На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции / VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2000 г.

Иеродиакон Василий Костюк,
кандидат богословия

Ревиндикация православных храмов на Полесье (20 – 30-е годы ХХв.)

Православная Церковь испытывала притеснения с первых лет существования Польши как суверенного государства. Примером этому служит массовое закрытие православных храмов, разрушение или обращение их в католические костелы. Согласно официальным статистическим данным, только за первый год существования независимой Польши православные лишились около 400 церквей. В действительности эта цифра гораздо больше. Отобрание храмов правительство называло "ревиндикацией", то есть возвращением их первому владельцу. Ревиндикация не отвечала исторической правде, поскольку из отобранных церквей весьма малое их количество было ранее католическими костелами. Массовая ревиндикация происходила на Полесье. Ее первый период относится к 1916 – 1924 гг. За это время православные лишились не менее 24 церквей и 2 часовен. Храмы отнимались не только на основании решения гражданских властей, но и самовольно: при активном содействии католического клира. Православное население почти не протестовало. Оно начинало убеждаться в том, что государственная власть относится к Церкви враждебно. Во второй период ревиндикации /1925 – 1929 гг./ самовольные действия католиков описываются в церковной прессе. Православные жалуются полесскому воеводе. Насильственные действия католиков находят отпор, в том числе и с применением оружия. За эти годы православные лишились не менее 14 церквей и 2 часовен. Повсеместное возмущение православного населения настораживало правительственные круги, 24 мая 1924 года, в связи с усилением межконфессиональной неприязни, Политический Комитет Совета министров постановил воздерживаться от ревиндикации православных храмов до принятия юридических законов. Вслед за этим постановлением последовали другие распоряжения, сдерживавшие ревиндикационные процессы. В "Докладе о передаче в Полесском воеводстве православных святынь католическому духовенству" от 24 октября 1925 года отмечалось, что требования католического населения... часто не могут быть удовлетворены государственными органами власти"1. Полесское воеводское управление пришло к выводу‚ что ревиндикацию лучше проводить планомерно. Так‚ в 1925 году панировалось‚ что 3 православных храма в Городечно‚ Ольшеве и Погост – Загородском будут ревиндицированы через три года2. Планированная ревиндикация не устраивала католическую иерархию‚ которая подстрекала захватывать православные храмы насильно. Например‚ 22 мая 1921 года группа крестьян под предводительством трех ксендзов напала на церковь в селе Вистычи Брестского повета. Они разбили двери храма‚ выбросили из него православные иконы. "Православное население возбуждено"‚ — доносил в воеводское управление местный староста3. 29 мая 1925 года в деревне Илоск Кобринского повета неизвестный римо – католический ксендз самовольно открыл православный храм‚ вынес в притвор церковную утварь и повесил снаружи храма свой замок. 1 июня он совершил в храме богослужение‚ после которого объявил‚ что церковь обращена в костел4. О самоуправных действиях ксендза Полесский архипастырь Александр (Иноземцев) сообщил воеводе. Владыка указал‚ что к ревиндикации Илоской церкви‚ как бывшего костела‚ со стороны православной церковной власти препятствий быть не может", но ревиндикация должна быть проведена в законном порядке‚ а не путем самочинного захвата‚ возмутившего местное население5. К чести настоятеля Осмоловичского прихода (на его территории находилась деревня Илоск)‚ а также благочинного 3-го округа Кобринского повета священника Сергия Дюкова укажем‚ что их позиция в деле ревиндикации Илоской церкви отличалась от позиции епископа Александра. 11 апреля 1925 года отец Сергий сообщил в Полесскую Духовную Консисторию‚ что Илоская церковь‚ построенная при участии местных крестьян и несколько раз капитально ремонтированная ими "римско – католическим костелом... никогда не была‚ а некоторое время была униатской церковью6. Правда‚ не сохранилось сведений‚ когда униаты перешли в Православие‚ а храм был передан в православное ведомство‚ "Передача ...храма римско – католическому населению‚ которого неподалеку от церкви имеется не более 100 человек, не вызывается необходимостью и, естественно, имела бы своим последствием нежелательное возбуждение православного населения", — докладывал благочинный. К сожалению, его доклад остался без последствий. Указом Полесской Духовной Консистории №5095 от 24 октября 1925 года и распоряжением полесского воеводы Илоская церковь передавалась католикам3 7 июня 1925 года к настоятелю Буховичской церкви Кобринского повета пришел ксендз и потребовал ключи от храма. Ключей, разумеется, он не получил. О происшедшем настоятель доложил церковным властям9. В селе Ольпень Велемичского прихода Столинского повета 19 декабря 1926 года группа униатов, подстрекаемая ксендзом Оношко, захватила православный храм и заперла его своим замком. О случившемся донесли епископу Александру Владыка обратился за разъяснениями к Полесскому воеводе. Воевода издал указ возвратить самовольно захваченный храм10. Основной "удар" по православным церквам католическая иерархия нанесла летом 1929 года. К этому времени стали явными неудачи Ватикана в деле насаждения неоунии. Бискуп Пинский Лозинский и его коллеги понимали, что православные крепко привязаны к своим храмам. Было решено поставить православных в зависимость от католиков в этом самом важном для православных вопросе. Формальным предлогом для попытки повсеместной ревиндикации явилось решение Наивысшего Суда в Варшаве по спору между польскими гражданами Шумляковским и Рубцовым. Суд постановил, что принятие исков о нарушении прав, совершенных российским правительством, истекает в 1929 году, то есть в десятый год со времени образования польских судов. Католический костел начал ряд процессов против православных консисторий. "Шел вопрос ни о чем ином, — писал очевидец, присяжный поверенный К. Николаев, — как о восстановлении "исторической справедливости", и не было оснований сомневаться в том, что католический и польский суд окажет полное содействие предстоящей ревиндикации". В это время не только в польском обществе, но и в судебных сферах установились отрицательные взгляды на действия правительства России в деле раздела Польши и присоединения ее к Российской империи. Католические власти предъявили в Окружных судах 724 иска об изъятии у православного населения не только храмов, но и церковного имущества, которые уже более столетия находились в руках православных. К Полесской епархии было предъявлено 248 исков. Предъявление исков вызвало волнения среди православного населения. С жалобой к президенту обратились возмущенные прихожане Локтышевской церкви. Указ Священного Синода Православной Церкви в Польше №225 от 24 августа 1929 года отмечал, что предъявление исков является "реальной угрозой интересам православного населения", "вносит серьезные осложнения и тревогу в налаживающуюся жизнь"11. О доселе невиданной ревиндикации писали светские и духовные средства массовой информации. Польское общество недоумевало, зачем католической иерархии нужно такое большое количество православных храмов, зачем создается международный скандал без всякой пользы для интересов государства. Даже в католической прессе появлялись статьи, авторы которых считали, что ревиндикационные процессы в конечном итоге принесут непоправимый вред Католической церкви. Статистику уже проведенной ревиндикации предпринял сенатор В. Богданович12. Он заявил в Сенате, что "из отобранных у православных более тысячи православных церквей, около 600 стоят закрытыми, ... пустующими, запущенными, с выбитыми стеклами..."13 До ревиндикации в этих храмах теснился народ, здесь совершалось богослужение. И на такую судьбу католическая иерархия хотела обречь еще около 700 храмов! Общественное мнение о ревиндикационных процессах складывалось не в пользу Католической церкви .Налицо была встающая несправедливость Это начинали понимать и католические иерархи. 6 декабря 1929 года к православному населению Полесской епархии обратился с посланием бискуп Пинский Сигизмунд Лозинский. Он писал: "...Известно конечно Вам‚ Возлюбленные братья‚ что несколько польских епископов предъявило православному духовенству судебную тяжбу о возврате церквей и церковного имущества. Об этом много пишут‚ но‚ к сожалению не всегда обстоятельно и точно... Я читал‚ что некоторые пишут‚ якобы эти судебные процессы являются следствием великой нашей ненависти к православному населению..., что католическое духовенство поощряет преследование Православия и‚ видя плачевное положение‚ в каком оно находится‚ старается всячески использовать его при посредстве безнравственных методов и антихристианского насилия и жесткости... Можно ли подобный упрек сделать католическим епископам по поводу возбуждения тяжб? Положение дел следующее: во времена русского господства сотни костелов были насильно переделаны на церкви... Переделывались на церкви те костелы‚ в которых с незапамятных времен молились католики... Иногда это делалось без всяких законных формальностей‚ в другой раз — под предлогом перехода прихожан в Православие‚ а переход этот был коварно вынужден или выманен. ...Сотни католических святынь‚ и в связи с ними‚ много еще церковных имуществ и поныне остаются в чужих руках. ...Где в нашем поведении [вы] найдете хотя бы малейшую долю обмана или насилия? Мы передаем дело суду. ...Мы представляем свои доводы и требуем‚ чтобы суд взвесил их‚ а равно и доказательство православного духовенства и высказал свое решение. Из вышеизложенного вытекает‚ что не следует предложенных суду тяжб называть: насилием‚ несправедливостью‚ доказательством ненависти и злобным желанием принести ущерб. О ненависти и злобе не может быть и речи. Об этом легко удостоверяет то обстоятельство‚ что часть судебных тяжб предъявлена Государству. ...Я совершенно спокойно ожидаю судебного разбирательства.14" Послание бискупа нашло со стороны православных достойный отклик. Вскоре в Пинске появилось "Открытое письмо православного Преосвященному Сигизмунду Лозинскому‚ Пинскому Римско – католическому Епископу". Возможно‚ автором этого письма являлся архиепископ Александр: такого мнения придерживалось духовенство. В письме говорилось: "С чувством некоторого удовлетворения прочитал я Ваше "послание" к православному населению Пинской епархии‚ Несколько странным‚ правда‚ кажется обращение римско – католического Епископа к чужой пастве без надлежащего разрешения и благословения со стороны законного Архиерея этой паствы‚ но однако мы должны считаться с фактом... Поверьте, Владыко‚ что никакие доводы‚ тем более неосновательные не оправдают жестоких мер‚ какими римско – католическое духовенство хочет стереть с лица "миссионерской территории" Православие. Уния‚ над которой трудились безграмотные "перелеты" не удалась. На чем был основан успех католической унии? Ходили по селам‚ темным и некультурным селам‚ преступные священники‚ своим внешним видом точно православные‚ совершали или обещали совершать бесплатные требы‚ агитировали против законных священников‚ и народ‚ местами‚ шел за этими проходимцами‚ хоть многим из них место в тюрьме‚ а не в алтаре. Как бы оно ни было‚ но народ понял и эту уловку. Тогда решили "бить не по оглоблям‚ а по коню": отнять все церковное имущество‚ не имея‚ в большинстве случаев‚ никакого на то основания‚ а тогда посмотрим мол‚ каково будет схизматикам. ... Знаю, что проигрыш Вас не опечалит‚ но что было бы‚ если бы миллионы православных остались без храмов и имущества‚ что если бы пятимиллионный народ на весь мир завопил о новом подвиге римско – католической церкви — отнять последнюю рубаху у сестры — Церкви Православной. Вероятно‚ католическое духовенство не подумало и над тем‚ что Польское Государство должно приобретать друзей‚ а не врагов‚ славу‚ а не бесславие. Вы хотите "дело выяснить и удовлетворить справедливость"‚ но удовлетворение‚ о котором так ратовали средневековые богословы‚ давно пора заменить любовью ...Если на то пошло‚ что Вы хотите возбудить ненависть народа к себе‚ а через это и к Государству‚ ибо в представлении народа поляк и католик такие синонимы как русский и православный‚ ...если вам мало ваших храмов‚ которые здесь у нас в большинстве пустуют‚ если вы хотите показать свое право и наше ничтожество‚ ...то скорее делайте свое ужасное дело‚ не стараясь успокаивать нас‚ ибо это похоже на то‚ о чем говорит Апостол Иаков в своем послании /5, 5 – 16/. Вы говорите‚ что "во времена русского господства сотни костелов были переделаны на церкви"‚ но укажите мне город‚ местечко или село‚ где были бы католики‚ которые бы оставались без костела или ксендза‚ а теперь вы хотите несколько миллионов православного народа оставить без того и другого. Это ли по христиански? ...Если даже к одному храму будет предъявлено незаконное требование‚ то‚.‚ думаю что страшное клеймо позора ляжет на любостяжателях. ...Было бы хорошо‚ чтобы оружие воинствования нашего было направлено на врагов веры Христовой а не сосредоточено на отнятии храмов и стремлении сделать нищими духовно православных христиан‚ которых Вы называете своими "возлюбленными братьями"15. Защита церковных святынь не ограничивалась подобными обращениями и выступлениями в печати. Под непосредственным руководством митрополита Дионисия была образована Комиссия для организации судебной защиты. Епархиальным архиереям предписывалось собирать для судебной защиты необходимые материалы‚ ввести особые моления за богослужением и посты. В виду особого характера судебных дел‚ а также материалов‚ запрещались самостоятельные выступления отдельных лиц или приходов. Для образования фонда‚ необходимого для значительных расходов‚ связанных с ведением дел‚ каждый приход‚ в отношении которого предъявлялся иск‚ вносил в местную кассу 100 злотых. Приход‚ в отношении которого иска заявлено не было вносил 50 злотых 16. В Полесской епархии был образован Полесский Епархиальный Комитет для разработки и собирания историко – юридических сведений‚ необходимых для защиты прав Православной Церкви на церковное имущество" ‚ а также Общественно – церковный Комитет. Он занимался подготовкой общественного мнения путем разъяснения действительного положения ревиндикационных дел‚ В ходе решения предварительных процессуальных вопросов выяснилась позиция католической иерархии. Она сводилась к двум основным аргументам: православные храмы есть бывшая собственность Костела, они насильно отобраны и переданы православным; церкви должны быть ревиндицированы‚ потому что они необходимы для римско – католического населения. После сбора историко – юридических сведений четко определилась позиция Православной Церкви. Она сводилась к следующим аргументам: юрисдикция Католической церкви‚ которая ей принадлежала ранее над униатским исповеданием‚ не дает оснований к признанию особых имущественных прав на униатское имущество с момента утраты юрисдикции; при насаждении унии в конце ХV — начале ХVI веков применялось насилие‚ поэтому истцы не могут ссылаться на насилие при ликвидации унии‚ то есть при установлении такого порядка‚ который был нарушен насилием. Православные обращали внимание на то‚ что некоторые храмы‚ которые подлежали ревиндикации‚ никогда не принадлежали католикам. Одни из них были построены еще до насаждения унии (в селе Вийск /1587 г/ Брестского повета и в селе Здитово /около 1430 г./ Кобринского повета), другие строились после 1839 года‚ то есть после воссоединения униатов. Таких храмов на Полесье насчитывалось не менее 56 19. Судебная волокита по делу ревиндикации продолжалась более четырех лет Единодушие‚ проявленное православными‚ не оставило сомнений в том‚ что мирно отнять храмы будет невозможно. "Трудно даже предвидеть‚ какие роковые последствия это должно... повлечь за собой"‚ — отмечалось на совещании президиума Совета Министров 23 апреля 1932 года 20. В 1930 – 1931 годах правительство провело тайные переговоры с целью примирения обеих сторон. Выяснилось‚ что католическая иерархия стремилась отнять у православных если не все храмы‚ то сколько окажется возможным. Поэтому положительных результатов переговоры не принесли. 20 ноября 1933 года Верховный Суд отклонил претензии Католической церкви.

1. ГАБО. Ф.1. Оп.2.Д. 2306.Л.2 2. Там же. Л.2. 3. ГАБО. Ф.1. Оп.2. Д. 2158. Доклад полесскому Воеводе о событиях в селе Выстичи. Л.8 4. ГАБО. Ф.1. Оп.2. Д. 1294. Донесение епископа Александра митрополиту Варшавскому Дионисию. Л.1 5. Там же. Л.1. 6. Там же. Донесение в Полесскую Духовную Консисторию священника Сергия Дюкова. Л.16. 7. Там же. Л.16, 16 об. 8. Там же. Л.21, 21 об. 9. ГАБО. Ф.2059. Оп.1.Д.3144. Рапорт протоиерея В. Забельского в Полесскую Духовную Консисторию от 20 июня 1925 г. Л.81. 10. Воскресное чтение. 1927, №7. С. 101. 11. ГАБО. Ф.2059. ОП.1.Д.1495.Л.15.13об. 12. Богданович Вячеслав Васильевич (1878 – 1941 — известный церковный и общественно – политический деятель. Родился в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию. С 1907 г. инспектор, а затем ректор Виленской духовной семинарии. Один из основателей и руководителей "Белорусского православного объединения". В 1922 г. избран в сенат Польши. Выступал против актокефалии Православной Церкви в Польше. Был арестован и заключен в Березово – Картузский концентрационный лагерь. В октябре 1939 г. арестован органами НКВД и пропал без вести.

13. Косяк I. З гiсторыi Праваслаунай Царквы Беларускага народа. С. 59. 14. ГАБО. Ф. 2059. Оп. 1. Д. 1435. лл 1 – 14. 15. ГАБО. Ф. 2059. Оп.1.Д‚ 1435. л.л. 70 – 74. 16. ГАБО. Ф. 2059 Оп.1.Д. 6. Послание митрополита Дионисия от 25 октября 1829 года № 6404. Л. 4 ,4 об., 5. 17. В работе Комитета безвозмездную помощь пожелали сказать митрофорный протоиерей В. Шимановский‚ бывший предводитель дворянства Сергей Ильич Папа – Афанасопуло, житель Пинска Василии Гейхрох, протоиерей Николай Соботковский, священник Николай Станкевич‚ протоиерей Феодор Дружиловский‚ Иоанн Попенко, Григорий Тризно, житель местечка Ленино Николай Пашковский, житель села Лахва Захарий Тунчик, священникНиколай Гриневич . По благословению архиепископа Александра вице – председателем Комитета назначался протоиерей Владимир Сорошкевич, секретарем — С. Виторский. Активное участие в работе Комитета проявили адвокаты В.Смигельский и В.Криницкий. Консультативную помощь оказывали адвокаты З.Рымович и Е.Козловский. 18. ГАБО Ф 2059. Оп 1 Д 1495 Доклад митрополита Дионисия. Б.а., б. г. Л. 106, 106 об. 19. Косоноцький В. Процес за православні церкви. С.15.Это православные храмы в Бресте, Дрогичине, Иванове, Антополе, Березе (Кобринский повет), Богдановке, Брашевичах, Верховичах, Великорите, Вичине, Домачеве, Дивине, Збураже, Кутыне, Малорите, Мокранах, Лахве, Радваничах, Пашуках, Речице, Мотоле, и т.д.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым