На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

ИСКУССТВА/ПУБЛИКАЦИИ

Густова Л.А.,

кандидат искусствоведения,
доцент БГУ культуры и искусств
автор проекта и художественный руководитель проекта
Международный фестиваль Православных Песнопений

Пение всеумиленное…(вступительная статья к нотному сборнику песнопений Ирины Денисовой)


История музыкально-певческой культуры Православной Церкви развивается тысячелетия. Сменяют друг друга стили певческого исполнения богослужебных песнопений, манера звукоизвлечения, нотация. И как все явления богослужебного мира, богослужебное музыкально-певческое искусство сохраняет в настоящем прошлое, совмещая в одном мгновении прошедшее и происходящее, являя переживание в реальности сегодня и сейчас того, что происходило и тысячу, и две тысячи лет назад.

Так, стоя в Великую Пятницу у плащаницы, кто из нас реально не переживает ужас, необратимость и безысходность происшедшего на наших глазах страшного преступления. И весь этот жуткий день кого из нас не преследует мысль: а как же Матерь, Мама Бога распятого, которая знает, что Сын воскреснет, и верит, что обязательно воскреснет, – как Она может все это пережить? «Увы мне, Чадо мое! Увы мне, Свете мой! И Утроба моя возлюбленная! Симеоном предреченное в церкви здесь сбывается. Мое сердце оружие пройде!» – поет Церковь в этот день, повторяя слова страдающей Матери.

А на следующий день Страстной (страшной!) седмицы, в Великую Субботу, ежегодно вся природа – будто мертвая. Да-да! И ветер как мертвый, и солнце абсолютно неживое испускает неживые лучи и деревья как мертвые – прислушайтесь! Даже весенний ток сока в них приостанавливается. И время в этот уже не столько страшный, сколько никакой день приостанавливается, что бы ровно в полночь вновь начать свой бег в вечность. И Церковь в этот день призывает: «Да молчит всякая плоть человеческая!» И мы молчим, застыв внутренне, но знаем, что это ненадолго. Христианское сердце отбивает ритм: «Христос воскреснет! Скоро воскреснет!» Мы уже живем ожиданием, вся душа полна этим ожиданием Воскресения, ожиданием начала нашей спасительной Пасхи Господней.

И как мы торжествуем Воскресение Спасителя!! Ведь действительно, это мы с вами, ошеломленные, стояли вместе с Марией Магдалиной и другими женщинами у отверстого гроба. И Ангел, сидящий на камне, и нам произнес: «Что ищете живого с мертвыми?». Но прошлое, такое настоящее в настоящем, все-таки живет уже и в будущем. Ведь нас не обманул предрассветный туман, мы с Вами сразу узнали Христа, сразу возгласили: «Христос воскресе из мертвых!» И ежегодно эта Пасхальная радость – самое реальное переживание, самое непреходящее и неизменное из всех жизненных переживаний.

Вот так в современной Православной Церкви прошлое живет в настоящем, а настоящее прозревает будущее. И «пение всеумиленное» в той или иной форме приносит каждое поколение христиан Богу, Божией Матери и всем святым. И вечные слова остаются в каждой эпохе такими простыми и доступными, такими нужными и важными, выражающими именно твою печаль, твою радость, твою надежду.

Нотный сборник православных богослужебных песнопений регента Свято-Петро-Павловского собора г.Минска И.В.Денисовой «Пение всеумиленное» включает в себя песнопения Божественной Литургии и Всенощного бдения, а также паралитургические песнопения.

Нотный материал изложен в простой 4-х голосной гармонии с эпизодическим применением divizi в некоторых партиях. Использование преимущественно среднего регистра в звучании голосов, плотная фактура, изложение мелодической линии большинства песнопений в терцовом удвоении делает эту музыку пригодной для исполнения обычными клиросными хорами.

В настоящее время клиросные библиотеки испытывают дефицит нотно-музыкального материала, написанного современными авторами. И, несмотря на то, что превосходные песнопения, созданные в XIX в. такими мастерами как А.Кастальский, П.Чесноков, А.Архангельский и проч. никогда не устареют и всегда будут своевременны и любимы клиросными хорами, необходимо признать, что уровень исполнительского мастерства таких хоров чаще всего оставляят желать лучшего и произведения классиков православной музыкально-певческой культуры остаются недоступными для большинства клиросов.

Песнопения сборника «Пение всеумиленное» несложные, очень мелодичные и лирические. Автор музыки максимально стремится к совершенству голосоведения, каждый голос в партитуре звучит удобно и красиво.

Ценность сборника состоит в том, что музыка песнопений, изложенных в нем простые, доступна для осознания современным регентом и певчим, для переложения и для исполнения более или менее обученным хором.

И.Денисова в музыке предложенных песнопений выступает продолжателем романтических традиций русских композиторов, а конкретно, С.В.Рахманинова. Возможно, для молитвенного духовного подъема эта музыка несколько картинна и чувственно-изобразительна, но она носит ярко выраженный миссионерский характер. Для современного человека, часто не знающему духовной жизни, не следующему духовным традициям, не имеющего ни духовного опыта, ни духовны знаний, музыка И.Денисовой становится настоящим открытием и первым шагом к познанию духовного мира.

В белорусском православном богослужебном музыкально-певческом искусстве нотный сборник белорусского автора, предназначенный для клиросного употребления, издается впервые. Будем надеяться, что некоторые из лучших песнопений И.Денисовой со временем вытеснят из клиросной практики мелодии, напоминающие мелодии польки или марша, которые так часто звучат сегодня на левом клиросе, нарушая благочиние Православного богослужения.

Сборник «Пение всеумиленное» представляет ценность ввиду его возможно широкого практического применения. Песнопения, составляющие сборник написаны для разных составов исполнителей. Сборник может быть использован как в клиросной, так и в светской исполнительской практике. Причем именно подобного рода песнопения будут уместны и востребованы в различных фестивальных и концертных программах, в которых в настоящее время нередко участвуют и светские, и церковные хоры, выполняя миссионерскую и просветительскую функцию по завету свв.апостолов. Для светских исполнителей песнопения сборника помогут обогатить репертуар лирической и мелодической музыкой современного белорусского автора. Эти факты ставят данный сборник в число работ, требующих обязательной публикации.

Опубликовано: Денисова И. Пение всеумиленное: сборник песнопений. – мн: Изд-во Елисаветенского монастыря, 2002.– С.3

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым