На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Теология / Догматика


«Днесь вод освящается естество»
19 января по новому стилю Православная Церковь отмечает Крещение Господне. Этот праздник не менее популярен в народе, чем Рождество и Пасха. За освященной водой зачастую идут в храм даже неверующие. Освященная вода порой заслоняет собой в человеческом восприятии главное Действующее Лицо праздника — Господа Иисуса Христа. О богословском смысле праздника Крещения Господня и о том, что препятствует его постижению, рассказывает редакции сайта БПЦ кандидат богословия протоиерей Сергий Лепин


Отец Сергий, если Иоанн Предтеча крестил покаянием (см. Мф 3: 11), то зачем понадобилось креститься Господу Иисусу Христу? Ведь Он был безгрешным и в покаянии не нуждался!

Сам Христос отвечает на этот вопрос: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3: 15).

Но какую правду? Правду Закона? Нет, в Законе не было этого. Давайте откроем Послание к Римлянам и прочтем о правде Божией (я думаю, что под «всякой правдой» нужно понимать именно «всякую правду Божию» — волю Отца, исполнить которую и пришел Сын Божий): «Но ныне, НЕЗАВИСИМО ОТ ЗАКОНА, ЯВИЛАСЬ ПРАВДА БОЖИЯ, о которой свидетельствуют Закон и Пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим 3: 21-26). Т.е. Закон и Пророки свидетельствуют о правде Божией, но не содержат ее как таковую.

Правда Божия есть оправдание, заключающееся в прощении грехов. Она усваивается нами в Таинствах и добродетельной жизни через веру во Христа. Она заключается в Искуплении, совершенном Спасителем на Кресте. И эта Правда, ее исполнение, тесным образом связывается с Крещением Спасителя, как это видно в Его ответе Иоанну Предтече.

Христос вступает в воды Иордана. Однако, как об этом мы только что сказали, не вода освящает Христа (наподобие того как мы омываемся в купели крещения), но, напротив, воды Иордана освящаются от того, что Христос снизошел в них. Всё, купель уготована! Мы в крещении оставляем грех, а Господь крестится для того, чтоб взять наши грехи и понести их на Крест.

Некоторые удивятся тому, что я порекомендую в этот праздничный день открыть именно эту книгу, а не иную — «Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Утреня Великой Пятницы, антифон 15, глас 6: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение».

«Иже во Иордане свободивый Адама»! Не странные ли слова?..

Где совершилось наше спасение? Ну, как я думаю, про Голгофу знают все. Существует еще, например, мнение владыки Антония (Храповицкого): в Гефсиманском саду… А вот про Иордан вы никогда не думали?

Я просто хочу немного переставить акценты, чтоб подчеркнуть то, что мы иногда забываем. Важно понимать, что принципиален вопрос не столько о календарном времени и не столько о географическом месте нашего спасения, сколько о Том, Кем мы спасены. Кем? Христом! Только Им! Аминь! Но всё, относящееся ко Христу, уже спасительно для нас в силу самого этого отношения, поэтому даже Благовещение называется в тропаре «спасением нашего главизной» — т.е. началом нашего спасения… Что во Христе спасает нас? Всё! Чем Христос спас нас? Всем!

Христос вступает в воды Иордана. В этих водах Он принимает грехи всех крещающихся во Имя Его на Себя и идет на Крест. Именно поэтому священник, освящая воду для Таинства Крещения, призывая дивное и славное Имя Господа, просит ниспослать на нее благословение Иордана и тем самым сделать ее источником нетления, даром освящения, освобождением от грехов, исцелением от болезней, полным истреблением демонов. Одним словом, священник под видом обычной воды просит у Бога Воды живой, о которой говорится, например, в евангельской беседе Христа и самарянки: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4: 14). И еще: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3: 5).

Интересно то, что молитва на освящение воды при Таинстве Крещения и молитва на освящение воды в день Крещения Господня имеют общие места: в ней, в частности, тоже просится о благословении Иордановом, и притом даже теми же самыми словами! Этим два великих события, таких как Крещение Господа и крещение каждого из нас, как бы, соединяются в единое событие. Те века и те расстояния, что лежат между нами и Господом, преодолеваются нашей верой, что и подтверждается Писанием, где Христос обещает Своим ученикам, что они будут креститься именно тем крещением, которым крестится Он, но не другим (см.: Мф 20: 22-23). Вот почему День Крещения Господня есть и личный праздник каждого из нас всех, рожденных от воды и Духа.

Индивидуальность праздника Крещения, естественно, соотнесена со Христом, в чем и полагается причина не только того, что Крещение есть не только что-то полностью личное, и не только день воспоминания определенной даты или определенного события из истории: это и то, что имеет свою длительность здесь и сейчас, отношение к настоящему. Это present continuous Церкви, вечность, запечатленная в иконе нашего богослужения.

Согласитесь, праздник Крещения очень любим среди современных православных людей. Храмы в этот день переполнены.

Мы не можем не радоваться тому, что праздник Богоявления (или Крещения Господня) является одним из самых любимых в нашем народе и собирает такое количество людей, жаждущих набрать святой воды. Но вместе с тем остается только сокрушаться, что часто многим из пришедших нужна вода и только вода, а не освящающий ее Христос. Ведь хорошо, когда какой-нибудь праздник (например, день рождения) собирает много народа. Но плохо, когда собравшиеся приходят только наесться-напиться. Увы, вокруг праздника Крещения в общем и святой воды в частности существует очень много предрассудков и недоумений…

Это правда, например, что крещенская вода не портится?

Часто люди приходят в храмы за водой, святость которой они видят только в том, что она, якобы, не портится или портится медленнее обычной, в том числе и потому, что ее освящают серебряным крестом в серебряной посуде. Однако в духовных учебных заведениях никто не проводит соответствующих опытов, которые могли подтвердить или опровергнуть гипотезу, согласно которой физические свойства освященной и неосвященной воды отличаются. Напротив, доподлинно известно, что при ненадлежащем хранении святая вода может испортиться. Этого нельзя допускать, поэтому хранить ее стоит в прохладе, в темноте, в плотно закрытом сосуде, в недоступном для детей и животных месте, — и не долгими годами в трехлитровых банках, а в количествах, достаточных для потребления.

Святую воду не надо запасать цистернами.

Что, в таком случае, делать, если она быстро израсходуется?

Ее всегда можно набрать в храме. Более того, ее можно разбавлять в любых количествах самому в домашних условиях, не боясь, что святость ее разбавиться так, как, например, разбавляется крепость чая или жирность молока. Святость — она либо есть, либо ее нет. Что же касается серебра, то это не более чем миф: мягко скажем, далеко не каждый храм может похвастаться наличием серебряной утвари, и часто священники преднамеренно, демонстративно не используют ее в этот день, даже если она у них имеется. Христиане верят в духовное, а не физическое отличие освященной воды от неосвященной, которое созерцается только верой, а не микроскопом или каким-то другим прибором. Когда же святость воды пытаются измерить в джоулях, то, судя по всему, мы имеем дело с заблуждением. Святость воды — она только в освящении Христа и в Благодати Духа Святого, что исключает возможность для химии или физики сказать нам в этом отношении что-то значимое. «Днесь вод освящается естество», — говорится в одной из молитв, то есть освящается не конкретная «водичка», а природа, стихия воды. И это, собственно, стоит отличать от ее изменения.

В народе считают крещенскую воду целебной.

Несмотря на то, что по освящении физически вода остается той же, хоть и освящается духовно, преподается она верующим не только для духовных благ, но и для благ физических. Тем не менее, христианин должен полагаться в данном вопросе на милосердие Божие, Его Благодать, а не на законы физического взаимодействия, которые, яко бы, становятся иными. Конечно, если Богу будет угодно, то и «Иордан» всей нашей жизни со всеми его законами обратится вспять, но рассчитывать на это как на закон, как на должное, обусловленное новыми физическими свойствами Н2О, нельзя.

Нельзя относиться к святой воде как обычному лекарству, которое действует так, как любой другой препарат с точки зрения доказательной медицины. Материальная святыня — это не таблетка, которую главное вовремя приобрести и правильно принять, ибо в ней действуют не молекулы, а Бог. Нельзя относиться к святой воде и как к какому-то магическому средству, которое действует «само по себе», только лишь в силу сообщенных ей кем-то другим необычных свойств. Святая вода праздника Богоявления, употребляем мы ее вовнутрь или окунаемся в ней, не очищает нас от грехов так, как обычная вода очищает нас от грязи. Она не может заменять собой Покаяние и Причащение Святых Христовых Таин. Без веры и осознания необходимости внутреннего освящения здесь не обойтись. Употребление святой воды не может заменить собой молитву, покаяние, пост, чтение Писания, дела милосердия! Напротив, она требует всего этого в изрядной степени. Употребление святой воды не может заменить собой Живую Воду, о которой говорит Христос: первое должно нам напоминать о втором. Поэтому стоит иметь в виду, что приобщиться святой воды можно не только в освящение, но и в осуждение.

Многие стремятся на Крещение окунуться в прорубь. Старый обычай вырубать «иордань» красочно описан еще у классиков русской литературы…

Первое, что стоит уяснить себе: это не закон, не требование православного вероучения. Это всего лишь народная традиция, к которой нужно относиться взвешенно и осторожно.

Людям, страдающим определенными недугами (например, сердечно-сосудистыми заболеваниями и температурными аллергиями) участие в подобных мероприятиях противопоказано: здесь нет ничего такого, ради чего стоило бы рисковать жизнью и здоровьем. Стоит заметить, что очень часто в этом обычае нет ничего, кроме азарта и даже, я бы сказал, гордыни, любопрения и самоутверждения, что совершенно противоречит духу праздника, и, будучи грехом, не должно иметь место среди нас, особенно в эти святые дни. И уж тем более, что следует из ранее сказанного мной, не стоит рассчитывать на то, что окунание в прорубь само по себе очищает человека от греха. Дай Бог, чтоб это, как и все внешнее, каким-то образом было соотнесено с определенными внутренними процессами и рождало в человеке намерение изменить свое сердце и ум.

А есть разница между водой, освященной в Крещенский сочельник, и водой, освященной собственно 19 января?

Нет! Это одна и та же вода, которая освящается одним и тем же чином, но в разное время — для удобства прихожан. Не стесняйтесь задавать вопросы духовенству: ими вы не досадите, а, наоборот, обрадуете своих батюшек.

Помните, что потребление нами святыни, материальной и духовной, должно ориентировать нас на определенного рода отдачу как в служении Богу, так и в служении ближним. Духовная деятельность, как и всякая другая, не может не подразумевать определенного рода результат, о котором я и призываю задуматься и помолиться всех, кто празднует Крещение Господне.



Официальный сайт БПЦ


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым