На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции/ Религиоведение на постсоветском пространстве. ИТ БГУ 21-22.02.1009

Градец Ольга Алексеевна
аспирант ГУИиИИ, г. Донецк, Украина

Проблемы и проблемные темы религиоведения начала XXI века в Украине

Нет нужды говорить, что после распада Советского Союза каждая из стран, теперь уже СНГ, столкнулась со стремительным ростом активности всевозможных религиозных систем. Но, вместе с тем, они столкнулись и с отсутствием государственного аппарата, регулировавшего эти процессы. Новые Конституции гарантировали свободу совести и вероисповедания, а на практике сформировать работающую модель государственно-церковных отношений оказалось не так просто. Одна из причин – элементарное отсутствие специализированных кадров.

Сегодня на постсоветском пространстве мы имеем без малого 10 (десять) продуктивных кафедр религиоведения. Каждая имеет свои достижения и заслуги, но, ни одна не может избежать того, что является «бесплатным приложением» для каждой науки – проблем и «белых» пятен в исследованиях и работе. Украина – специфический ареал религиозных традиций: полинациональная, поликонфессиональная, с уникальным законодательным кодексом – все это способствует ей быть самым крупным православным, протестантским и новорелигиозным государством Европы. Поэтому религиоведение в Украине имеет ряд проблем, которые, с одной стороны, уже решены мировым научным сообществом, а с другой – еще никогда не имели место быть. Остановимся на наиболее насущных и требующих немедленного решения.

Как ни прискорбно, но одна из наиболее серьезных проблем современного религиоведения – оторванность украинских кафедр от мировых религиоведческих (а иногда – и религиозных) процессов. Индивидуальное общение украинских и зарубежных религиоведов автор не считает фактом наличия активного сотрудничества, поскольку подобные контакты являются плодом личной инициативы отдельных исследователей. Как один из результатов такой оторванности – отсутствие качественной научной исследовательской литературы зарубежных авторов, отставание религиоведческой мысли в Украине. Ведь в интернете часто не найти даже прогрессивных, наиболее расхожих взглядов тех же голландской, немецкой, американской кафедр религиоведения.

Также удивляет существование до сих пор «совковской» системы сотрудничества опытных и молодых ученых. В частности, речь идет об отношениях научного руководителя и его ведомого. Жаль, но и сегодня молодые исследователи вынуждены проходить жернова цензуры и бюрократии, вследствие чего теряется не только новизна, но и актуальность их труда. Это, конечно, проблема, по большей части, системы образования, однако страдает, как ни банально, наука: достаточно много стоящих исследований, в лучшем случае, пылятся в архивах.

Самой неожиданной проблемой, с которой автору довелось встретиться совсем недавно, стала проблема терминологии и обособления религиоведения как отдельной науки. Для начала – о дефинициях. Наверное, это проблема не только украинского религиоведения – отсутствие в языке аналогов иностранных слов. Но речь не идет о правильном переводе понятий «фана» и «бака», «сат» и «йайалориша». Здесь мы говорим о специфике понимания философских терминов в религиоведении. Почему, когда, к примеру, в Сорбонне или в Йелле, профессор говорит о феноменологии религий, никому в голову не придет понимать ее согласно Гуссерлю или Хайдеггеру? Всем понятно, что речь идет о феноменологии И. Ваха, Г. ван дер Леува, М. Шелера. Наверное, объясняется все очень просто: к сожалению, в Украине религиоведение и сегодня остается частью философии, ее «служанкой», а не отдельной наукой со своей методологией, терминологией и гносеологией.

Здесь мы переходим ко второй части проблемы – места религиоведения в иерархии наук. Во всем мире она – отдельная, наука. Только не на постсоветском пространстве, в частности – в Украине. Религиоведам постоянно приходится отвечать на вопросы: что они изучают, какими методами пользуются и объяснять смысл каждого религиоведческого термина. Складывается впечатление, что украинское научное сообщество до сих пор живет за «железным занавесом» и под «стеклянным колпаком». Конечно, часто и сами религиоведы не знают, что они изучают и изучают ли. Самая распространенная проблема исследователей: отрыв от практики в теоретических изысканиях либо наоборот – увлекшись собственной реализацией божественных интенций, ученые забывают о необходимости наличия научной теоретической базы. Однако, с одной стороны – к счастью, количество подобных прецедентов заметно уменьшается. И связано это, в первую очередь, с тем, что выпускаемые квалифицированные кадры являются невостребованными в родном государстве. Другими словами, из-за отсутствия работы религиоведы выезжают за границу, устраиваются не по специальности, что, конечно же, влияет на количество абитуриентов и студентов, а, следовательно, – на развитие религиоведения в Украине.

Указанные проблемы – увы, только верхушка айсберга. Но если украинское научное сообщество желает не замечать, бороться с ветряными мельницами бесполезно. Однако, не смотря на «печальность» современного состояния религиоведения в который год уж постсоветской Украине, можно выделить целый ряд перспектив и тенденций его развития. Как было указано выше, Украина – уникальное государство, религиозная карта которого невероятно пестрая. Религиозные процессы, как правило, протекают достаточно бурно, с возникновением громких скандалов, жестких конфликтов и «взаимными анафемами». Психологические, культурно-исторические, диалектические причины и предпосылки этих и других явлений; феноменология, эпистемология, даже философия и социология религий – tabula rassa в отечественном религиоведении. Синкретические и экуменические процессы, новые религиозные течения и движения, особенности этнических и национальных религий на территории Украины – одни из самых актуальных тем исследований на сегодня. Причем это всемирно значимые проблемные вопросы. Не теряет своей актуальности и «восточный вопрос». Темы ислама, буддизма, индуизма который год не дают покоя европейской общественности. В этом случае Украина, как извечная буферная зона, выступает мощным генератором новых религиозных явлений, требующих изучения или хотя бы наблюдения. Религия никогда не статична, а в условиях глобализации – тем более.

Немного вернувшись к проблемам, отметим, что часто религиоведы неправильно используют индуктивный метод в исследованиях. Изучив малую часть феномена (или его отдельный аспект), они делают вывод обо всем процессе, игнорируя его динамику, изменчивость, какие-либо индивидуальные характеристики в целом и в частности. В связи с этим, само религиоведение должно быть процессом, не может существовать неактуальных тем. Поэтому фактически любая из возникших необходимостей наблюдать и изучать религиозное явление – проблемная тема исследования. Религиоведение XXI века в Украине призвано не просто сформировать новую модель государственно-церковных и межконфессиональных отношений, но сделать ее реально выполняемой и работающей. Не просто стать посредником-интерпретатором в теолого-философских дебатах научных кругов, но урегулировать и перевести в плоскость реального времени. Будем надеяться, что молодые ученые смогут реализовать не только свои исследовательские амбиции и решить задачи научного совета, но и действительно поспособствуют выходу украинского религиоведения на мировую арену.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым