На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции/ VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2000 г.

Д-р Альберт Раух
директор Института восточных церквей

Почитание в Климента Римского на Востоке на Западе.

Св. епископ и мученик Климент Римский – один из немногих святых‚ которые пользуются одинаковым авторитетом и одинаково почитаются как на Востоке‚ так и на Западе. Если опираться на греческие и славянские синаксарий (пролог) и служебные минеи (под 24-ым или под 25-ым ноября)‚ а также на другие агиографические и литургические свидетельства Востока и Запада‚ то можно прийти к следующим агиографическим заключениям: 1. Климент — ученый из благородного дома. Первое послание Климента‚ считающееся единственным безусловно аутентичным произведением святого‚ свидетельствует о том‚ что он в полном объеме получил римско–эллинистическое образование. Св. Климент использует в послании мысли из античной философии‚ образы из греческой мифологии‚ но‚ конечно‚ прежде всего из Священного Писания. Ему приписывают и еще другие раннехристианские тексты: например‚ Послание к Евреям и "Апостольские правила"‚ литургию св. Климента‚ Климентовы гомилии (проповеди) и т.д. По этой причине его называют софотатос – "всемудрый"‚ истинный философ‚ т.е. любитель Премудрости. И это связывает его с Константином – Кириллом‚ прозвищем которого и было "Философ". Хорошо известно‚ насколько славянский апостол Константин – Кирилл почитал Софию‚ которая явилась ему во сне еще в юности и которую он избрал себе в невесты‚ И эта любовь к Софии–Премудрости пронизывает всю деятельность апостола славян‚ что отразилось в большом числе храмов‚ посвященных св. Софии и софийных икон вновь крещенной Руси‚ и они до сих пор воздействуют на народное благочестие‚ да и на русское мышление. Вероятно‚ Климент Римский‚ в синаксаре–прологе прославляемый как "всемудрый"‚ уже этим мог вызвать интерес к себе со стороны славянских апостолов‚ особенно Кирилла Философа. Этим может объясняться‚ вероятно‚ особое стремление Константина – Кирилла к обретению мощей св. римского мученика раннехристианского времени‚ который вплоть до сего дня широко почитается и об этом нам предстоит говорить в Риме‚ в Херсонесе – Корсуни и Киеве‚ а также вообще во всем славянстве. А его происхождение из "благородного дома" возводится к тому обстоятельству‚ что он мог быть вольноотпущенником консула Тита Флавия Климента‚ принадлежа поэтому к его "фамилии" — семье‚ а это гарантировало ему привилегии в получении всеобъемлющего греко – латинского образования. 2. Климент — ученик св. апостола Петра Согласно надежным источникам‚ св. Климент был крещен апостолом Петром и им же введен в истину христианства. Вполне возможно‚ что и он‚ подобно Петрову ученику и евангелисту Марку‚ много лет слушал проповеди и наставления св. Петра. Вероятно‚ в этом кроется причина того‚ что в житиях Климента всегда большое значение придается этой "петровской направленности"‚ — то же самое мы видим в александрийской традиции применительно к св. Марку. Св. Климент несомненно в Риме познакомился и со вторым из "первоверховных апостолов"‚ со св. "апостолом языков" — Павлом. Св. Климент был третьим преемником св. Петра как епископ Римский (92/93 – 100/101 гг.). 3. Климент — свидетель апостольского предания в Церкви. В Послании св. Климента Коринфянам можно заметить‚ насколько он заботится о единстве всей Церкви‚ которая превосходит Римскую поместную церковь. Его писания‚ которые‚ с современной точки зрения‚ являются "Псевдо – Клементинами"‚ т.е. писаниями‚ ложно приписываемыми св. Клименту‚ тем не менее в раннем христианстве пользовались большим почетом. Их с удовольствием прочитывали во время служения литургии‚ поскольку он‚ как особенный "благовестник Евангелия"‚ к тому же в чине "равноапостольного" святого‚ считается хранителем апостольского предания. 4. Климент — свидетель веры. Усилиями науки к настоящему времени точно установлено‚ что древнее предание справедливо. Действительно‚ Климент‚ вероятно‚ при императоре Домициане (81 – 96), был сослан в окрестности Херсонеса и‚ уже при императоре Траяне‚ около 101 г. утоплен в Черном море. Орудие мучения‚ якорь‚ который был привязан к нему‚ нашел в Церкви и символическое почитание: Христос – это подлинный якорь надежды и спасения‚ и мы‚ будучи привязаны к якорю‚ через страдание и смерть Христа входим в Его воскресение (сравните надписание синаксарного чтения: "Климент‚ ввержен во глубину морскую с якорем‚ прибыл ко Христу‚ конечному якорю"). 5. Климент – святой и чудотворец Уже при жизни‚ а еще больше после смерти святой Климент был почтен от Бога даром творить чудеса‚ исцелять больных и чудесным образом приводить к вере. В синоксарно – проложном тексте упоминается‚ что в день кончины Климента — dies natalis‚ буквально: "В день рождения" /святого/ и на протяжении целой недели после этого ежегодно его гробница в море становилась доступной для поклонения. Когда же однажды из-за преждевременно начавшегося прилива море покрыло не успевшего уйти мальчика‚ то его через год нашли у гроба святого в полном здравии. Как д – р Гофманн убедительно доказывает в своей хабилитационной работе‚ эти чудеса по-христиански затмили там еще могущественный тогда культ бога Осириса и направили почитание в другое русло. В упомянутых чудесах особенно заметна вера в воскресение плоти и в личное заступничество Бога через Его святых. Святой продолжает жить в силу воскресения Христова‚ а его гробница и его мощи являются особо действенными источниками Божественной милости. 6. Мощи св. Климента и их обретение апостолами славян. Мы уже указали причины‚ почему св. Константин – Кирилл проявил столь большой интерес к этому св. мученику времени раннего христианства. Новое обретение мощей св. Климента, благодаря горячей ревности апостолов славянства, еще более углубило communio sanktorum‚ т.е. "общение святых"‚ между этими тремя великими святыми Церкви‚ то общение‚ которое и до сего дня еще столь живо между славянами – христианам. Из–за обстоятельств того времени (нашествия варваров‚ переселение народов) святыня Климента‚ находившаяся в море‚ была постепенно забыта местным населением. Именно тогда Константин–Кирилл по поручению императора прибыл в Херсонес во главе дипломатической миссии к xазарам. Это произошло осенью 860 года. Архидиакон Феодосий около 520/530 года сообщает нам‚ что тогда в Херсонесе в день кончины св. Климента и в день его октавы‚ т.е. на отдание праздника‚ совершалось таинство евхаристии и что много народа собиралось вокруг гроба святого‚ который тогда‚ вероятно‚ состоял просто из tumulus‚ т.е. надгробного холма. А затем постепенно память о месте почитания и само почитание угасли почти без следа. И тем не менее апостолам славян удалось разведать о св. Клименте от небольших числом христиан‚ живущих в этой местности‚ и они узнали‚ где следует искать. Как позже Константин–Кирилл написал Анастасию Библиотекарю‚ тот остаток херсонесцев‚ которые еще жили в городе‚ представлял собой "не столько граждан города‚ сколько обитателей тюрьмы‚ потому что они не отваживались выходить за городские стены". Итак‚ Константин – Кирилл был вынужден лично отправиться на поиски. Через известный срок интенсивной подготовки‚ путем молитвы‚ а также благодаря интенсивным расспросам‚ Кирилл отправился на один остров‚ расположенный возле Херсонеса – Корсуни‚ и действительно обрел там мощи св. Климента. Реальное обретение мощей‚ отражающее истину описания этого события‚ равно как и открытое и добросовестное поведение Константина, признаются всеми‚ так что ныне никто не сомневается‚ что найдены были именно мощи св. Климента. Сохранились также подробные описания того‚ как Кириллу помогали местный епископ и население‚ когда они увидели столь яркое и исполненное веры стремление Константина обрести мощи. Посему и местные люди присоединились к новым поискам мощей. Сам Константин – Кирилл свидетельствует‚ что найти гробницу и мощи оказалось непростым делом. Потребовалось дожидаться подходящего дня и пригодного часа. И лишь в ночь 30-го января 861 год наступил этот час и день‚ в который "Господь позволил обнаружиться святому". Лишь в этот день (точнее: в эту ночь) у Константина–Кирилла появилась возможность в сопровождении епископа Херсонского Георгия‚ его клира и нескольких верующих отправиться на поиски гробницы; так при пении псалмов небольшой корабль вышел из гавани Херсонеса. Это свидетельство очевидца вновь показывает‚ что появление и исчезновение гробницы зависело от отлива и прилива‚ иначе не потребовалось бы‚ как об этом пишет сам Константин‚ напряженно ждать дни и ночи и к тому же предпринимать поездку именно ночью. Ведь и в более ранних известиях о паломничествах сообщалось‚ что надо было садиться в небольшой корабль‚ причем в урочный час. Когда они прибыли на остров‚ сообщает Константин‚ сначала возвели очи к Богу‚ а затем опустили их на найденную гробницу‚ где сначала показалось ребро святого‚ затем его глава и затем все прочие сохранившиеся члены. И этим дело не кончилось: под конец был обнаружен и якорь! 7. Дальнейшая судьба мощей св. Климента. Как пишет Константин – Кирилл‚ непосредственно после обретения мощи святого были внесены херсонесцами в город‚ причем торжественным крестным ходом. Они были сначала положены в новопостроенной церкви св. Климента‚ потом они побывали во храмах св. Созонта и св. Леонтия и‚ наконец‚ были установлены в соборе. Согласно совпадающим сообщениям древнейших источников, свв. апостолы славян взяли мощи Климента с собой в свою дальнейшую миссионерскую поездку среди славянских народов. В конце концов они принесли эти мощи в Рим‚ в базилику св. Климента‚ причем папа Адриан II‚ его клир и верующий народ проявили в принятии мощей радостное и большое участие. Там мощи и были помещены в алтаре базилики (она была построена в VI веке)‚ а базилика была прямо включена в верхнюю часть римского Климентова дома. Там же умерший в Риме апостол славян Кирилл желал быть погребенным‚ "справа от алтаря"‚ а это вновь говорит о внутренней близости этих двух святых. И до сих пор это место‚ считающееся гробницей св. Кирилла‚ представляет собой средоточие особо популярного паломничества представителей всех славянских народов‚ ведь славяне обязаны двум святым братьям Кириллу и Мефодию начатками христианства‚ равно как и своей культурой и письменностью. В 1060 году эту базилику разрушили норманы‚ и тогда мощи св. Климента были перенесены в ту базилику‚ которая была вновь построена над руинами старой. Там они были помещены под алтарем‚ вместе с мощами св. епископа и мученика Игнатия Антиохийского (скончался в 110 г.). А в старой базилике‚ которая теперь вновь открыта для доступа в качестве нижней церкви‚ имеется фреска с изображением празднества перенесения мощей св. Климента‚ а также фреска с изображением спасения мальчика чудесным образом. Они обе восходят к Х в. По мнению многих современных ученых и археологов‚ св. великий князь Владимир‚ Креститель Руси‚ был крещен в баптистерии кафедрального собора Херсонеса‚ т.е. в непосредственной близости к основной части мощей св. Климента. В Корсуни же он вступил в брак с порфирородной византийской принцессой Анной. И сразу после этого великий князь‚ как сообщается‚ "взял с собой Настаса‚ херсонесского священника‚ а также мощи св. Климента и его ученика Феба и привез их в Киев". Как кажется‚ после того‚ как была построена Десятинная церковь в Киеве‚ Владимир‚ наряду "со всем прочим‚ что он привез из Корсуни–Херсонеса"‚ поместил в этом храме также и мощи св. Климента. По крайней мере до 1048 г. глава св. Климента еще определенно пребывала в Киеве. Это вытекает из дошедшего до нас Праздничного слова по случаю обновления Десятинной церкви при князе Изяславе (скончался в 1078 г.), где упоминается церковь‚ "в которой покоятся мощи св. Климента, принесенные св. Владимиром из Корсуни". Когда рукополагался новый митрополит (Климент Смолятич)‚ то Онуфрий‚ епископ Черниговский‚ в 1145 г. приводил следующие доводы: "3наю‚ что мы вправе рукоположить его. Как греки рукополагают десницею св. апостола Иоанна‚ так и мы содержим у себя главу св. Климента". А дальше начинается молчание источников. Скорее всего‚ мощи, как и многие другие святыни, были уничтожены после захвата Киева татаро – монголами в 1240 году. Почитание св. Климента сопрягает церкви Рима и Константинополя с церквами‚ возникшими в результате христианизации славянских народов. Оба славянских апостола Кирилл и Мефодий побуждают нас снова вспомнить об этом. Они вновь стали для нас‚ вместе с отцом монашества св. Бенедиктом‚ покровителями Европы. Да станут сии трое святых Климент‚ Кирилл и Мефодий также и ныне для нас‚ в том числе и для участников настоящей конференции, напоминанием и призывом‚ чтобы мы вместе строили общую для нас Европу‚ в которой уважалось бы греческое‚ римское‚ славянское и германское наследие культуры‚ народности и религии и в которой оно продолжалось бы ради блага всех народов на земле — "молитвами святых отец наших". Примечание: Этот доклад основан прежде всего на новой обширной диссертации‚ представленной на соискание степени доктора наук‚ отца – бенедиктинца нз Нидералтайха д – ра Иоганна Гофманна‚ Орден св. Бенедикта‚ под названием: "Наш святой отец Климент‚ римский Епископ в месяцеслове греческой Церкви"‚ Trieger theologische Studien‚ Nr. 54. Paulinus-Verlag, 1992.


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым