же. Вернувшись к себе, она обратилась к
художнику с просьбой сделать памятник, изображающий Христа, и это изображение
получило затем совсем особый и новый смысл. Скромный памятник стал одной из
первых икон Христа, он освятился тем, что изображал не просто человека, но
воплощенного Сына Божия, и на памятник этот излилась божественная благодать. К
нему стали приходить люди, ища исцеления от болезней. Об этом неоднократно
упоминается в деяниях VII Вселенского Собора. Хранится воспоминание и о том, что
у основания памятника стала расти трава, и она также имела особые целебные
свойства. Ее собирали и исцелялись ею.
Столь яркий, убедительный пример еще раз утверждает органичную связь
православного иконопочитания с догматом о воплощении Христа. В лице святых
отцов VII Вселенского Собора Церковь, отвергнув предложение почитать иконы
наравне со священными сосудами, установила почитание их наравне с Крестом и
Евангелием (как полным соответствием образа словесного и образа видимого и
отличительным знаком христианства).
Так, установленный 367-ю святыми отцами VII (Никейского) Вселенского
Собора догмат гласит: "Определяем: подобно изображению Честного и
Животворящего Креста полагати во святых Божиих Церквях, на священных сосудах и
одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы,
написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества
устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа и Непорочныя
Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов и всех святых и
преподобных мужей... Ибо честь, воздаваемая образу, приходит к первообразному, и
поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней".
Тем самым икона приравнивается к Священному Писанию и Кресту как одна из
форм откровения и богопознания. В этой связи, например, небезынтересно привести
определение А.И.Клибанова (просто удивительное для советского искусствоведа):
"Троица" Рублева " - это встреча с Богом лицом к лицу". Оно буквально сопоставимо
только со словами священника Павла Флоренского: "Есть "Троица" Рублева,
следовательно, есть Бог".
Поэтому названием икона следует определять не произведение искусства какой-либо исторической эпохи, выражающее национальные особенности того или иного народа, а исключительно церковный образ, соответствующий своему благодатному и спасительному назначению, столь же вселенскому как и само Православие.
Настоятель
прихода храма Рождества Иоанна Предтечи свящ. Павел Боянков,
г. Минск
Страница иллюстрирована работами белорусских мастеров, представленными на выставке
"Иконопись Беларуси XXI века", проходившей в Нацональном художественном музее РБ
в феврале/марте 2004 г.
|
|