На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
При поддержке: Транспортировка умершего человека


ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
О ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ
В МИНСКОЙ ЕПАРХИИ

Минского уезда

1. Минская Чудотворная икона Богоматери.

Она находится в Минском кафедральном Петропавловском соборе. Икона эта поставлена была В. К. равно-апостольным Владимиром В. в Киевской Десятинной церкви и находилась там более 500 лет. Во время набегов татарских, в XV веке, при разграблении г. Киева, она брошена была татарином, по снятии с ней украшений, в р. Днепр и чрез несколько времени явилась в г. Минске на реке Свислочи против замка, где, по необыкновенному сиянию примеченная жителями города, 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет. Отсюда, по распоряжению униатского митрополита И. Рутского, 1616 г. перенесена в монастырскую св. Духовскую церковь, что ныне кафедральный собор. 1852 года усердием православных христиан она облечена в новую серебряную ризу. Стебельский читал описание чудес от сей иконы, составленное иеромонахом Ольшевским; по его мнению икона эта писана св. евангелистом Лукою. (Zywoty st. Eufr. i Parasс. Т. I. st. 112. X. I. Stebel ).

На иконе этой находится надпись, содержащая краткую ее историю; пред нею, после всякой литургии с коленопреклонением поется Богородичный тропарь: "под твою милость прибегаем" и проч.

2. Местночтимая чудотворная Крупецкая икона Богоматери.

Она находится в Крупецкой Покровской церкви, приписной к Минской Екатериновской церкви. 1860 года усердием православных христиан она облечена в серебряную позолоченную ризу. О явлении и чудесах ее не сохранилось записей. По местному преданию многие больные, молившиеся здесь, получили исцеление от разных болезней.

3. Местночтимая чудотворная Ново-Сверженская икона Богоматери.

Она находится в Ново-Сверженской Успенской приходской церкви. Она явилась около 1500 года в лесу на дереве на том месте, где построена каменная Успенская церковь. В сей церкви 1638 г. 22 марта, во время крещения одного младенца, на вопрос священника: "веруешь ли во Христа", вместо восприемника, кальвиниста, отвечал сам младенец "верую". История явления и чудес сей иконы содержится в книжке, на Польском языке, напечатанной в Несвиже 1754 г. настоятелем бывшего Ново-Сверженскаго монастыря Иннокентием Ясткевичем; один экземпляр этой книжки находится в Минской семинарской библиотеке.

4. Местночтимая Горуциская чудотворная икона Богоматери.

Она находится в Старжинской Петропавловской приходской церкви. Сюда перенесена 1851 года из приписной Петропавловской Горуциской, запечатанной по ветхости. О явлении и чудесах сей иконы не сохранилось записей. По местному преданию один ослепший помещик молившийся пред этою иконою, получил от Бога иселение от глазной болезни и в благодарном чувстве благоговения к Богоматери украсил эту икону серебряною ризою.

5. Местночтимое чудотворное Витовецкое резное деревяное изображение Спасителя.

Оно находится в Витовецкой Преображенской церкви, приписной к Городыской Николаевской приходской церкви. О явлении и чудесах его нет записей. По местному преданию многие больные, молившиеся здтесь, получили исцеление от разных болезней.

6. Местночтимая чудотворная Литвянская икона Богоматери.

Она находится в Литвянской Рождества-Богородичной приходской церкви. О явлении и чудесах сей иконы записей нет. По местному преданию икона сия осталась невредимою во время пожара, бывшего в церкви, и многие больные, молившиеся здесь, получили исцеление от разных болезней.

7. Местночтимая чудотворная Раковская икона Богоматери.

Она находится в Крестовоздвиженской церкви, близ местечка Ракова, приписной к Раковской Преображенской приходской церкви. По местному преданию она явилась одному слепому и больному жителю м. Ракова в лесу на источнике. 1737 г. униатский митрополит Афанасий Шептицкий снаряжал коммисиюо для изследования подлинности чудес от сей иконы и дозволил построить новую церковь на месте явления иконы. Князь Казимир Сангушко, для расширения погоста церковного 1711 г., дал морг земли и в записи своей называет сию икону чудотворною. В новолунные недели летом бывает крестный ход в Крестовоздвиженскую церковь, из Раковской Преображенской.

Пинского уезда

1. Чудотворная Купятицкая икона Богоматери.

Купятицкая чудотворная икона Богоматери, находящаяся ныне в Киево-Софийском соборе, имеет на себе надпись 1182 года. Празднование ей 15 дня ноября. Первоначально она явилась в яеобычайном свете, на дереве, некоей девице Анне из села Купятич, пасшей стада своего отца. Отец ея Василий с другими соседами своими, построил малую церковь на месте явления иконы, в которой она находилась до нашествия Татар, разоривших и сожегших село и церковь Купятицкую. Во время пожара чудотворная икона уцелела и скрывалась под пеплом, всеми забытая, до тех пор, пока вторично не явилась некоему богомольцу Иоакиму, путешествовавшему по святым местам и возвращавшемуся из Иерусалима чрез Полесье. Пилигрим этот не осмелился взять с собою явившейся ему светоносной иконы, а объявил об ней жителям Купятицким, которые с радостью приняли весть о вторичном явлении чудотворной своей иконы, и на прежнем месте построили церковь (около ста лет пред явлением чудотворной иконы Жировицкой), где она находилась до времени перенесешя ея в Киев в половине XVII века, бежавшею туда, по причине гонения на православных, братиею бывшаго Купятицкаго монастыря. Чудеса, бывшия от сей иконы и описанныя Купятицким игуменом Иларионом Денисовичем у Кольнофойскаго суть следующия:

1) Исцеление одного жителя Купятицкаго, участвовавшаго в строении церкви после перваго явления сей иконы.

2) Спасение от потопления пилигрима Иоакима, переправлявшагося чрез реку Ясёлду.

3) Извержешние из гроба и церкви мертваго тела некоей княжны, вопреки откровению, погребенной в Купятицкой Введенской церкви. Со времени этого чуда вошло в обычай не вносить в сию церковь мертвых тел.

4) 1617 г. Спасение от насильственной смерти одного Купятицкаго пономаря, ходившаго ночью в церковь за книгою, котораго хотел убить какой-то вор, наказанный за свое намерение омертвением рук, но помилованный за раскаяние и исцеленный Богоматерию. В последствии, совратившись с пути покаяния, он пойман был в обворовании церкви Молодовской и казнен смертно.

5) 1627 г. Насильственная смерть одного монаха Вениамина от облагодетельствованного им человека, за дерзское скоблеше ножем чудотворной иконы, для дознания из какого материала она сделана.

6) Исцеление больнаго Маскевича, судьи Пинскаго, разбитаго параличем, во время самаго молебствия пред чудотворною иконою о его здравии и спасении.

7) 1624 г. Тяжкая болезнь и смерть Павла Войны, делавшаго предметом шуток чудотворную Купятицкую икону.

8) 1631 г. Исцеление от смертоносных ран Пинскаго обывателя Саввы Козляковскаго.

9) 1629 г. Чудесное возжеше свечи пред чудотворною иконою ночью пред днем введения во храм Пресвятыя Девы.

10) 1630 г. Исцелеиние больной Марины, жены Пинскаго замковаго гайдука, оставившей в церкви восковой знак в память сего чуда.

11) 1631 г. Исцеление отрока Павла, ушибшагося до полусмерти при падении с высоты на кирпичный пол.

12) 1632 г. Исцеление одного больнаго жителя Пинска го увзда, Пласковицкаго, оставившаго в церкви восковой знак в память сего чуда.

13) 1632 г. Исцелете сумасшедшей Марины Токаржевской-Петровской.

14) Пение ангельское "слава в вышних Богу" в церкви, слышанное одним благочестивым жителем Купятицким.

15) 1633 г. Исцеление Павла Дзевалтовскаго, наказаннаго от Бога болевзнью за неудовольствие на проповедника иеромонаха Купятицкаго, обличавшаго грехи, в которых чувствовал себя Дзевалтовскхй виновным. Он прислал восковое изображение руки в память сего чуда.

16) 1633 г. Исцеление некоей больной Ивановой-Почуйковой, Пинской жительницы.

17) Исцеление малолетнаго сына Пелагии Трушковой, страдавшаго болезнию, похожею на беснование.

18) Исцеление больнаго Тимофея Нелиповича, жителя села Городища, для избавления от болезни, по соввту одной благочестивой женщины, постившагося 9 пятниц и приходившаго на поклонение Купятицкой чудотворной иконе.

19) 1634 г. Исцеление больнаго семейства одного жителя села Ставка, Пинскаго увзда, кроме главы семейства, скончавшагося мучительною смертно за неверие явлению Богоматери молившейся жене его.

20) 1636 г. Исцеление одной больной женщины Макарихи из села Купятич.

21) 1635 г. Исцеление больной Марины Ивановой Богдановой.

22) 1636 г. Исцеление одного бесноватаго, приведеннаго в Купятицкую Николаевскую церковь.

Далее Кольнофойский замечает, что было и более чудес от Купятицкой иконы; но письменных сказаний об них не сохранилось.

2. Чудотворная Новодворская икона Богоматери.

Она находилась прежде в Новодворской Успенской приходской (помонастырской) церкви. Она писана св. митрополитом Всероссийским Петром, во время жительства его в Волынской земле, в устроенном от него монастыре на урочище, именуемом Новом-Дворце. Ныне св. икона эта находится в заштатном Суражицком мужеском монастыре Черниговской епархии. Празднование ей 20 декабря. (Изображ. икон Пресв. Богородицы. Москва 1848 г.)

1677 г. св. Димитрий Ростовский был в Новом-Дворе для поклонения чудотворной иконе. В бытность его в Новом-Дворе, Белорусский епископ Феодосий Василевич, с многочисленным духовенством, перенес чудотворную икону из старой церкви в новую и совершившияся во время крестнаго хода чудеса были оглашаемы Цеперским игуменом Никодимом (Диариуш Д. Ростовскаго).

3. Местночтимое чудотворное Лещинское разное деревяное изображение Спасителя.

Оно находится на горнем месте в Лещинской приходской (помонастырской) Успенской церкви. Об нем в записях бывшаго монастыря Лещинскаго говорится, что прежде оно находилось в часовне, бывшей на кургане в италианском саду князей Вишневецких, а ныне помещика Александра Скирмунта. Во время пожара, произведеннаго в г. Пинске шведскими войсками, сгорела часовня, но изображение Спасителя осталось невредимым и по просьбе благочестивых людей 1765 г. перенесено в церковь Лещинскаго монастыря (Архив б. Лещин. Мон.).

4. Местночтимая чудотворная Вольковская икона молящагося (страждущаго) Спасителя.

Она находится в сель Вольке, в Покровской деревянной церкви, приписной к Мороченской Параскевинской церкви. При Волянской церкви хранится рукописное на польском языке описание 37 чудес, с 1786 по 1832 год, бывших от сей иконы, составленное, вероятно, местными священниками.

Примечание. 1659 года княгиня Мария, дочь Молдавскаго господаря, жена Януша Радзивилла, в завещании своем записала 500 зл. польск. на неугасаемую лампаду пред чудотворною Плотницкою иконою Богоматери; но ныне неизвестно, где эта икона находится.

Борисовскаго уезда.

1. Местночтимая чудотворная Каменская икона Богоматери.

Она находится в Каменской Преображенской деревяной церкви. По местному преданию она находилась прежде в бывшей Николаевской церкви, в 1812 году сожженной Французскими солдатами и осталась невредимою; найденная здесь она перенесена была в бывшую приходскую церковь, а 1841 г. в нынешнюю приходскую Преображенскую церковь.

2. Местночтимая чудотворная Оссовская икона Богоматери.

Она находится в Оссовской Покровской приходской церкви. Записей об ней не сохранилось. По местному преданию заступлеием Богоматери побеждены отряды: Монголов, Турков и Шведов, сражавшихся с Русскими и с Польскими войсками в недальнем разстоянии от бывшей Оссовско Дедзиловской церкви, в которой эта икона прежде находилась.

Слуцкаго уезда.

1. Чудотворная Старчицкая икона Богоматери.

Она находится в Старчицкой Петропавловской приходской (помонастырской) церкви. Во время пожара 1738 года, испепелившаго Старчицкий монастырь, погибло описание многих чудес от сей иконы. В бумагах архива Слуцкаго св. Троицкаго монастыря упоминаются только слдующия чудеса.

1) Внезапная смерть от падения с лошади Слуцкаго эконома Якова Пакоша, кальвиниста, не хотевшаго вместе с другими доехать до места явления Богоматери, для изследования истины чудеснаго явления Богоматери одному поселянину, и называвшаго весть о сем явлении бабьими сказками. В память сего чуда поставлен был крест за Иваньскою плотиною на холме.

2) Исцеление некоей слепой женщины, при основании Старчицкой церкви.

3) Невредимость церкви вовремя пожара 1738 года, истребившаго близкия к ней братския кельи. Самый пожар почитали современники наказанием за картежную игру в монастыри.

В келейной лтописи св. Димитрий Ростовский говорит, что 1678 г. 14 июля он был в Старчицах (Старожице), для поклонения чудотворной иконе Богоматери, где во время литургии, в воскресный день исцелились 2 больные головною и глазною болзнию, 1 бесноватый, 1 женщина от внутренней болезни и 1 глухая женщина.

Св. Димитрий Ростовский 1678 года 22 сентября опять был в Старчицах (Старожице) для поклонения чудотворной иконе, от которой, по его словам, в 20 недель совершилось 76 чудотворений (Диариуш Д. Ростовск.).

2. Местночтимая чудотворная Говезнянская икона Богоматери.

Она находится в Говезнянской св. Иоанновской приходской церкви, построенной на месте явления Богоматери некоему поселянину Григорию и двум поселянкам Анне и Раине; сюда перенесена по особенному на то откровению из бывшей Говезнянской часовни. При Говезнянской церкви находится рукописное описарие чудес, бывших от сей иконы с 1692 по 1828 год, составленное вероятно местными священниками.

Примечание. В бумагах Архива Минской Духовной Консистории упоминаются чудотворныя иконы Богоматери, находившияся в Слуцкой замковоий и вТерейковской Св. Духовской бывших церквах; но неизвестно где ныне эти иконы находятся.

3. Местночтимая чудотворная Клецкая икона Богоматери.

Она находится в Клецкой Воскресенской каменной церкви; сюда перенесена из бывшей Покровской деревяной церкви. О явленш и чудесах сей иконы нет записей. По местному преданию Шведы ставили лошадей своих в Покровской церкви; за это они были наказаны от Бога тем, что немогли вывесть лошадей из церкви и, застигнутые здезсь неприятелем, все погибли в сражении.

4. Местночтимая чудотворная Подлеская икона Богоматери.

Она находится в селе Подлесье, в Св. Духовской деревяной приходской церкви. Записей о чудесах от сей иконы не сохранилось. По местному преданию она явилась на камне подле креста, стоявшаго близ дороги из села Подлесья в деревню Заритов, некоторой проходившей здесь и прозревшей слепорожденной девице. На мести явления построена была на-скоро жителями Подлескими деревяная часовня. Мстиславский воевода Георгий Сапега, во время тяжкой болезни дал обет построить здесь церковь, и, выздоровев, ходил на поклонение сей иконе Богоматери, потом построил деревянную церковь и на содержание ея причта записал 3 уволоки земли. На польском языке есть гимн в честь сей иконы, неизвестно кем сочиненный.

5. Местночтимая чудотворная Забельская икона Богоматери, писанная на воловьей коже.

На ней по сторонам изображены еще свят. Николай, животворящий крест, св. праведные Иоаким и Анна, св. Елисавета и св. Апостолы.

Она находится в Забельской Успенской церкви. По местному преданию икона эта написана во время скотскаго падежа, по особому на то повелению Богоматери, явившейся во сне некоему поселянину.

Мозырскаго уезда.

1. Местночтимая чудотворная Конковицкая икона.

Она написана на медном листе - на одной стороне Богоматерь с младенцем, а на другой иерукотворенный образ Спасителя.

Она находится в Конковицкой Рождества-Богородичной церкви, приписной к Петриковской Воскресенской церкви. По местному преданию она явилась на липовом дереве близ колодезя, находящегося внутри церкви, в котором совершается водосвятие в праздник Успения Богоматери.

2. Местночтимая чудотворная Васьковская икона Богоматери.

Она находилась прежде в Васьковской Крестовоздвиженской церкви, приписной к Мелешковицкой Рождества-Богородичной церкви Мозырскаго уезда, а ныне находится в Ельской Троицкой приходской церкви того же уезда. Около 1760 г. Мелешковицкий крестьянин Иван Дидько, в позднее вечернее время, отыскивая заблудших волов своих на острове Васькове, нечаянно на холме, покрытом лесом, близь колодезя, на грушевом дереве увидел икону Богоматери с младенцем Иисусом в необыкновенном Сиянии. Мелешковицкий помещик Казимир Оскерко, узнав о явлении сей иконы, построил первоначально часовню, а потом доныне существующую Крестовоздвиженскую церковь на месте явления иконы, в которой она находилась до перенесения ея, по распоряжению Минскаго гражданскаго губернатора Сулистровскаго, в Ельскую Троицкую приходскую церковь, а в Васьковской церкви остался только список с чудотворной иконы, сделанный в большем размере против подлинника. Как в Васьковскую, так и в Ельскую церковь богомольцы собираются в неделю Фомину и в первыя недели после новолуний. С 1773 по 1787 год чудеса, совершившияся над больными от иконы Васьковской, описаны в рукописной книге на польском языке, хранящейся в архиве Мелешковицкой Рождества-Богородичной приходской церкви, составленное, вероятно, местными священниками.

Речицкаго уезда.

1. Местночтимая чудотворная Белосороцкая икона святителя Николая.

Она находится в Белосороцкой Николаевской приходской церкви. По местному преданию икона сия находилась в церкви бывшаго здесь монастыря, приписнаго к Киево-Печерской лавре. Монастырь когда-то сгорел, а икона св. Николая найдена невредимою на грушевом дереве. Жители деревни Довлядов, нашедшие эту икону, построили здесь часовню, в которой ее поставили. Во время пожара, истребившаго окружавший часовню лес, стены ея закоптели, но она осталась невредимою. Слух об этом чуде привлекал сюда многих богомольцев и в числе их некоего Литовскаго купца, получившаго здесь исцеление от глазной болезни, и с разрешения Киево-Печерскаго архимандрита, построившаго здесь Николаевскую церковь. Во время унии, митрополит униатский Флориан Гребницкий около 1750 г. наряжал коммисию для изследования подлинности чудес от сей иконы и удостоверенный коммисею разршил построить новую церковь и сделал ее приходскою, в которую перенесена 1752 г. из часовни чудотворная икона святителя Николая.

При церкви хранятся записи 1799 года бывшаго здесь священника Григория Драгоницкаго, в которых он описал более 10 чудес, с 1791 по 1799 год бывших от сей иконы св. Николая.

Примечание. В бумагах бывших Брагино-Селецких монастырей упоминаются чудотворныя иконы Богоматери, находивппяся в Брагино-Селецкой и Студзионской бывших церквах; но неизвестно, где ныне эти иконы находятся (Арх. Ляд. Благов, монаст.).

Бобруйскаго уезда.

1. Местночтимая чудотворная Казимировская икона Богоматери.

Она находится в местечке Казимирове в Успенской церкви, приписной к Поболовской Петропавловской приходской церкви. В бывшем здесь монастыре хранилась книжка, заключавшая в себе описание чудес, бывших с 1720 по 1764 год от сей иконы Богоматери, неизвестно где ныне находящаяся.

2. Местночтимая чудотворная Горбацевицкая икона Богоматери.

Она находится в местечке Горбацевичах в Ризоположенской Богородичной церкви. Бывшее описание чудес от сей иконы Богоматери в 1812 году, вместе с прочими документами, затеряно. По местному преданию она явилась, за 200 лет тому назад, некоему поселянину Колтуну, на липовом дереве в лесу, на том самом месте, где ныне существует Ризоположенская церковь.

3. Местночтимая чудотворная Пархимовицкая икона Богоматери.

Она нходится в Пархимовицкой Рождества-Богородичной церкви, приписной к Иоанно-Предтеченской Бортницкой приходской церкви. По местному преданию, в давния времена, какой-то старик, по имени Парфений, нашел в лесу на березе малую икону Богоматери и по чувству благоговения к найденной святыне построил здесь хижину и поместил в ней св. икону, снятую с березы, и проводил здесь отшельническую жизнь. Окрестные жители, узнав о явленной иконы, стекались для поклонения ей, и начали селиться около хижины старика Парфена, от имени котораго село их прозвалось Пархимковичами. В последствии времени на место Парфениевой хижины построена была церковь, и в ней помещен список с явленной иконы в большем размеру против подлинника, неизвестно куда и кем взятаго. Какой-то помещик, получивший исцеление от тяжкой болезни в Пархимковицкой церкви, украсил сию икону серебряною ризою доселе существующею.

Игуменскаго уезда.

1. Местночтимая чудотворная Ляданская икона Богоматери.

Она находится в Ляданской монастырской Благовещенской церкви. В начале XVIII века п. Тересса Тышкевич, жена воеводы Минскаго Завиши дала эту икону - копию Жировицкой чудотворной иконы - в бывшую Ляданскую деревяную церковь, построенную на месте, указанном Богоматериею, явившеюся некоему поселянину Кирику. Жена Г. Игнатия Завиши, маршалка в. кн. Л., получила исцеление от тяжкой болезни вслдствие его обета построить в Лядах каменную церковь, как это видно из письма Г. Завиши к бывшему тогда настоятелю Ляданскаго монастыря. Записей о других чудесах от сей иконы не сохранилось.

2. Местночтимая чудотворная Дудзицкая икона Богоматери.

Она находится в Дудзицкой Покровской деревяной приходской церкви. По местному преданию, она явилась на сосновом дереве, в лесу, на том месте, где ныне церковь.

3. Местночтимая чудотворная Смиловицкая Казанская икона Богоматери.

Она находится в Смиловицкой приходской Успенской церкви. По местному преданию, она найдена на дороге, и, две женщины, заказывавшия акафист Богоматери пред сею иконою, получили изцеление от тяжкой болезни - одна из г. Киева, а другая из местечка Смилович.

4. Местночтимая чудотворная Марьингорская икона Богоматери.

Она находится в Марьингорской Успенской церкви, приписной к Покровской Новосельской приходской церкви. По местному преданию Богоматерь явилась никоему Сидору, жителю деревни Лядцев, находившемуся в тяжкой болезни, исцелила его и велела поставить крест и церковь на горе. Исцеленный Исидор построил здесь часовню, поставил в ней икону Богоматери и провел здесь в молитве всю остальную жизнь свою. В 1812 году отряд Наполеоновской армии (Вестфальцев), сжег эту часовню и за то поражен был слепотою. Икона, хотя писана на холсте, осталась невредимою. 1814 г. построена здесь деревяная церковь, в которой и помещена была чудотворная икона Богоматери. 1842 г. построена нынешная деревяная трехпрестольная церковь на счет доброхотных подаяний.

Новогрудскаго уезда.

1. Местночтимая чудотворная Вольнянская икона Богоматери.

Она находится в Вольнянской Свято-Тройцкой приходской церкви. В Вольнянском женском монастыре находится рукописное описание чудес, бывших от сей иконы с 1660 года по 1701 год, составленное вероятно бывшими здесь униатскими монахами. (Арх. Вольн. жен. мон.).

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым