На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Теология / Новые религиозные движения
Просвещение / Публицистика


Церковь, секты, общество: опыт Беларуси и Германии
Секты — это проблема… Чья? Только ли Церкви, ведущей борьбу за души паствы? Или кого-то еще? Да и вообще — что такое секта?

В Германии — светском государстве с конституционно гарантируемой свободой совести — власть принимает меры, чтобы ограничить распространение деструктивных религиозных доктрин. При этом государству систематически помогают эксперты из традиционных христианских Церквей.

Об этом и многом другом рассказывают сектоведы — представители Евангелическо-Лютеранской Церкви. Томас Гандоу — президент международного «Диалог-Центра», почетный доктор Института теологии Белорусского государственного университета, экс-уполномоченный по вопросам сект и мировоззрений земли Берлин-Бранденбург. Эдвард Тренкель — уполномоченный по вопросам сект и мировоззрений Касселя. Оливер Кох занимает аналогичный пост в Марбурге.

В разговоре участвуют пресс-секретарь Минского Епархиального управления, кандидат богословия, доцент кафедры философии Минской духовной академии протоиерей Сергий Лепин и сотрудница пресс-службы Минской епархии Татьяна Кузнецова.

Визит немецкой делегации в Беларусь, в рамках которого состоялся этот разговор, был реализован по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета и включал в себя турне по епархиям и учебным заведениям Экзархата.

Встреча проходит в офисе Информационно-консультативного центра имени преподобного Иосифа Волоцкого при Минской епархии (руководитель — доктор теологии Венского университета, преподаватель МинДА Владимир Мартинович).

Политическое сектантство

Татьяна Кузнецова: Какие у вас впечатления от Беларуси? Что-нибудь понравилось, запомнилось?

Д-р Томас Гандоу: Что нам понравилось? Да всё! (смеется). Мы путешествовали по Южной и Западной Беларуси, были в Гомеле, Гродно, в Жировичах. Очень хорошо организованы были все визиты. В каждой епархии мы познакомились с работой Церкви на местах.

Поразила церковь в Мозыре с расстрельными подвалами (кафедральный собор Архистратига Михаила, в здании которого с 1937 по 1941 годы размещалась тюрьма НКВД Полесской области — ред.). Это такое же святое место, как и Бутово (подмосковное урочище, место массовых казней в 1937-38 годах — ред.).

В Гродно мы были в бывшем музее атеизма. Сейчас там представлена история Беларуси со всеми ее религиозными столкновениями. Конечно, там не отражены все зверства, которые творились здесь над верующими людьми, но они упоминаются. В гродненском храме мы видели удивительные иконы новомучеников. И затем у нас был очень честный, прямой разговор с архиепископом Артемием.

Кузнецова: А вы посещали что-нибудь кроме церковных объектов?

Гандоу: Нас очень впечатлила чернобыльская зона, где, с одной стороны, мы увидели «мертвые» деревни и дома, а с другой стороны — встретили очаровательную пожилую пару, которая жила посреди всеобщего опустошения, устроила там сад и радовалась жизни. Еще мы были в Хатыни. Звон хатынских колоколов — это призыв к молитве. Несмотря на то, что Хатынь — светский мемориал.

Лепин: Приходилось ли немцам сталкиваться с такими репрессиями в коммунистическом прошлом?

Гандоу: В Восточной Германии не было таких массовых преследований христиан. Мы не представляли, каков был масштаб гонений у вас. Расстрельные подвалы Мозыря нам прояснили картину. И при этом — вся Беларусь покрыта памятниками Ленину! Мы тоже обратили на это внимание.

Лепин: Кстати, тема сект касается и политики. Ленинизм тоже начался с сектантства. Мне доводилось встречать упоминания о нем в справочниках по религиям. Свои кумиры, свое «священное писание», своя ортодоксия и ереси, свои мученики и апостолы, свои процессии и обряды, святые места и прочее, — чем не культ?

Гандоу: Да, ленинизм — это псевдорелигиозная философия. И она входит в сферу нашей работы. К сожалению, идеи Ленина до сих пор живут. А вообще — нам непонятно здешнее отношение к Ленину. Ведь он фактически превратил Россию в колонию Германии.

Лепин: Ну, кто интересуется вопросом, тот знает, что Ленин был в той «пятой колонне», которая готовила поражение Российской империи в Первой мировой войне. Да и роль немецкого капитала в большевистской революции тоже известна. Кстати, а как сегодня в Германии относятся к сочинениям Ленина? Вот, к примеру, гитлеровский «Майн кампф» запрещен. Но ведь и Ленин в своих сочинениях пропагандирует то, что вполне подходит под определение терроризма. Он совершенно честно проводит свои принципы — классовую ненависть и насильственное свержение власти. Он откровенно настаивает на том, что только революция — вооруженное восстание — может изменить этот мир. И это отношение к насилию было в большевистской идеологии определяющим принципом. Не революционер — значит не большевик!

Гандоу: У нас в Германии только начинается противодействие коммунизму. Раньше считалось, что лучше обойтись без жестких мер и дать радикалам вымереть естественным путем. Но наш нынешний федеральный президент — сторонник жесткой борьбы с коммунистами.

Что касается текстов Ленина. Современные коммунисты зачастую их и сами не читали. Если им указываешь на призывы к террору, они говорят: это в переносном смысле. Тот же самый трюк часто проделывают сайентологи.

Лепин: Я не стал бы надеяться на их скорое вымирание! Общественные и политические кризисы стимулируют интерес населения к радикальным доктринам. Если общество имеет хоть малейший шанс на кризис — оно должно быть готово к угрозе со стороны ультраправых и ультралевых сил.

Гандоу: Нам самим хотелось бы увязать тему большевизма и нетрадиционной религиозности. Это наша ближайшая цель.

В разговоре с архиепископом Артемием мы вышли на известное высказывание Честертона, что человек, не верующий в Бога, в конце концов поверит в какую-нибудь гадость. Архиепископ потом сказал очень простую и важную вещь. Он заметил, что западный материализм, культ потребления, и восточный материализм, связанный с марксистско-ленинской философией, — это явления одного порядка. И то, и другое направлено против христианства.

Демократия — это не «когда всем поровну»

Лепин: На примере марксизма-ленинизма мы можем понять, насколько государство рискует, недооценивая проблему сект. Сейчас у нас некоторые деятели тоже вяло реагируют на сектантскую проблему, говорят, что все это происходит «эпизодически», глобальной угрозы нет и так далее. Иногда нас в ответ просто обвиняют в «нечестной конкуренции» — мол, мы пытаемся избавиться от соперников при помощи административного ресурса.

Кузнецова: Как в Германии понимается равенство вероисповеданий перед законом? Значит ли это, что государство в равной мере сотрудничает со всеми религиями или, наоборот, дистанцируется от них?

Гандоу: Когда-то в ГДР религиозная политика заключалась в том, чтобы поставить все религии на одну планку и дать всем одинаковые права: и традиционным религиям, и сектам. У некоторых сект были дружественные отношения с властью. Мормоны, например, даже одно время печатали на первой странице партийных газет свои воззвания.

Лепин: Но это уже прошлое Германии. А что сегодня? У наших демократов в ходу такое поверье: демократия — это когда всем все поровну и одинаково. Если речь идет о религиях — то, значит, давайте предоставим всем равные права, примерно как это было в ГДР. Сотрудничаем с РПЦ — так будем сотрудничать и сектой Муна. Дали час РПЦ на телевидении — дадим тогда ровно столько же адептам культа вуду. На ваш взгляд, такая политика имеет отношение к демократии?

Эдвард Тренкель: Когда государство сотрудничает с религиозными организациями, то предполагается, что оно знакомо с целями и задачами работы этих организаций. А цели и задачи многих сект напрямую несовместимы с демократией.

Гандоу: Неверно считать, что все религиозные организации вносят равный вклад в культуру тех или иных стран. Мультирелигиозная ситуация имеет смысл только тогда, когда государство понимает эту разницу.

О двойных стандартах

Кузнецова: Внимание государства к любой из религий должно быть соразмерным вкладу этой религии в общество — и количественному и качественному. Ясно. А кто в Германии берет на себя основную работу по противодействию сектам — Церковь или государство?

Гандоу: Здесь в дискуссию надо ввести два термина. Первый — церковный: ересь. Второй — общественно-политический: диссидентство. Нельзя эти понятия смешивать. Церковь должна заниматься еретиками. Общество должно реагировать на диссидентов. Есть разные уровни отношения к разным вещам. Мы, пожалуй, для Православной Церкви тоже еретики, но, надеюсь, «хорошие» еретики (смеется)… Церковное вероучение задает вектор отношения к другим конфессиям и религиям. Общество регулируется не учением Церкви, а законом и неписаным правом. Но, конечно, есть и пересечения. Некоторые еретики вызывают политические и общественные проблемы.

Кузнецова: Например?

Гандоу: У пятидесятников приветствуется избиение детей. Свидетели Иеговы отрицательно относятся к переливанию крови. С иеговистами вообще проблем много: секта изолирует своих членов, не допускает их к военной службе, вводит в заблуждение государственные органы. В Германии церковные уполномоченные по вопросам сект часто консультируют государство.

Лепин: А вы не сталкиваетесь в этом случае с обвинениями в двойных стандартах? Эти моменты, которые вы перечисляете как сектантские, — они ведь могут быть присущи и традиционным религиям. Например, православию и католицизму: ведь можно и монашество преподнести как изоляцию, аскезу — как депривацию (психическое состояние, при котором человек испытывает недостаточное удовлетворение своих потребностей — ред.), запрет для духовенства воевать — как сопротивление воинской повинности. А с другой стороны, есть и у нас свои маразматики, «авторитаристы»… Короче, когда мы начинаем в чем-то обвинять сектантов, нам говорят: а посмотрите на себя! Как вы реагируете, когда вас обвиняют в том, что вы ведете себя так же, как сектанты?

Гандоу: Когда во времена Реформации шли столкновения между критиками и сторонниками Папы, Мартин Лютер говорил, что наша жизнь не более достойна, чем жизнь папистов, но важно «схватить гуся за горло», а горло — это учение. Этот же принцип мы применяем и к сектам. Главное — показать несостоятельность сектантских учений. Во всём остальном мы активно занимаемся самокритикой. Более того, способность наблюдать просчеты в сектах увеличивает потенциал нашей самокритики.

Д-р Оливер Кох: Если позволите, пару уточнений про монашество. Может быть, со стороны его и можно трактовать как изоляцию. Но здесь есть отличие от сект, и оно заключается в степени свободы решения. Если я решаюсь на монашескую жизнь — я это делаю добровольно, я знаю, на что иду, я готовлюсь. А сектант не знает, что его ждет впереди.

«От понятия «протестантизм» вообще лучше уйти»

Кузнецова: Как вы оцениваете работу белорусских сектоведов?

Тренкель: Я был поражен сетью сектоведческих центров, созданной д-ром Мартиновичем. Все, кто в них задействован, понимают суть проблемы, все ориентированы на практику. Работают с женщинами, с детьми.

Кузнецова: Быть может, что-то из белорусского опыта могло бы вам пригодиться в повседневной работе в Германии?

Тренкель: Мы почерпнули много конкретной информации к размышлению. Например, стало видно, какую тактику применяют одни и те же секты в Беларуси и в Германии. Скажем, «Новоапостольская церковь» в Германии позиционирует себя так, как будто она изменила свое учение. А в Беларуси она остается при учении старого образца. Так что нам с вами важно обмениваться опытом. Секты работают на международном уровне — и мы должны тоже. Параметры наших оценок открыты и могут быть без всякой задней мысли предъявлены обществу. Церкви имеют высокие стандарты работы с сектами и в этом плане могут сравниться лишь с немногими международными группами.

Лепин: Насчет практических проблем. У нас в Беларуси часто те, кто не православные и не католики, заявляют себя протестантами. Иеговисты, адвентисты, пятидесятники — все они якобы протестанты. Вы, как носители классической протестантской традиции, можете согласиться с таким определением?

Гандоу: В Германии протестантскими считаются только те конфессии, которые восходят непосредственно к богословским спорам эпохи Реформации. Это: лютеране, реформаты, меннониты. С оговорками — англикане. Всё. Те же иеговисты не имеют с протестантами ничего общего.

Тренкель: У нас некоторые сектантские группы любят себя называть «просто христианами», что еще больше вводит в заблуждение и увеличивает число потенциальных жертв.

Лепин: У нас тоже, иеговисты особенно. Сам спрашивал одну пару, оказавшуюся у меня на пороге: «Кто вы? Иеговисты?», в ответ: «Мы — просто христиане. Как вы думаете, этот мир вечен?»… Хорошо, вот, например, пятидесятники — они, по-вашему, протестанты или нет?

Гандоу: Я считаю, что от понятия «протестантизм» вообще лучше уйти. Оно возникло из политических дебатов эпохи Реформации. Лично я предпочитаю самоназвание «лютеране» или «Евангелическая Церковь». Понимаете, мы не являемся такими странными христианами, которые постоянно против чего-то протестуют.

Лепин: Я понимаю, что протестантизм — это на самом деле позитивное мировосприятие, это прежде всего «за», а не только «против»…

Гандоу: Термин «протестантизм» — это ложная крыша для многих сект. Если под понятие протестантизма, как вы сказали, подгоняется всё что угодно, то я не протестант. Есть еще одно рабочее определение — классическое христианство. Пятидесятники — это христианство уже неклассическое. Кроме этого, за критерий принимается признание Никео-Цареградского Символа веры.

Лепин: Не просто неклассическое, а, наверное, постнеклассическое… Лютеране признают Никео-Цареградский Символ веры?

Гандоу: Да.

Где секта, где не секта?

Кузнецова: Какие-нибудь секты в Германии запрещены?

Гандоу: Запрещено несколько исламистских и неоязыческих групп. Вообще, в Восточной Германии обычно действуют по принципу «запрещено всё, что не разрешено», в Западной — «разрешено всё, что не запрещено». Бывают уголовные преследования, судебные иски.

Кузнецова: Кто с кем судится?

Гандоу: В последние годы таких процессов было много. Судились с государством сайентологи, иеговисты.

Лепин: Один мой сокурсник тоже судился с иеговистами. Он вел передачу на санкт-петербургском радио и назвал свидетелей Иеговы сектой. И суд его обязал называть их не сектой, а новой нетрадиционной религиозной организацией. Замечу здесь, что в нашей отечественной социологии термин «секта» несет определенную негативную нагрузку. Секта — это что-то подпольное, маргинальное, мракобесное… Я сам сталкивался с тем, что адвентисты говорили: мы Библию раздаем бесплатно, какая же мы секта? В американском сектоведении чаще используется термин «культ». У вас нет сложностей с понятийным аппаратом и базовыми определениями в связях с общественностью? Нет споров на тему — где секта, где не секта?

Гандоу: Главный признак секты — ложное учение.

Лепин: То есть секта — то же самое, что и ересь?

Гандоу: Да.

Лепин: Это богословское, внутриконфессиональное значение. А государство тогда кого называет сектантами?

Тренкель: В Германии госчиновники сами избегают слова «секта».

Кох: Нужны более развитые классификации. В американском религиоведении тоже не всё однозначно с понятием «культ». Французы словом «культ» обозначают именно «классическое» христианское богослужение, и во Франции как раз официально используется термин «секта». На самом деле это очень большая проблема.

Лепин: Причем проблема междисциплинарная: и богословская, и философская, и социологическая, и политологическая… Вообще, по содержанию понятия «секта» неплохо было бы провести целую отдельную конференцию. Совместную конференцию! Спасибо вам большое.

Пресс-служба Минской епархии приносит высоким гостям благодарность за уделенное время, открытость и готовность к диалогу.

Пресс-служба Белорусской Православной Церкви

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым