На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции/ Свято-Михайловские чтения

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблемно-тематическое поле Пятых Свято-Михайловских Чтений «Православие и современность» (ноябрь 2008 г.)

Предлагаемые вопросы разбиты на два блока, касающихся, соответственно, внутрихрамовой деятельности верующих или их внутреннего делания и внехрамовой деятельности или внешнего делания.

Будем весьма признательны Вам за корректировку предложенных вопросов, дополнения и ответы на те из них, которые представляют для Вас особый интерес. Ответы на вопросы будут помещены в первом сборнике материалов Чтений, который планируется выпустить к их началу.


ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕГО, ВНУТРИХРАМОВОГО ДЕЛАНИЯ:


  1. Как правильно научиться сосредоточенной молитве?
  2. Как научитьсясохранять мирное состояние в сложных жизненных обстоятельствах?
  3. Каков оптимальный путь поиска ответа на возникающие вопросы духовной жизни при отсутствии духовника?
  4. Духовные, душевные и телесные болезни. Их лечение, последовательность лечения? Каковы пределы заботы христианина о телесном здоровье?
  5. Евхаристическая жизнь современного христианина (как часто следуют причащаться, подготовка к посту вообще, больного в частности; как сохранить дар Святого Причащения)?
  6. Польза и вредпаломничеств (духовники иные, неподъемные епитимии, духовный туризм)?
  7. Как должен православный человек действовать в пространстве СМИ ( TV , современная литература, периодика, фильмы, музыка)?. Степень вовлеченности, вреда и пользы, цели, ценности, принципы?
  8. Приходская община: опыт формирования. Каковы возможные пути преображения церковного прихода в церковную общину?
  9. Формы организации приходского общения и способы активизации участия мирян в жизни прихода в соответствии с их образованием, способностями, профессиональными умениями и навыками, жизненным опытом и особенностями личности.
  10. Каковым должно быть сочетание внутриприходской дисциплины, послушания в малой церкви – семье, а также трудовой дисциплины на мирской службе?
  11. Проблема кризиса института семьи. Может ли она быть решена материальными средствами и не лежит ли за ней надлом всего социально-культурного уклада нашего народа и базовых духовных жизненных ориентиров? Как сделать многодетную семью ядром нового традиционалистскопостиндустриального уклада? Как помочь матери троих и более детей стать полноценным участником общественно-государственной жизни и «лицом» общества? Нужно ли, по каким направлениям и как противостоять современному феминизму (карьера, секс, независимость женщины) и сатанизму, активно разрушающим Богом данный нам институт брака, семьи — малой Церкви? Семейное и церковное послушание, семейная и церковная иерархия?
  12. Проблема снижения числа принимающих постриг. Как способствовать правильному восприятию идеалов монашества в миру? Что может для этого сделать обычный православный приход?
  13. Проблема форм и методов работы православной воскресной школы . Какой должны быть оптимальная система многоступенчатого православного образования на базе внутрихрамовых приходов?
  14. Проблема семейного воспитания. Как и в каких формах лучше всего готовить современную молодежь к родительским обязанностям, учить девочку быть матерью, женой, а мальчика быть отцом и мужем.

ВОПРОСЫ ВНЕШНЕГО, ВНЕХРАМОВОГО ДЕЛАНИЯ:

ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ЭТИКА:

Христианская социальная педагогика (по концепции В. Медушевского) - всепроницающее начало в жизни общества. Социально-воспитательный эффект имеет всякая деятельность – хозяйственная, административно-управленческая, научная и художественная, (все мы – воспитатели друг для друга не только в семье и школе, но во всех сферах жизни).

Христианская социальная педагогика может стать необоримым противовесом антипедагогике апостасийного глобализма, как сила, центр, средоточие жизнедеятельности общества и человечества, последней своей целью имеющее воспитание людей для царствия Божия.

  1. Чему и как учить современную молодежь? Каким должно быть образование сегодня, если соотносить этот вопрос с волей Божией? Как должен действовать сегодня православный человек, работая в сфере образования (цели, ценности, принципы)?
  2. Ответственность учителя. На что он тратит жизнь, чему учит детей в свете сурового предостережения Господа о растлении «малых сих»? Как восстановить духовно-нравственную высоту профессии учителя?
  3. Проблема «научного образования» в современной школе. Какой науке мы должны учить молодежь? Возможно ли научное знание вне ценностей и морали? Не должны ли мы позаботиться о возможной трансформации системы образования и смене картины мира: с объектно-детерминистской на проектно-деятельностную, культурологически-смысловую? Может быть, в таком случае школьникам и студентам сегодня нужно давать не только классические научные знания, а учить их как проектировать благотворные системы («природа-общество-человек») и творчески созидать будущее? Может быть, пора сместить акцент с научной подготовки на методологическую и инженерно-техническую, учить молодежь проектированию, конструированию, многим другим типам деятельности и мышления? Не пришла ли пора учить молодежь тому, как использовать и применять научные знания, но опираться при этом на духовно-нравственные принципы, правила, ценности? Может быть, нужно учить не столько научным знаниям как таковым, сколько принятию решений в проблемных ситуациях, которые не имеют однозначно истинного, единственно-правильного ответа, учить выбору решения, с опорой на ряд критериев, и, прежде всего, с учетом духовно-нравственных принципов?
  4. Проблема художественного воспитания в современной школе. На каких путях? Быть может: преображающее начало благочестивой классической музыки как средство воспитания духовности? Духовно-нравственное образование средствами искусства? Преображение личности путем приобщения к духовным ценностям искусства?
  5. Проблема тотального сокращения предметов искусства в содержании образования белорусской школы. К чему это приведет?
  6. Проблема воспитания детей и молодежи в условиях постсоветского общества (крах коммунистической идеологии, глобализация, информационное общество). Должно ли воспитание быть воспитанием человеческой души, воссозданием «образа Божия»? Что мы можем противопоставить массовой потребительской культуре - успеха и прибыли, денег, развлечения, секса, «свободы», «прав человека», — воспитывающей наших детей, помимо нашей воли, интенсивно, везде и всегда? Как сегодня должно выстраивать систему воспитания на традиционных (православных) ценностях нашей цивилизации? Как уйти от искуса предметно и в форме знаний преподавать детям мораль и психологию личностного и духовного развития? Как избежать воспитания посредством плановых досуго-развлекательных мероприятий? Как выстроить систему воспитания через вовлечение детей и молодежи в реальные серьезно-ответственные и социально-эффективные дела, поступки и события? Как избежать игрушечности и школярства, не способных конкурировать с привлекательными идеалами «свобод» массовой и молодежной субкультур?
  7. Проблема патриотического воспитания . Как и в каких формах сегодня возможно и необходимо реализовывать патриотическое воспитание (деятельные клубы, летние лагеря, клуб любителей музыки…)? Весь строй образования должен быть направлен на духовное созидание? Каков опыт духовного воспитания молодежи через приобщение к историческим корням народа?
  8. Каков опыт создания и реализации проектов духовно-нравственного возрождения нашего Отечества, ориентированных на духовную и социальную включенности в них молодежи?
  9. Проблема научности дарвинизма и доминирования эволюционистской точки зрения на происхождение жизни, видов, человека в школьных учебниках . Не пришла ли пора после всего того, что сделано учеными-креацианистами, дать альтернативную и более убедительную с научной точки зрения гипотезу – о сотворении жизни, видов и человека Богом? Как?
  10. Проблема массового сквернословия. Что можно изменить в школьном образовании, в частности, в преподавании языка и литературы в школе, чтобы повлиять на ситуацию массового сквернословия в среде молодежи? Что можно сделать для решения этой проблемы в семье, обществе? Как привить школьникам любовь к чтению классической литературы? Как научить их ценить красоту и грамотность слова?
  11. Каков духовный смысл одежды в жизни школы, семьи, общества?

ЦЕРКОВЬ И НАУКА:

Истинная наука должна опираться на христианские ценности.

  1. Как должен сегодня православный человек действовать в сфере науки (цели, ценности, принципы)?
  2. Как реализовывать принцип «не навреди» и не производить «заказной» фиктивно-демонстративный, по сути, псевдонаучный продукт?
  3. Не потерпел ли крах проект секулярного модернистского просвещения и обустройства жизни посредством «чистого научного разума»?
  4. Не утеряла ли наука великую тайну и открытие христианства – личность и свободу воли? (Проблема включения в целостную картину мира самого человека и его «свободной воли» как фактора изменения и преображения реальности).

ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА:

Православие и возвышающая культура . Подлинная культура – духовно-созидательна, системно-иерархична, воспитательно-значима, бережливо-памятлива, национально-самобытна. (Критерии В.Троицкого).

  1. Как должен сегодня православный человек действовать в пространстве культуры (цели, ценности, принципы)? Как противостоять апостасии и антихристианскому наступлению в сфере культуры?

Внехрамовая область церковной жизни и культуры. Церковно-внехрамовая (светская) область жизни Церкви - место исполнения заповедей Божиих – необходима для спасения людей. Здесь должна быть задействована великая воспитательная сила культуры и необходимость поддерживать в культуре и жизни горение света, веры, могучей любви. Отказ от участия в светских (церковно-внехрамовых) сферах жизни Церкви – теоретическая ошибка, ведущая к реальному предательству дела Христова на земле. Основная задача всех деятелей культуры – «поднимать дух общества, раскрывать христианские основания культуры традиции, воспитывать общество в направлении Христовой Божественной любви, вдохновляя их своим собственным примером бескорыстного жертвенного служения» (В. Медушевский).

  1. Воцерковление культуры — возможность или необходимость?
  2. В чем сегодня может быть миссия православного писателя, художника, композитора, музыканта, артиста, журналиста, библиотекаря, веб-дизайнера и т.д.?
  3. В чем сегодня состоят особенности и трудности вовлечения представителей официальных учреждений и организаций (сфера управления) в соборное делание духовного просвещения? Каков опыт решения данной проблемы?
  4. Каковы возможности и пути противостояния активным видам угроз в современном мире (информационная война, культ потребления и массовая культура, ювенальная юстиция, игромания и новые виды зависимостей)?
  5. Необходимы ли разработки концепций духовной и интеллектуальной безопасности?
  6. В чем состоит личная ответственность и доброделание христианина в сфере культуры?
  7. Каковы возможности культуры в решении проблемы массового сквернословия ? Ведь деградация языка — деградация мышления — деградация культуры — деградация личности! Как объяснить невоцерковленному человеку вред сквернословия? Что могут сделать СМИ и государство?
  1. Существует ли проблема современного героя в СМИ? (Почему и как случилось, что героями стали актеры и эстрадные исполнители, реже – спортсмены? Где педагоги, медицинские работники, рабочие, крестьяне, ученые, художники и творцы, мастера в сфере классического направления в искусстве, священники? Почему и когда произошла плейбоизация культуры (термин Л.Ларуша)?
  2. Каково возрастание духовного смысла и общественной значимости символики, геральдики в современной жизни?

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО: МЕДИЦИНА, ПРАВО…

Медицина:

  1. Каковы пути развития православно-ориентированной медицины?
  2. Как должен сегодня православный человек действовать в медицине (цели, ценности, принципы)?
  3. Почему так сильна игровая зависимость от электронных игровых автоматов? Какова должна быть стратегия общества и Церкви по профилактике и минимизации последствий игромании?
  4. Проблема: компьютер, интернет и наши дети. Как оградить детей от деструктивных компьютерных игр? Как оградить их от искушений и соблазнов, которыми переполнен Интернет?

Социальная жизнь:

  1. Проблемы современного Права и Священное Писание.
  2. Кто есть человек? Творение от зачатия? Тогда на него распространяется право на жизнь от зачатия.
  3. Проблема абортов. Какие Вы видите пути и средства законодательного продвижения, научной и социально-культурной аргументации в пользу отмены социальных показателей для абортов?
  4. Проблема «прав человека» . Право человека на жизнь, право на воспитание, право на ответственность. Что может и должно Православие противопоставить либеральной концепции «прав человека»?
  5. Защита детей от насилия в семье или технология разрушения семейного воспитания? Почему родители на Западе перестают любить детей и боятся их наказывать, к каким последствиям для детей это приведет? Не нарушается ли здесь пятая заповедь Библии о почитании родителей?
  6. Должны ли мы заимствовать западную ювенальную юстицию или искать собственные пути решения проблемы?
  7. Проблема гарантий сохранения и защиты человеческой жизни в условиях распространения репродуктивных и генных технологий.
  8. Проблема единства усилий человекосозидательных отраслей в деле сбережения святости человеческой жизни: оберегающая здравосозидающая медицина, развивающее и воспитывающее образование, преображающая наука на основаниях православной этики.

МИССИОНЕРСТВО:

В чем именно заключается личная миссионерская ответственность каждого члена

  1. Церкви сегодня?
  2. Миссионерство на работе. Как не стать антимиссионером? Каковы здесь стратегические и тактические цели и ориентиры?
  3. Миссионерство в семье, среди родных и близких. Как не стать антимиссионером? Можно ли сочетать мягкость и настойчивость? Каковы здесь стратегические и тактические цели и ориентиры?
  4. Какие возможны сегодня формы личного благого делания православного христианина в жизни общества?
  5. Какие современные формы творчества можно использовать для миссии в молодежной среде?
  6. Какие новые сферы общения и распространения проповеди христианства необходимо осваивать?
  7. Пастырско-миссионерская традиция: опыт изучения, освоения, применения.
  8. Каким Вы видите образ современного миссионера? Какими качествами он должен обладать?
  9. Как на Ваш взгляд осуществляется миссия освящения и обновления мира в современных условиях?
  10. Миссионерство как свидетельство в повседневности: возможность или реальность?
  11. Проблема детей-сирот и детей из неблагополучных семей. Как лучше всего помогать этим детям? В чем они нуждаются более всего? Что может сделать для них Церковь? Что могут сделать для них православные приходы и общины?
  12. Как может церковная община помогать людям – инвалидам, желающим принимать участие в жизни прихода (по мере возможности, в зависимости от характера и степени заболевания)?
  13. Духовный смысл одежды в учебной , служебной, повседневной и церковной жизни.

Согласовано 4.07.2008г.

Его Высокопреосвященством Феодосием,

Архиепископом Полоцким и Глубокским




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым