"Тайны Андерсена". В газете "Воскресение" вышла статья о творчестве писателя
3 СЕНТЯБРЯ 2015 (Четверг) 17:23:13 140 лет назад, 4 августа 1875 года покинул земной мир самый известный сказочник — Ганс Христиан Андерсен. Его сказки необычны, они чаще печальны, чем веселы, они могут переносить читателя в фантастический волшебный мир. Они учат состраданию и милосердию. И чаще всего они имеют глубокий христианский смысл. Его не всегда легко разглядеть. Тем более нам, читавшим сказки Андерсена, сильно "порезанные" советской цензурой. Все слова о Боге и молитве были тщательно убраны из книг, и только читатель, знакомый со Священным Писанием, мог догадываться о сути. И всё же, почему в Советском Союзе так много издавали писателя-христианина, публиковали статьи о нём и снимали фильмы? Скорее всего, потому, что идеологической машине он был интересен, как бедняк, сумевший из самых низов пробиться в высший свет. Его даже пытались представлять борцом за социальную справедливость, бунтарём. Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Однесе, который находится на острове Фюн (Дания). Отец Ганса был бедным башмачником, а мать работала прачкой. С самого детства она бедствовала, прося подаяние на улице. С раннего детства у будущего писателя проявлялась большая склонность к мечтательности и буйное воображение. Он имел довольно таки замкнутый характер, любил сидеть в уголке и играть в кукольный театр. Позже делал импровизированные домашние спектакли, разыгрывал разные сцены. Когда Гансу было 11 лет, у него умер отец. Ганс Христиан-старший был неисправимым романтиком и мечтателем, тоскующим о дальних странах и приключениях. В 1813 году в Европе бушевала война. Дания воевала на стороне Франции, во главе которой стоял император Наполеон I. Требовались всё новые и новые полки, чтобы продолжать войну. В один из них записался добровольцем и отец Андерсена. Сделал он это по двум причинам — хоть как-то облегчить материальное положение семьи и повидать дальние страны. Это ему не удалось. Он заболел чахоткой и домой вернулся с окончательно расстроенным здоровьем. Хоронили его в соломенном гробу, потому что не хватило денег на деревянный. Теперь мальчику пришлось самому зарабатывать на пропитание. Трудовую жизнь он начал с подмастерья у ткача, после он работал помощником портного. Продолжилась трудовая деятельность на сигаретной фабрике. Через много лет он напишет в память об отце сказку "Огниво", героем которой станет бравый и удачливый солдат… Уже в возрасте 14 лет мальчик отправился в столицу Дании Копенгаген. Покидая дом, он заявил: "Я еду туда, чтобы стать знаменитым!". Он мечтал работать в театре. Далеко не сразу эта мечта осуществилась. Ганс Христиан был долговязым, неуклюжим подростком с длинным носом и тонкими конечностями. По сути, он являлся прототипом Гадкого Утёнка. Ему давали роли второго плана. Успеха в театре он не достиг, а позже его вовсе уволили… Но Андерсен в то время уже сочинял пьесу из пяти актов. На её издание он просил денег у самого короля! Книга была издана, но успеха не имела. Зато юноше дали шанс учиться за счёт государственной казны. Однако годы учёбы он впоследствии вспоминал, как самые мрачные в жизни. Ганс был старше других учеников и испытывал неловкость, к тому же постоянно подвергался критике ректора — тот даже снился ему в кошмарных снах! Завершив свою учёбу, он так и не смог осилить правописание, и до конца жизни делал в письме грамматические ошибки. В личной жизни ему так же не повезло, он никогда не был женат и не имел детей. Первый успех писателю принёс фантастический рассказ под названием "Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера", который был опубликован в 1833 году. За это произведение писатель получил вознаграждение, которое позволило ему осуществить путешествие за границу. В последующие годы он много пишет. Выходят знаменитые "Сказки". Через несколько лет — их продолжение. Сказки переиздаются, переводятся на другие языки. Андерсен становится знаменитым писателем, известным в странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили триумфально. Последняя сказка появилась в период Рождества 1872 года. В том же году писатель упал и сильно покалечился. Он прожил ещё три года, но оправиться от полученных при падении травм так и не удалось. В своих сказках Андерсен часто обращается к библейским персонажам, но не как к мифическим героям, а как к реально существовавшим людям. Бог всегда играет у него роль справедливого вершителя человеческих судеб. Есть истории, в основу которых уже заложен библейский сюжет: "Ангел", "Райский сад", "Отпрыск райского сада", "Дочь болотного царя" и др. Стоит внимательно проанализировать другие известные сказки. "Ромашка" была написана в 1838 году. Этот цветок прост и неприметен, писатель наделяет свою героиню скромностью. "Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поёт где-то высоко в небе жаворонок". Она "… училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благодать Божью". В садике цвело много пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, чем больше важничали. Когда жаворонка поймали и посадили в клетку, то забыли налить ему воды, а бросили туда лишь кусок дёрна вместе с попавшей в него ромашкой. Она чувствовала, что скоро завянет, но страдала оттого, что не может помочь жаворонку. Любовь к ближнему, стремление отдать за него жизнь — вот о чём эта сказка. Можно вспомнить также и другую известную сказку "Новое платье короля", основанную на сюжете испанской новеллы. Король со своими министрами и подданными были не глупыми — они просто были гордыми. Никто не хотел показаться перед другим глупцом, вот из-за этого-то все лицемерно кривлялись. А гордость, по утверждению Святых Отцов, есть мать всех пороков. "Ни единый человек не сознался, что ничего не видит, никто не хотел показаться глупцом или никуда ни годным человеком". И только ребёнок закричал: "Да ведь он совсем голый!". Автор отсылает нас к евангельской строке "будьте как дети", а это значит, будьте искренними. Уже не сказкой, а философской притчей читается история Андерсена "Капля воды". Произведение относится к более позднему периоду творчества писателя. Это пародия на нашу суетную жизнь. Знаменитые "Дикие лебеди". Только жертвенная любовь помогла Элизе справиться со всеми испытаниями и спасти братьев. Печальная история "Девочка со спичками" вызывала у нас в детстве слезы сострадания. Но только "невырезанная" цензурой концовка объясняет её суть — страдающий ребёнок отправляется в Царство Божие. "Красные башмаки" — казалось бы, жестокая сказка, совсем не предназначенная для детей. Сироте дарят аккуратно сделанные красные башмачки, всю красоту которых можно рассмотреть только в танце. Вот девочку и тянет постоянно танцевать и веселиться, даже когда умирает её благодетельница, Карен всё танцует на балах и гордится своими башмачками. Вот и пошли её ноги в пляс сами собой и никак не могли остановиться. Вот и попросила она палача отрубить их. Жутко? А что же говорит Христос в Нагорной проповеди: "… лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геену" (Матф. 5:29). Так Карен и попросила отсечь ей ноги, чтобы они не искушали её и не вводили в гордыню. Она от всего сердца слёзно раскаялась в своем грехе: "Торжественные звуки органа сливались с нежными детскими голосами хора. Лучи ясного солнышка струились в окно прямо на Карен. Сердце её так переполнилось всем этим светом, миром и радостью, что разорвалось. Душа её полетела вместе с лучами солнца к Богу, и там никто не спросил её о красных башмаках". О таком же раскаянии надменной героини повествует сказка "Девочка, наступившая на хлеб". Через свои добрые дела и любовь ближних героиня заслуживает Божие прощенье и выбирается из Ада. А сказка "Калоши счастья" рассказывает о промысле Божьем и, в который раз, оправдывает слова испанской пословицы: "Если хочешь рассмешить Бога — расскажи Ему о своих планах". Наши планы рассыпаются в прах, сталкиваясь с действительностью, и только промысел Божий ведёт ко спасению. Самая известная сказка с редким счастливым концом — "Снежная королева". Крепкая вера в помощь Божью и жертвенная любовь помогают Герде миновать все испытания, читая молитву "Отче наш", она пробирается в ледяной замок Снежной королевы. Её горячие слёзы избавляют сердце Кая ото льда. И в этой сказке Андерсен уже не вуалирует христианскую мораль. "Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное!". Именно "детская" любовь Герды спасла Кая. Такая любовь, о которой говорит апостол Павел, любовь, которая милосердствует, долготерпит, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, а радуется истине, всё покрывает, всему верит, всегда надеется и всё переносит. Большинство сказок о любви у Андерсена заканчиваются печально. Возможно, виной тому его собственная несчастливая жизнь. Среди таких сказок и "Русалочка". Многие обвиняли писателя в том, что сюжет для своей известной сказки он взял из народного фольклора, т.е. всего лишь на всего пересказал народную историю. Так ли это? Черты русалки в мифологии: это женщина, умершая неестественной смертью, она наносит вред, запугивает и губит людей. Черты русалочки Андерсена: она дочь морского царя, живёт в подводном царстве вместе с семьёй, ухаживает за своим садиком, она спасает человека, она умеет любить и жертвует своей жизнью ради любимого человека. Сходство минимальное и в сюжет Андерсен привнёс много своего. Вспомним также, что русалочка мечтает не только о личном счастье, но и о бессмертной душе, и эта мечта преобладает. Она не идёт на поводу у ревности, она жертвует собой и потому не растворяется в морской пене, а обретает бессмертие. Подобной концовки в народном фольклоре не найдёшь, она свойственна только Андерсену. Похожую трагическую концовку мы можем наблюдать и в "Ледяной деве", одном из поздних произведений писателя. Ганс Христиан Андерсен, как и все живые люди, совершал в жизни ошибки, впадал порой в отчаяние, но твёрдая вера в промысел Божий, заложенная в него ещё набожными родителями, всегда подсказывала ему правильный выход из ситуации. Он был христианином, патриотом своей страны и мастером своего дела. Прожив полвека, 35 лет из которых были полны лишений, скитаний и страданий, он назвал свой путь славы не долгожданным, а тернистым. Газета "Воскресение", №8, 2015. Подготовила Елена Михаленко / sobor.by/ (просмотров 5705) |
Новости разделов: